Наследование признака высокого содержания олеиновой кислоты в масле семян F2 и поколения BC1 рапса озимого (Brassica napus L.)
Автор: Голова А.А.
Рубрика: Селекция, семеноводство и биотехнология сельскохозяйственных растений
Статья в выпуске: 2 (194), 2023 года.
Бесплатный доступ
Целью работы являлось изучение закономерностей наследования признака высокоолеиновости в F2 и поколении BC1 рапса озимого для получения новых знаний о генетических механизмах высокого содержания олеиновой кислоты в масле семян и научно обоснованных подходов в создании селекционного материала с высоким содержанием олеиновой кислоты. Исследования были проведены в 2021-2022 гг. в полевых условиях. Материалом послужили реципрокные гибриды F1 от скрещиваний высокоолеиновой линии ВН-1848 (79,3 %) с двумя линиями из сортов Сармат и Селегор селекции ФГБНУ ФНЦ ВНИИМК с традиционным содержанием олеиновой кислоты в масле семян - 62,1 и 60,5 % соответственно. Для получения семян BC1 использовались гибриды F1. В 2022 г. получены F2 и поколение BC1. В гибридах F2 наблюдалось расщепление по двум фенотипическим классам в соотношении 15 : 1. К первому были отнесены линии, в масле семян которых содержание олеиновой кислоты было менее 79 %, ко второму - линии, имеющие высокие показатели этого признака на уровне или выше родительского высокоолеинового компонента (18 : 1 > 79 %). Это предполагает контроль признака двумя парами неаллельных генов с аддитивным эффектом. В результате возвратных скрещиваний с использованием в качестве материнского компонента высокоолеиновой линий ВН-1848 было получено 55 генотипов с низким содержанием олеиновой кислоты (18 : 1 79 %). Это соответствовало расщеплению в соотношении 3 : 1. Все значения χ2 оказались меньше 3,8, р > 0,05. Результаты исследований подтверждают наше предположение о контроле содержания олеиновой кислоты в масле семян двумя парами неаллельных генов, проявление этого признака у растений наблюдается только тогда, когда все аллели находятся в гомозиготном рецессивном состоянии.
Рапс озимый, олеиновая кислота, наследование, жирнокислотный состав, реципрокные скрещивания, возвратные скрещивания
Короткий адрес: https://sciup.org/142238719
IDR: 142238719 | DOI: 10.25230/2412-608X-2023-2-194-28-33
Текст научной статьи Наследование признака высокого содержания олеиновой кислоты в масле семян F2 и поколения BC1 рапса озимого (Brassica napus L.)
Введение. Рапс масличный ( Brassica napus L.) является одной из важнейших масличных культур во всем мире как источник высококачественного пищевого растительного масла для потребления человеком. Качество рапсового масла в основном определяется его жирно-кислотным составом, в частности соотношением трёх основных ненасыщенных жирных кислот: олеиновой (С18 : 1), линолевой (С18 : 2) и линоленовой (С18 : 3) [1]. Одним из важнейших направлений в селекции рапса является повышение содержания олеиновой кислоты в масле семян [2]. Такой тип масла сохраняет преимущества низкого содержания насыщенных жирных кислот; его можно использовать для многократного обжаривания продуктов питания при высокой температуре без потери вкусовых качеств и вреда для здоровья [3]. В результате испытаний на устойчивость высокоолеино-вого рапсового масла к окислению было установлено, что снижение доли полине-насыщенных кислот до уровня 9–10 %, значительное увеличение доли олеиновой кислоты в масле семян, а также более высокое содержание природных антиоксидантов – токоферолов положительно влияет на устойчивость высокоолеиново-го рапсового масла к процессам окисления более чем в 5 раз в сравнении с традиционным рапсовым маслом и более чем в 1,5 раза по сравнению с оливковым маслом [4].
