Научные подходы к пониманию обеспечения безопасности дорожного движения в государственном управлении

Бесплатный доступ

В статье рассматривается ряд подходов, сложившихся в правовой науке к пониманию обеспечения безопасности дорожного движения. Подчеркивается ключевая роль государственного управления в обеспечение безопасности дорожного движения. Отмечается значительное снижение в России социальных и транспортных рисков, являющихся результатом дорожно-транспортных происшествий, за последние два десятилетия. Автор, на основе анализа, характеризует три этапа концептуализации обеспечения безопасности дорожного движения, включающих все больший круг элементов. В заключении автор делает вывод, что научная разработка содержательных характеристик понятия «обеспечение безопасности дорожного движения» имеет не только хронологические особенности, связанные с политическими, социально-экономическими, техническими условиями, технологическим совершенствованием, но и связана с развитием государственного управления в указанной области безопасности.

Еще

Государственное управление, правовая наука, концепция, обеспечение безопасности дорожного движения, этапы развития

Короткий адрес: https://sciup.org/14128608

IDR: 14128608

Текст статьи Научные подходы к пониманию обеспечения безопасности дорожного движения в государственном управлении

Одним из важных направлений внутренней государственной политики Российской Федерации на период 2000–2030 гг. является обеспечение безопасности дорожного движения. Развитие автотранспорта является составной частью как экономического роста страны, так и благосостояния граждан, увеличивая их мобильность и удовлетворение различных потребностей. Непрерывное нарастание темпов роста автомобильного транспорта усиливает требования к организации дорожного движения, состоянию дорожной инфраструктуры, к обеспечению безопасности участников дорожного движения и перевозке грузов.

Описание исследования

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. В Конституции

Российской Федерации1 ст. 2 закреплено: «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». В соответствии со ст. 45 высшего нормативного акта страны человеку и гражданину в Российской Федерации гарантируется государственная защита его прав и свобод. Государство обязуется принимать исчерпывающие меры к устранению обстоятельств и причин им способствовавшим, угрожающих жизни и здоровью граждан.

В действующем Федеральном законе «О безопасности дорожного движения» ст. 1 определены правовые основы обеспечения указанной области безопасности1. Круг задач, по обеспечению безопасности участников дорожного движения включает: приоритет охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиту их прав и законных интересов, а также защиту интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий.

Государственная политика в указанной области безопасности базируется на ряде принципов, закрепленных ст. 3 ФЗ «О безопасности дорожного движения». Закон указывает на приоритет государственной ответственности за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан и приоритет жизни и здоровья граждан над экономическими выгодами хозяйственной деятельности. Ведущим подходом в государственной деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения признан программно-целевой подход.

Российское гражданское законодательство признает транспорт источником повышенной опасности, поэтому правовое регулирование общественных отношений участников дорожного движения является решающим фактором в обеспечении безопасности дорожного движения. За нарушения в области безопасности дорожного движения предусматривается административная, гражданская и уголовная ответственность. В силу массовой вовлеченности населения страны в данный процесс, ключевым является административно-правовое регулирование (Кодекс Российской Федерации об административных право-нарушениях2, гл. 12), в котором отражается государственная политика по охране общественного порядка и обеспечению безопасности общественных отношений в области дорожного движения.

Проблема обеспечения безопасности участников дорожного движения в России актуализировалась в начале 2000-х гг. в условиях высоких темпов автомобилизации, интенсивной эксплуатации дорог и увеличением количества административных пра-вонарушений3. По статистическим данным в 2005 году в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) в России погибло более 31 тыс. человек и более 205 тыс. получили травмы разной степени тяжести. А по итогам предыдущего 2022 года в стране произошло 126 705 дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими. В течение года на дорогах страны погибли 14 172 человека, 159 635 получили травмы. Несомненно, можно констатировать положительную динамику снижения человеческих жертв в дорожно-транспортных происшествиях, что в первую очередь является результатом двух федеральных целевых программ, последовательно реализованных в периоды 2006–2012 гг. и 2013–2020 гг.

В настоящее время правительством принята «Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018–2024 годы», осуществляется Национальный проект «Безопасные качественные дороги» с реализацией до 2030 года4. Все вышеперечисленное является отражением государственного управления в области обеспечения безопасности дорожного движения. Однако до приближения к высшим мировым стандартам социальных рисков, то есть статистическому показателю 4,0 на 100 тыс. чел., еще достаточно далеко, при этом известно, что основной причиной дорожно-транспортных происшествий остаются нарушения правил дорожного движения.

