Научно-реставрационные работы в историко-архитектурном музее под открытым небом ИАЭТ СО РАН

Автор: Майничева А.Ю., Бадмаев А.А., Бурнаков В.А., Мыльников В.П., Нестеров С.П.

Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas

Рубрика: Вопросы методики и организации исследований

Статья в выпуске: XIII, 2007 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14521398

IDR: 14521398

Текст статьи Научно-реставрационные работы в историко-архитектурном музее под открытым небом ИАЭТ СО РАН

Биозащита археологических экспонатов. На территории ИАМ сосредоточено несколько десятков каменных изваяний и артефактов различных исторических эпох: от древнекаменного века до позднего средневековья. Это - гигантский нуклеус (ядрище) из палеолитической стоянки Улалинка вблизи г. Горно-Алтайска республики Горный Алтай; каменные глыбы с рисунками эпохи неолита из пос. Сикачи-Алян на Нижнем Амуре; изваяния и плиты с рисунками эпохи бронзы из Южной Сибири; оленные камни плиты с рисунками людей и животных раннего железного века; комплекс стел (вертикально стоящих каменных плит) погребения эпохи бронзы из памятника Семисард на Алтае; скульптурные изображения древнетюркских воинов; база каменной колонны X-XII вв. н. э. из долины р. Тунгуcки (приток Амура) около г. Хабаровска; базальтовая ступа для обработки зерна того же времени; камень с буддийской надписью на тибетском и старомонгольском языках XVI-XVII вв.; изваяние буддийского божества воды Лубан Жалбо Бурхан XVIII-XIX вв. из Забайкалья.

Все каменные артефакты были установлены в 1989-1990 гг. на обширной территории от въездных ворот до обрыва к р. Зырянка. За прошедшие годы многие камни, особенно мелкие, погрузились в землю, заросли травой и покрылись плотными разноцветными корками грибковых и лишайниковых образований. Многие изображения на изваяниях и плитах и их отдельные детали скрылись под слоями органических наростов, которые портят не только поверхность каменных основ, но и их структуру, заполняя трещины и щели и размножаясь в них.

Для спасения уникального культурного наследия прошлого сотрудниками сектора музейных технологий и реставрации ИАЭТ СО РАН были предприняты неотложные первоочередные меры по восстановлению пер- воначального облика экспонатов каменной галереи по апробированной в реставрационной практике методике [Актуальные проблемы фондовой работы музеев, 1978; Никитин, Мельникова, 2002]. Были проделаны следующие охранно-реставрационные мероприятия: оценка состояния каждого экспоната; определение видов грибковых наростов и отбор проб для лабораторных анализов; заказ и изготовление специальных растворов для обработки грибков-лишайников с целью их уничтожения; составление растворов для консервирующей пропитки поверхностей каменных изваяний, препятствующих образованию грибковых наростов и действия влаги. Важным мероприятием в этом направлении было изготовление бетонных постаментов, изолирующих каждое изваяние от воздействия травяного покрова и тем самым в значительной степени уменьшающим риск повторного заражения каменных поверхностей грибковыми наростами. Были проведены следующие технологические операции по сухой обработке поверхностей каменных артефактов и изваяний, наложение водяных компрессов и последующая очистка каменных поверхностей щетками с естественной щетиной и деревянными лопатками разбухшей и отмякшей консистенции мхов-лишайников, смывание их водой, естественная сушка поверхностей каменных изваяний, пропитка высушенных изваяний биозащитными и гидрофобными растворами серии «Оберег» от нежелательного действия органики и влаги, обеспечивающими сохранность поверхностей каменных артефактов в течение 10-15 лет. Обработано 22 каменных изваяния.

Огнебиозащита Спасской церкви из Зашиверска и башен Казымско-го острога. Наряду с оригинальными бревнами Спасской церкви из Заши-верска и башен Казымского острога, сохранившимися со времени их первоначальной постройки, для целей реконструкции в срубы были введены части новых бревен – «протезы». Для галереи также была использована новая древесина. За прошедшие со времени их сооружения двадцать лет они подверглись поражению биоразрушителями – жуками-точильщиками и плесневыми грибами, а также они представляют определенную пожарную угрозу. Кроме того, вставки в сруб церкви и галерея разрушают цветовое единство здания, резко контрастируя с основным срубом.