Для селекции рапса на улучшение качественных характеристик масла большое значение имеет понимание механизма биосинтеза входящих в его состав жирных кислот [5]. Согласно исследованиям в области биохимии липидов, основным геном, который вызывает превращение стеариновой кислоты в олеиновую, является FAD1 [6]. Решающую роль в преобразовании олеиновой кислоты в линолевую играет FAD2 (Fatty acid desaturase 2) – десатураза жирных кислот, которая находится в эндоплазматическом ретикулуме и катализирует процесс десатурации путём образования второй двойной связи в дельта-12-позиции. В исследованиях китайских учёных было подтверждено, что существует четыре аллеля гена FAD2, которые появились в рапсе от синтетической гибридизации его диплоидных предшественников – сурепицы (Brassica rapa L.) и капусты огородной (Brassica oleracea L.), каждый из которых имеет по две аллели FAD2 [7]. В исследованиях о генетическом контроле наследования признака высокого содержания олеиновой кислоты в масле семян рапса были рассчитаны генетические эффекты аддитивности, доминирования и эпистаза в популяциях F2 двух мутантных аллелей BnFAD2. Cреднее содержание олеиновой кислоты у линий с генотипом aabb или AABB в популяции F2 составило примерно 85 % и 63 % соответственно, как и у родительских линий. Увеличение содержания олеиновой кислоты сопровождалось снижением содержания линолевой и линоленовой кислот, тогда как содержание масла у линий не претерпевало существенных изменений. Аналогичная ситуация наблюдалась в следующих поколениях F2 и BC1. Наследование содержания олеиновой кислоты в основном контролировалось аддитивным эффектом [8].
В последние несколько десятилетий как мутагенез, так и генетическая трансформация определённых фрагментов ДНК широко использовались для создания новых сортов, поскольку эти стратегии значительно облегчают процессы селекции [9]. Однако такие методы имеют недостатки. Например, мутагенез может вводить случайные мутации, которые возможно удалить только с помощью трудоёмких и требующих долгого времени стратегий селекции. С генетической трансформацией связаны возможные проблемы со здоровьем людей и окружающей средой [10]. Поэтому актуальным 29
остаётся использование методов традиционной селекции.
В результате ранее проведённых исследований нами было установлено, что наследование признака высокого содержания олеиновой кислоты в масле семян F 1 рапса озимого при скрещивании высо-коолеиновых линий с продуктивными линиями из сортов Сармат и Селегор с традиционным жирно-кислотным составом наблюдается промежуточный тип наследования [11]. Это согласуется с аналогичными результатами, полученными китайскими учёными, которые установили, что показатели олеиновой кислоты в поколении F 1 являются средними между родителями с высоким (80,5 %) и нормальным (62,7 %) содержанием олеиновой кислоты в масле семян. Причём при использовании высокоолеиновой линии в качестве материнского компонента, а в качестве отцовского – линии с традиционным жирно-кислотным составом, содержание С18 : 1 было 73,4 %. В скрещиваниях в обратном направлении это значение равнялось 67,8 %, что говорит о присутствии материнского эффекта [12].
Целью данной работы является продолжение изучения закономерностей наследования признака высокоолеиново-сти в F 2 и поколении BC 1 рапса озимого для получения новых знаний о генетических механизмах высокого содержания олеиновой кислоты в масле семян и научно обоснованных подходов в создании селекционного материала с высоким содержанием олеиновой кислоты.
Материалы и методы. Исследования были проведены в 2021–2022 гг. Материалом послужили реципрокные гибриды F1 от скрещиваний высокоолеиновой линии ВН-1848 (79,3 %) с двумя линиями из сортов Сармат и Селегор селекции ФГБ-НУ ФНЦ ВНИИМК с традиционным содержанием олеиновой кислоты в масле семян – 62,1 и 60,5 % соответственно. Для получения семян BC1 использовались гибриды F1. С этой целью были проведены возвратные скрещивания, где в каче- стве рекуррентов выступали как высокопродуктивные линии из сортов Сармат и Селегор, так и высокоолеиновая линия ВН-1848. В 2022 г. получены F2 и поколение BC1 в полевых условиях. Весь материал проходил оценку на содержание олеиновой кислоты в масле семян с помощью ИК-спектрометрии на приборе MATRIX-I Bruker Optics в стандартной комплектации [13]. Для систематической оценки соответствия фактического расщепления теоретически ожидаемому применялся метод критерия значимости хи-квадрат (χ2) [14].