Рассмотрим генезис изучения и разработки ключевых подходов к пониманию безопасности дорожного движения. В российской правовой науке к настоящему времени сложилось несколько подходов, и, соответственно, существует ряд дефиниций понятия «безопасность дорожного движения». От концептуального понимания сути и содержания безопасности дорожного движения в значительной мере зависит эффект, который может быть получен от объединения усилий специалистов из разных областей, оказывающих прямое влияние на безопасность дорожного движения. Наиболее интенсивно научные исследования в данной сфере в нашей стране стали проводиться 70–80-е годы ХХ века.

В соответствии с изменяющимися социально-экономическими и политическими условиями, новым правовым осмыслением данного явления с 90-х годов ХХ века по настоящее время наблюдается эволюция концептуального понимания сферы безопасности дорожного движения. Обеспечение безопасности дорожного движения в силу значимости для полноценного функционирования государства, всех сфер общественной жизни, а также в силу массовости данного явления (пешеходы, пассажиры, водители), относится к ключевым аспектам общественных отношений, нуждается в правовом регулировании и государственном управлении.

В силу актуальности данной проблемы для нашей страны в научной правовой среде длительное время наблюдается повышенный интерес к различным аспектам обеспечения безопасности дорожного движения, таких как организация дорожного движения, системность государственного управления, административно-юрисдикционная деятельность полиции в области безопасности дорожного движения, эффективность деликтного права в указанной области безопасности и др. Данным аспектам, которые поэтапно выходили на первоочередные рубежи правовых исследований, посвящены труды

М. Б. Афанасьева, В. И. Жулева, В. В. Лукьянова, Г. И. Клинковштейна, Б. В. Россинского, В. В. Головко, М. В. Мукабенова, П. В. Молчанова, В. И. Майорова и др.

Рассматривая генезис изучения и ключевые проблемы безопасности дорожного движения в нашей стране можно выделить несколько этапов, имеющих ряд характерологических особенностей:

1-й этап — «технократичности» (70-е гг. ХХ в.) — период роста автомобилизации; исследовались главным образом, технические аспекты автомобилизации и дорожного строительства, изучались проблемы безопасности дорожного движения в контексте «автомобиль — дорога», рассматривались вопросы организации дорожного движения;

2-й этап — «социально-экономической эффективности» (80-е гг. ХХ в.) — можно охарактеризовать как этап комплексного подхода к изучению безопасности дорожного движения, наблюдается расширение «объекта» изучения, значительное внимание стало уделяться влиянию «человеческого фактора» на безопасность в дорожном движении, таким образом в классическую диаду был введен ключевой элемент «водитель — автомобиль — дорога»;

3-й этап — « концептуализации» (с конца 80-х — н ачала 90-х гг. по настоящее время) — произошло изменение государственного управления системы обеспечения безопасности дорожного движения на фоне политических и социально-экономических преобразований. Во-первых, взято направление на совершенствование правового регулирования общественных отношений в данной области безопасности; во-вторых, «безопасность дорожного движения» стала рассматриваться не как изолированное явление, а как часть среды, что расширило границы понимания в контексте «водитель — автомобиль — дорога — среда» (ВАДС).

Данный подход получил свое отражение в российской правовой системе, прежде всего в Правилах дорожного движения, утвержденных постановлением Cовета Министров Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 10901. Дальнейшее концептуальное понимание безопасности дорожного движения получило нормативное закрепление в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения», где дано следующее определение: «Безопасность дорожного движения — состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий»2. Кроме данного понятия, закрепленного в ФЗ «О безопасности дорожного движения», существует целый ряд других научных определений, раскрывающих различные аспекты содержания данного понятия. Исходя из структуры понятия «безопасность дорожного движения», в первую очередь можно выделить две его составляющие — «безопасность» и «дорожное движение».

Согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения», « дорожное движение — это совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дороги (ст. 2)». Такое же определение закреплено и в Правилах дорожного движения.