Поскольку оригинальные бревна были полностью обработаны после разборки зданий фенолфенолятами по рекомендованной в тот период методике, их сохранность и устойчивость к огнебиоугрозе превышают эти же показатели новых конструкций. Для обеспечения сохранности новых конструкций церкви был выработан комплекс мероприятий, включающий механическую очистку, обработку составами по огнебиозащите древесины серии «Оберег», которые гарантировали сохранность деревянных конструкций в течение 10-15 лет. В настоящее время все новые конструктивные детали церкви и башен обработаны без нарушения их цветовой характеристики.

Работы по развитию экспозиции музея. В целях подготовки программы по развитию музея были выполнены работы для воссоздания раннесредневековых жилищ населения Дальнего Востока, а также жилищно- хозяйственных комплексов аборигенного населения Сибири: разработан эскизный проект жилища средневекового населения Приамурья, а также осуществлен сбор материалов для размещения на территории музея жилищ и хозяйственных построек бурят и хакасов.

Материалы для эскизного проекта реконструкции жилища сезонной промысловой стоянки средневекового населения Приамурья . В западной части Приамурья начало эпохи средневековья связано с михайловской археологической культурой (III–X вв.), носителями которой были монголоязычные бэй шивэй. Хорошая сохранность найденных археологами деталей сгоревших жилищ [Деревянко, 1975; Древности Буреи, 2000, Дьякова, Глинский, 1983, с. 134-140] позволила восстановить их конструкцию и внешний вид. На начальном этапе возведения жилища отрывался котлован подквадратных очертаний. Затем в котловане сооружалась квадратная в плане рама-основа из бревен (со сторонами 3 – 6 м), которая устанавливалась на опорных столбах. Все бурейские жилища были каркасные, с рамой-основой и четырьмя стропилами, которые упирались нижними концами в углы рамы, а верхние соединялись в пучок. Готовое жилище представляло собой конструкцию пирамидальной формы. Общей деталью интерьера был очаг прямоугольной в плане формы, оконтуренный по периметру плашками. В этнографическое время сходный с описанным принцип строительства получил воплощение в каркасных шалашах нанайцев и в полуподземных жилищах нивхов [Историко-этнографический атлас..., 1961, с. 136, 145].

Материалы для экспозиции традиционного жилища аборигенов Сибири (хакасов и бурят) .

Хакасское жилище. Хакасам были известны переносные решетчатые и непереносные со столбами юрты ( иб ), конической и усеченной пирамидообразной формы жилища, четырехстенные и многоугольные бревенчатые срубы, землянки и избушки, пятистенные и крестовые дома [Патачаков, 1982, с. 5]. Одним из архаичных типов жилищ являлся алачых иб – конический шалаш, имеющий сходство с чумом и широко распространенный среди народов Сибири [Попов, 1961, с. 140-144; Вайнштейн, 1961, с. 85-90; Тощакова, 1978, с. 81-84]. Зимние жилища хакасов – соол иб – представляли собой землянки или небольшие однокамерные избушки. В XIX в. произошел переход хакасов с полукочевого образа жизни на оседлый. Переносная юрта постепенно исчезла из народного быта. Вместо нее получила широкое распространение более прочная и устойчивая стационарная деревянная юрта. С конца XIX в. основным типом зимнего жилища у хакасов становятся срубные дома - однокамерная изба с земляным или деревянным полом, а также многокамерные дома, пятистенные или крестовые.

Бурятское жилище. Новые материалы, характеризующие жилища бурят, были найдены в Национальном архиве Республики Бурятия, где изучались дела фондов «Верхоленская степная дума» и «Селенгинская степная дума» [НАРБ, Ф. 2, 4. Оп. 1]. К концу века количество деревянных юрт уже существенно превосходило число имеющихся войлочных юрт. Основным типом жилищ на них были однокамерные избы «зимовье», правда, с конца XIX в. состоятельная прослойка бурят начала застраиваться высокими просторными 1-2-камерными домами с несколькими большими окнами, имеющими декоративно оформленные наличники и ставни, высокое крыльцо.

Летник состоял из нескольких деревянных или войлочных юрт. 4-стенные бревенчатые юрты имели сруб из 10-12 венцов, небольшие оконные проемы, обращенные на юг, двускатные крыши, с входом, над которым возвышался козырек из выпусков верхних бревен. Крыша обычно покрывалась дранкой.

Итак, сезон строительно-реставрационных работ 2007 г. в ИАМ под открытым небом был завершен выполнением научно обоснованного комплекса неотложных работ по огнебиозащите памятников археологии и архитектуры, что позволяет говорить об обеспечении их сохранности на следующее десятилетие. Выполненные полевые исследования создали информативную базу для развития экспозиции и разработки новой концепции ИАМ.

Статья