Народный концепт «Порча» у русских

Автор: Мазалова Наталия Евгеньевна

Журнал: Общество. Среда. Развитие (Terra Humana) @terra-humana

Рубрика: Антропология и этнология в XXI веке

Статья в выпуске: 2 (35), 2015 года.

Бесплатный доступ

Рассматриваются некоторые аспекты народного концепта порчи у русских как сложного структурного образования. Актуальность исследования заключается в комплексном подходе на стыке этнологии и лингвистики. Новизна исследования заключается в том, что, используя структурно-семантический метод, автор выделяет основные характеристики концепта «порча» у русского народа. Впервые в отечественной науке автор доказывает, что порча связана с представлениями о беременности и рождении и, вследствие этого, о получении магического знания. Также выделены фитоморфные, зооморфные, антропоморфные признаки и признаки смерти концепта порча. Дефиниционный анализ основных номинантов концепта «порча» дополнен их функциональным анализом. Порча выступает как объяснительная модель болезни, она возникает в контексте строго определенных статусных отношений: главенства колдунов над другими членами социума, которое определяется владением им магической силой. Порча ассоциируется с тяжелой болезнью, которая приводит к изменению состава и конфигурации тела больного, а также его психологических особенностей.

Еще

Болезнь, колдун, концепт порчи, магическая сила, обряды, человеческое тело

Короткий адрес: https://sciup.org/14031924

IDR: 14031924

Список литературы Народный концепт «Порча» у русских

  • Байбурин А.К. Тоска и страх в контексте похоронной обрядности//Труды факультета этнологии. -2001, вып. 1. -С. 96-105.
  • Баранов Д.А. Беременность//Мужики и бабы: Мужское и женское в русской традиционной культуре. -СПб.: Искусство, 2005. -С. 55-58.
  • Весин Л. Народный самосуд над колдунами//Северный вестник. -1892, № 9. -Отд.2.
  • Виноградова Л.Н. Народная демонология и мифо-ритуальная традиция славян. -М.: Индрик, 2000. -432 с.
  • Врачебное строение в допетровской Руси/Новомбергский Н. -Томск: Паровая типо-лит. Сиб. т-ва печ. дела, 1907.
  • Добровольская В.Е. Народные представления о колдунах в несказочной прозе//Мужской сборник. Вып.1: Мужчина в традиционной культуре. -М., 2001. -С. 95-106.
  • Ефименко П.С. Материалы по этнографии русского населения Архангельской губ.//Известия ОЛЕАЭ. Т.30: Тр. этногр. отдела. Кн. 5, ч. 2. -М., 1878.
  • Загадки русского народа/Сост. Д.Н. Садовников. -СПб.: 1876.
  • Кабакова Г.И. Антропология женского тела в славянской традиции. -М.: Наука, 2001. -335 с.
  • Костров Н.Н. Колдовство и порча между крестьянами Томской губернии//Зап. Зап-Сиб. отд. ИРГО. -Омск, 1879, Кн. 1.
  • Кузнецова В.П. О функциях колдуна в русском свадебном обряде Заонежья//Заонежский сборник. -Петрозаводск, 1992. -С. 117-131.
  • Мазалова Н.Е. Состав человеческий: Человек в традиционных соматических представлениях русских. -СПб.: Петербургское востоковедение, 2001. -216 с.
  • Мазалова Н.Е. Этнографические аспекты изучения личности «знающего»: XIX -начало ХХ в. -СПб: Петербургское востоковедение, 2011. -304 с.
  • Мифологические рассказы и легенды Русского Севера/Сост. и автор коммент. О.А. Черепанова. -СПб., 1996. -312 с.
  • Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири/Сост. Зиновьев. -Иркутск, 1987. -401 с.
  • Нижегородские заговоры (В записях XIX-XX веков)/Сост., вступ. ст. и коммент. А.В. Коровашко. -Нижний Новгород, 1997.
  • Никитина Н.А. К вопросу о русских колдунах//Русское колдовство, ведовство, знахарство. -СПб., 1994. -С. 172-205.
  • Новомбергский Н.Я. Колдовство в Московской Руси ХVII в. -М., 1906.
  • Пименова М.В. Концептуальные исследования и национальная ментальность//Гуманитарный вектор. -2011, № 4 (28).
  • Попов Г. Русская народно-бытовая медицина. -СПб., 1903. -414 с.
  • Преображенский А.Г. Этимологический словарь русского языка. Т. 2. -М., 1959.
  • Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. -366 с.
  • Русинова И.И. Еще раз об облике бесовском. Статья I (на материале мифологических рассказов Пермского края//Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. -2010, вып. 3 (9). -С. 18-24.
  • Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Материалы «Этнографического бюро» князя В.Н. Тенишева. Т. 2: Ярославская губерния. Ч. 1: Пошехонский уезд. -СПб.: Изд-во «Деловая типография», 2006.
  • Русский календарно-обрядовый фольклор Сибири и Дальнего Востока 1997: Песни, заговоры. Т. 13. -Новосибирск: Наука, 1997.
  • Словарь русских народных говоров. Т. 10. -М.-Л.: Наука, 1974.
  • Словарь русских народных говоров. Т. 37. -М.-Л.: Наука, 2007.
  • Титов А. Дела XVIII в.//Русский архив. Кн. 3, -1902, № 11.
  • Толстая С. «Глаголы судьбы» и их корреляты в языке культуры//Понятие судьбы в контексте разных культур. -М.: Наука, 1994. -С. 117-131.
  • Топоров В.Н. Об одной индоевропейской заговорной традиции (избранные главы)//Исследования в области балто-славянской культуры: Заговор. -М.: Наука, 1993.
  • Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. 3. -М.: Терра -книжный клуб, 2008.
  • Христофорова О.Б. Заметки о колдовстве и естественных надобностях//АБ-60: Сборник статей к 60-летию А.К. Байбурина. -СПб.: Изд-во Европейского ун-та в СПб., 2007.
  • Эванс-Причард Э.Э. Колдовство, оракулы и магия у азанде//Магический кристалл: Магия глазами ученых и чародеев. -М.: Республика, 1994.
  • Элиаде М.Шаманизм. Архаические техники экстаза. -Киев: София, 2000. -480 с.
Еще
Статья научная