Одним из первых в нашей стране к научной разработке на основе теоретического и практического опыта вопросов безопасности дорожного движения приступил В. В. Лукьянов. Особенностью данного подхода стало рассмотрение дорожного движения не просто как процесса безопасного движения транспортных средств по определенным правилам. Он рассмотрел данный процесс в более широком аспекте, включив в него всех участников (водителей, пешеходов и пассажиров), движение которых по дорогам определяется специальными правилами для каждого участника. Именно ему принадлежит емкое, но при этом самое краткое и актуальное по сей день определение: «Обеспечение безопасности дорожного движения — это предупреждение дорожно-транспортных происшествий»3.

В дальнейших исследованиях более развернутая формулировка была предложена И. К. Шахриманьян: «современное дорожное движение — это перемещение людей и грузов механическими транспортными средствами, а также людей вне этих транспортных средств по дорогам, регламентированное специальными правовыми нормами, регулируемое государственными органами, протекающее в условиях реальной опасности возникновения обстоятельств, препятствующих продолжению этого процесса»4. Перечисленные трактовки относятся к первому «технократическому» этапу теоретических построений безопасности дорожного движения, но в определении, данном И. К. Шахриманьяном, уже отражается социально-правовая сторона дорожного движения.

Одной из первых и наиболее удачных дефиниций дорожного движения была представлена в работе Р. И. Денисова. Ученый отметил влияние отдельного человека на систему обеспечения безопасности дорожного движения в целом. Общественная сущность данного явления кроется, по его мнению, в непосредственной причастности человека к состоянию дорог и технического транспорта, что должно учитываться при определении дорожного движения как объекта правового регулирования. «Дорожное движение, — согласно определению ученого, — есть совокупность общественных отношений, возникающих в связи с необходимостью осуществления перевозок пассажиров и грузов по дорогам с помощью транспортных средств либо без них, а также в процессе управления условиями этого перемещения»5.

Управление транспортным средством, непосредственное перемещение на транспорте или пешим ходом может быть связано для участников с потенциальным риском, так как транспортное средство отнесено к источнику повышенной опасности. Но в большей степени опасность (риск) представляет «человеческий фактор», который напрямую связан с нарушением правил дорожного движения самими участниками, движение неуправляемого транспортного средства, некачественное дорожное покрытие или изъяны в нем, непредвиденные природные катаклизмы, нарушающие обычный ритм на дорогах и т. д.). Все это может вызвать негативные последствия в виде ранений и/или гибели людей, разрушений и/или повреждений материальных объектов. В силу научно-технического прогресса пассивная безопасность транспортных средств постоянно повышается, в то время как роль «человеческого фактора» в создании аварийных ситуаций й остается основной причиной ранений и гибели участников дорожного движения.

Безопасность дорожного движения не стоит рассматривать как самоцель (самое безопасное транспортное средство — находящееся в состоянии покоя), она должна быть лишь условием успешного движения участников дорожного движения к цели, причем движение к цели не в идеальных условиях, а в условиях оптимальной интенсивности движения, оптимальном использовании транспортного средства, оптимальной нагрузки водителя, в том числе в условиях интенсивного движения «в час пик» в мегаполисе, при движении на магистралях междугороднего сообщения, магистралях федерального значения.

Следует обратить внимание на тот факт, что сфера безопасности дорожного движения включает в первом приближении не только правовое регулирование, но и промышленный комплекс (строительство дорог, качество дорожного покрытия, дорожная инфраструктура и др.), а также общественную область отношений — подготовка населения к участию в дорожном движении (подготовка водителей транспортных средств, подготовка участников дорожного движения в качестве пешеходов и пассажиров, в том числе детей разного возраста, людей с ОВЗ), поэтому существуют различные акценты в трактовке безопасности дорожного движения.

Движение транспортных средств потенциально опасно при любой скорости, поэтому трактовка через «устойчивость к угрозе», которая интерпретирует безопасность дорожного движения как состояние жизненно важных интересов личности, общества и государства, защищённых от внутренних и внешних угроз, и как состояние процесса, отражающее степень защищенности его участников от ДТП и их последствий, как это по аналогии отражено в ФЗ «О безопасности дорожного движения», является вполне обоснованной. И хотя это определение фокусирует внимание на неблагоприятных факторах, оно связано с общественным интересом и личной потребностью в пространственном перемещении. Большая часть существующих определений безопасности дорожного движения базируется на подобном понимании1.

Заключение

Таким образом, научная разработка понятия и содержания безопасности дорожного движения имеет не только хронологические особенности, связанные с политическими, социально-экономическими, техническими условиями, технологическим совершенствованием, но и развитием правовой науки и государственного управления в указанной области безопасности.

Статья