Результаты и обсуждение. В реципрокных скрещиваниях линии ВН-1848 с линиями из сортов Сармат и Селегор содержание олеиновой кислоты в масле семян имело среднее значение между родительскими формами – 69,4 % в скрещиваниях с линией из сорта Селегор и 71,0 % в скрещиваниях с линией из сорта Сармат. В связи с тем, что в F 1 не наблюдался сильный материнский эффект, для последующего изучения признака высокого содержания олеиновой кислоты в F 2 и поколении BC 1 реципрокные скрещивания были объединены (табл. 1). Анализ показал, что содержание олеиновой кислоты в масле семян гибридов F 2 варьировало от 65,0 до 80,6 %. Наблюдалось расщепление по двум фенотипическим классам в соотношении 15 : 1. К первому были отнесены линии, в масле семян которых содержание олеиновой кислоты было менее 79 %, ко второму – линии, имеющие высокие показатели этого признака – на уровне или выше родительского высоко-олеинового компонента (18 : 1 > 79 %). Проверка полученных соотношений по критерию хи-квадрат (χ2) свидетельствовала о случайном различии между фактическими и теоретически ожидаемыми результатами, поскольку значение χ2 оказалось меньше 3,8, р > 0,05 (табл. 1). Согласно полученным данным можно предположить, что содержание олеиновой кислоты в масле семян контролируется двумя парами неаллельных генов, которые вызывают аддитивный эффект.
Таблица 1
Результаты гибридологического анализа признака высокого содержания олеиновой кислоты в масле семян F 2 рапса озимого
Комбинация скрещивания |
18 : 1 < 79 %, шт. |
18 : 1 > 79 %, шт. |
Соот-ношение |
χ2 |
Веро-ят-ность |
||
фак-ти-чес-кое |
тео-рети-чес- кое |
фак-ти-чес-кое |
тео-рети-чес- кое |
||||
(ВН-1848 х Селегор), (Селегор х ВН-1848) |
67 |
68,4 |
6 |
4,6 |
15 : 1 |
0,7 |
0,3-0,5 |
(ВН-1848 х Сармат), (Сармат х ВН-1848) |
62 |
60,9 |
3 |
4,1 |
15 : 1 |
0,5 |
0,3-0,5 |
Чтобы удостовериться в изложенной гипотезе, наследование олеиновой кислоты было изучено и в поколении BC 1 . В первой части опыта проводились возвратные скрещивания (беккроссы), где линии из сортов Сармат и Селегор с традиционным жирно-кислотным составом являлись материнскими формами, а реципрокные гибриды F 1 - отцовскими. В результате расщепления в поколении BC 1 на биотипы с разными показателями олеиновой кислоты высокоолеиновых форм найдено не было. Показатели варьировались от 62,0 до 76,7 %. Это говорит о рецессивности признака высокого содержания олеиновой кислоты, из-за чего он и не проявился в фенотипе. Соотношение по такой схеме скрещивания: AABB х AaBb = 4 : 0.
Во второй части опыта возвратные скрещивания проводились с использованием в качестве материнского компонента растения высокоолеиновой линий ВН-1848, отцовским компонентом являлись реципрокные гибриды F1. Согласно нашим предположениям о рецессивном состоянии генов, отвечающих за признак высокого содержания олеиновой кислоты в масле семян, в таком типе возвратного скрещивания (aabb × AaBb) соотношение в фенотипе должно равняться 3 : 1. В результате в поколении BC1 при таком направлении скрещивания содержание олеиновой кислоты в масле семян находилось в пределах от 67,0 до 81,9 %. Было получено 55 генотипов с низким содержанием олеиновой кислоты (18 : 1 < 79 %) и 11 генотипов с высокими показателями этого признака (18 : 1 > 79 %). Это соответствует расщеплению в соотношении 3 : 1. Значения х2 оказались меньше табличных, поэтому различия между фактически полученными величинами и теоретически ожидаемыми можно считать случайными (табл. 2).
Таблица 2
Результаты гибридологического анализа признака высокого содержания олеиновой кислоты в масле семян BC 1
Комбинация скрещивания |
18 : 1 < 79 %, шт. |
18 : 1 > 79 %, шт. |
Соот-ношение |
χ2 |
Веро-ят-ность |
||
фак-ти- чес-кое |
тео-рети-чес-кое |
фак-ти- чес-кое |
тео-рети-чес-кое |
||||
ВН-1848 х (ВН-1848 х Селегор), (Селегор х ВН-1848) |
27 |
24,0 |
5 |
8,0 |
3 : 1 |
1,5 |
0,2-0,3 |
ВН-1848 х (ВН-1848 х Сармат), (Сармат х ВН-1848) |
28 |
25,5 |
6 |
8,5 |
3 : 1 |
1,0 |
0,3-0,5 |
Результаты исследований подтверждают наше предположение о контроле содержания олеиновой кислоты в масле семян двумя парами неаллельных генов. Проявление этого признака у растений наблюдается только тогда, когда все аллели находятся в гомозиготном рецессивном состоянии.
