Народные поминальные молитвы: жанровая поэтика и специфика бытования

Автор: Королва Светлана Юрьевна, Четина Елена Михайловна, Роготнев Илья Юрьевич

Журнал: Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология @vestnik-psu-philology

Рубрика: Литература в контексте культуры

Статья в выпуске: 2 (18), 2012 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается малоисследованная жанровая разновидность народных поминальных молитв, записанных авторами в северных районах Коми-Пермяцкого округа. В основе их композиционной структуры лежит открытый перечислительный ряд. Персонажи, упоминаемые в текстах, могут быть разделены на 5 групп: 1) персонажи церковно-христианского происхождения; 2) местные первопоселенцы, фигурирующие в фольклоре; 3) персонажи, носящие имена с семантикой «открывания-закрывания»; 4) умершие родственники; 5) умершие неестественной смертью («заложные»). В молитвах особым образом отражается ситуация межкультурного пограничья и межэтнического взаимодействия русских и коми-пермяков.

Еще

Коми-пермяки, народные поминальные молитвы, композиция, жанровые особенности, локальная традиция, народная религия

Короткий адрес: https://sciup.org/14729128

IDR: 14729128

Список литературы Народные поминальные молитвы: жанровая поэтика и специфика бытования

  • Афанасий (Сахаров), архиеп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. Киев, 2008. URL: http://pravbeseda.ru/library/index.php? page=book&id=479 (дата обращения: 15.09.11).
  • Грибова Л.С. Пермский звериный стиль (Проблема семантики). М.: Наука, 1975. 148 c.
  • Дергачева И.В. Древнерусский Синодик: исследования и тексты//Памятники древнерусской мысли: исследования и тексты. Вып. VI. М.: Кругъ, 2011. 404 с.
  • Зеленин Д.К. К вопросу о русалках (культ покойников, умерших неестественной смертью, у русских и у финнов)//Зеленин Д.К. Избр. труды: статьи по духовной культуре. 1901-1913. М.: Индрик, 1994. С.230-298.
  • Климов В.В., Чагин Г.Н. Круглый год праздников, обрядов и обычаев коми-пермяков. Кудымкар: Коми-перм. кн. изд-во, 2005. 256 с.
  • Королёва С.Ю. Представления о мыже в народных поминальных молитвах, несказочной прозе и обрядовой практике коми-пермяков (опыт системного описания)//Вестн. Перм. ун-та. Российская и зарубежная филология. 2011. Вып.4. С.194-203.
  • Кривощеков И.Я. Словарь географическо-статистический Чердынского уезда Пермской губернии. Пермь, 1914.
  • Левкиевская Е.Е. Народные молитвы и апокрифические тексты как обереги//Живая старина. 2002. №4. С.23-25.
  • Народы Поволжья и Приуралья.Коми-зыряне. Коми-пермяки. Марийцы. Мордва, Удмурты / Отв. ред.: Н.Ф. Мокшин, Т.П. Федянович, Л.С. Христолюбова. -М.: Наука, 2000. 579 с.
  • Панченко А.А. «Заложные родители»: смерть, коллективная память и сакральное пространство//Сакральная география в славянской и еврейской культурной традиции: сб. ст. М.: Центр «Сэфер», 2008. С.232-259.
  • Проскомидия//Символ веры [Электронный ресурс]. URL: http://simvol-veri.ru/xp/proskomidiya.html (дата обращения: 13.09.11).
  • Русские заговоры из рукописных источников XVII -первой половины XIX в./Сост., подготовка текстов, статьи и коммент. А.Л.Топоркова. М.: Индрик, 2010. 832 с.
  • Славянские древности: Этнолингв. словарь: в 5 тт./под ред. Н.И.Толстого. М.: Индрик, 1999. Т.2. 680 с.
  • Смирнов И.Н. Вотяки. Историко-этнографический очерк//Изв. об-ва археологии, истории и этнографии при Император. Казан. ун-те. Т.VIII, вып.2. Казань, 1890.
  • Смирнов И.Н. Пермяки. Историко-этнографический очерк//Там же. Т.IX, вып. 2. Казань, 1891.
  • Суббота мясопустная. Текст службы//Православие.ru [Электронный ресурс]. URL: http://days.pravoslavie.ru/rubrics/canon293.htm?id=293 (дата обращения: 09.09.11).
  • Топорков А.Л. Магические тексты в устных и рукописных традициях России XVII-XVIII вв.//Одиссей. Человек в истории. 2008. Script/Oralia: взаимодействие устной и письменной традиций в Средние века и раннее Новое время. М., 2008. С.13-28.
  • Фишман О.М. Жизнь по вере: тихвинские карелы-старообоядцы. М.: Индрик, 2003. 408 с.
  • Четина Е.М. Пасха и Плэшка: весенняя обрядность северных коми-пермяков//Временник Зубовского института. Вып.3. Пасха: Многообразие культурных традиций/ред.-сост. В.В.Виноградов. СПб., 2009. С.92-98.
  • Четина Е.М., Роготнев И.Ю. Символические реальности Пармы: очерки традиционной культуры Пермского края/Перм. гос. ун-т. Пермь, 2010. 224 с.
  • Чугаева С.В. Праздник «Пестера» (Пестерья) у северных коми-пермяков//Коми-пермяки и финно-угорский мир: сб. ст. Кудымкар, 2007. Т.1. С.359-362.
  • Чугаева С.В. Важ важжез касьтылöм -поминание предков на культовых местах коми-пермяков//Сакральная география в славянской и еврейской культурных традициях: сб. ст. М.: Центр «Сэфер», 2008. С.260-271.
  • Шейн П.В. Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края. СПб., 1893. Т.2.
Еще
Статья научная