Заключение. Изучение наследования высокого содержания олеиновой кислоты в масле семян рапса озимого селекции ФГБНУ ФНЦ ВНИИМК показало, что этот признак контролируется взаимодействием двух неаллельных генов. Проявление этого признака в гибридах F2 и поколении BC1 наблюдается только то- гда, когда все аллели находятся в гомозиготном рецессивном состоянии.
Список литературы Наследование признака высокого содержания олеиновой кислоты в масле семян F2 и поколения BC1 рапса озимого (Brassica napus L.)
- Gillingham L.G., Harris-Janz S., Jones P.J. Dietary monounsaturated fatty acids are protective against metabolic syndrome and cardiovascular disease risk factors // Lipids. 2011 Vol. 46 (3). - P. 209-28. DOI: 10.1007/s11745-010-3524-y.
- Zhao Q., Wu J., Cai G., Yang Q., Sha-hid M., Fan C., Zhang C. and Zhou Y. A novel quantitative trait locus on chromosome A9 controlling oleic acid content in Brassica napus // Plant Biotechnol. - 2019. - Is. 17. -P. 2313- 2324.
- Kaur H., Wang L., Stawniak N., Sloan R., van Erp H., Eastmond P., Bancroft I. The impact of reducing fatty acid desaturation on the composition and thermal stability of rapeseed oil. Plant Biotechnol J. - 2020. -Vol. 18 (4). - Р. 983-991. DOI: 10.1111/pbi.13263.
- Ефименко С.Г., Ефименко С.К., Быкова С.Ф., Давиденко Е.К. Рапсовое высокоолеиновое масло как альтернатива оливковому маслу // Масложировая промышленность. - 2016. - № 1. - С. 16-18.
- Tang S., Liu D.-X., Lu S., Yu L., Li Y., Lin S., Li L., Du Z., Liu X., Li X., Ma W., Yang Q.-Y., Guo L. Development and screening of EMS mutants with altered seed oil content or fatty acid composition in Bras-sica napus // Plant J. - 2020. - 104 (5). - P. 1410-1422. DOI: 10.1111/tpj.15003.
- Guan C., Liu C., Chen S., Pen Qi, Li X., Guan M. High oleic acid content breeding materials of Brassica napus L. produced by 60Co radiation // Abstracts of the 12th Inter. Rapeseed Cong., China, Wuhan, 26-30 March, 2007. - P. 35.
- Lee K.-R., Sohn S., Jung J., Kim S., Roh K., Kim J.-B., Suh M., Kim H. Functional analysis and tissue-differential expression of four FAD2 genes in amphidiploid Brassi-ca napus derived from Brassica rapa and Brassica oleracea // Gene. - 2013. - V. 531. -Is. 2. - P. 253-262. DOI: 10.1016/j.gene. 2013.08.095.
- Long W., Hu M., Gao J., Chen S., Zhang J., Cheng L., Pu H. Identification and functional analysis of two new mutant BnFAD2 alleles that confer elevated oleic acid content in rapeseed // Front Genet. -2018. Vol. 9. - P. 399. DOI: 10.3389/fgene.2018.00399.
- Schouten H.J., Jacobsen E. Are mutations in genetically modified plants dangerous? // J. Biomed Biotechnol. - 2007. - Vol. 7. - Art. No 82612. DOI: 10.1155/2007/82612.
- Arntzen C.J., Coghlan A., Johnson B., Peacock J., Rodemeyer M. GM crops: science, politics and communication // Nat. Rev. Genet. - 2003. - 4. - Р. 839-843. DOI: 10.1038/nrg1185.
- Golova A.A., Gorlova L.A. Study on the inheritance of oleic acid content in reciprocal F1 hybrids of winter rapeseed at V.S. Pustovoit All-Russian Research Institute of Oil Crops // IOP Conf. Ser.: Earth Environ. -2022. - Sci. 979. - Art. No 012005. DOI 10.1088/1755-1315/979/1/012005.
- Guan M., Li X. Study on inheritance law of oleic acid character on Brassica na-pus // Life Sci. Res. - 2009. - Vol. 13. - No. 2. - P. 152-7.
- Ефименко С.Г., Ефименко С.К., Кучеренко Л.А., Нагалевская Я.А. Экспресс-оценка содержания основных жирных кислот в масле семян рапса с помощью ИК-спектрометрии // Масличные культуры. Науч.-тех. бюл. ВНИИМК. - 2015. -Вып. 4 (164). - С. 35-40.
- Доспехов Б.А. Методика полевого опыта (с основами статистической обработки результатов исследований). 5-е изд. -М.: Агропромиздат, 1985. - 351 с.