Не ВАК делает науку – наука делает ВАК

Автор: Филиппов Владимир Михайлович

Журнал: Высшее образование сегодня @hetoday

Рубрика: Время перемен

Статья в выпуске: 3, 2013 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/148320718

IDR: 148320718

Текст статьи Не ВАК делает науку – наука делает ВАК

Не ВАК делает науку - наука делает ВАК

Когда мы обсуждаем пути и перспективы становления общества и экономики знаний, то представляем себе не хранилище знаний или материальные носители науки - приборы и сложные технические устройства, а основательно подготовленных людей, способных и стремящихся пополнять и добывать новые знания и применять их на практике.

У нас в России ядро таких людей в течение примерно ста лет составляют доктора наук, профессора, кандидаты наук, доценты. На еще более высокой ступени научной иерархии находятся члены-корреспонденты,академики, образующие независимую общественно-государственную организацию - Российскую академию наук с многочисленными отделениями, филиалами, научными центрами и институтами.

Как известно, ученые степени доктора и кандидата наук присуждаются диссертационными советами, действующими на базе ведущих научных учреждений и высших учебных заведений, специализирующихся в конкретных областях науки и техники. Как правило, ученые степени присваиваются на основе защиты самостоятельного исследования, но бывают и исключения, когда они присуждаются по совокупности опубликованных работ, внесших существенный вклад в науку и технику. Большинство будущих кандидатов и многие доктора наук проходят подготовку в аспирантуре и докторантуре, где значительное время отводится на самостоятельную творческую работу над диссерта ционными исследованиями. Деятельность диссертационных советов организует Высшая аттестационная комиссия Министерства образования и науки Российской Федерации. Она же и ее экспертные советы по отраслям знаний определяют требования к кандидатским и докторским диссертациям, к публикациям, где должны быть отражены их результаты, процедуры защиты диссертационных исследований, а также контролируют их качество.

ВАК была создана в 1931 году, но фактически приступила к работе только в 1934 году. Ее создание сразу оживило научнотехническую жизнь и позволило ускорить темпы индустриализации страны. За сравнительно короткие сроки удалось совершить настоящий рывок в развитии теоретических знаний - математики, физики, химии, биологии, а затем выйти на передовые позиции в области энергетики, в том числе атомной,аэрокосмических технологий, геологоразведки и химической промышленности. Коротко говоря, в стране были в основном заложены предпосылки самого широкого использования наукоемких технологий, преобладание которых отличает экономику знаний от предшествующих экономических укладов.

Однако еще в начале 1970-х годов система аттестации научнопедагогических кадров и ее ключевое звено - Высшая аттестационная комиссия перестали в полном объеме справляться с возложенными на них задачами.

В чем же это выразилось?

Прежде всего, во все более частом представлении к защите кандидатских, а иногда и докторских диссертаций, подготовленных на заказ или переписанных с других работ. Появились и «управляемые» недобросовестными людьми диссертационные советы, не реагировавшие должным образом на представляемые им псевдонаучные работы.

Вот так в деятельности Высшей аттестационной комиссии и сети диссертационных советов возникло противоречие между государственными задачами повышения кадрового потенциала в интересах ускоренного развития науки и техники, с одной стороны, и частными, эгоистическими, порой стяжательскими интересами части претендентов на степени докторов и кандидатов наук - с другой. В науку пришли люди даже не предполагавшие ею заняться, а рассчитывающие на надбавки к заработной плате за степень и более быстрый должностной рост.

Государство предприняло несколько реорганизаций Высшей аттестационной комиссии, неоднократно обновляло и руководящий состав, но болезнь оказалась хронической. А в 1990-е годы в условиях смены государственнополитического и социально-экономического строя ВАК оказалась на периферии внимания государственных органов и научной общественности.

По сути дела, в течение известного периода времени система аттестации научнопедагогических кадров, включая ВАК, перестала управляться,

ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН

Владимир Михайлович Филиппов родился 15 апреля 1951 года в г. Урюпинске Волгоградской области. Окончил школу с серебряной медалью. В 1968 году поступил в Университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы, который окончил в 1973 году. В 1980 году защитил диссертацию на степень кандидата физико-математических наук. В 1983-1984 годах повышал научную квалификацию в Бельгии. В 1986 году защитил диссертацию на степень доктора физико-математических наук. В 1993 году избран ректором Российского университета дружбы народов. С этой должности был назначен министром образования и науки Российской Федерации, которую занимал с 1988 по 2004 год. Затем вновь избирается ректором Российского университета дружбы народов. 12 февраля 2013 года назначен председателем Высшей аттестационной комиссии.

В.М. Филиппов является автором более 200 научных работ, в том числе 30 монографий, две из которых переизданы в США на английском языке. Владеет французским и английскими языками. Женат, имеет сына и дочь.

действовала во многом по инерции, стихийно. Соответственно, усилилась роль частных интересов в деятельности диссертационных советов и Вышей аттестационной комиссии, хотя и в те годы принимались меры по наведению порядка в этой сфере жизни общества.

Наконец, в феврале 2013 года кризис разразился. Обнаружено мошенничество в диссертационном совете одного из крупнейших вузов России и в экспертном совете по историческим наукам ВАК, одиннадцать человек лишены уже присвоенных им степеней кандидатов и докторов наук.

Разумеется, научную общественность беспокоит не только это. В сфере аттестации научных кадров наблюдаются и другие неблагоприятные процессы

Мы знаем, что число научных учреждений в России сократилось, а диссертационные советы открываются один за другим. На начало 2012 года их было около 3300.

Есть диссертационные советы, которые десятками выпускают в жизнь свежеиспеченных кандидатов наук. Такая «пропускная способность» не соответствует процедуре и технологии прохождения диссертационных исследова ний, призванных исключать халтуру в науке.

Резко возросла доля и абсолютная численность соискателей научных званий, которые не ведут научных исследований, а выполняют административные обязанности или заняты бизнесом. Это заставляет задуматься и о самостоятельности диссертационных исследований этих лиц, и об их значении для развития науки, и о будущем амплуа самого диссертанта.

Наконец, надо сказать и о том, что за последние 20 лет существенно деформировалась и тематика диссертационных работ. Педагогика, психология, экономика, менеджмент, связи с общественностью и иже с ними заняли первенствующее место в составе защищенных научных исследований. Напротив, число работ, выполненных в области математики, физики, химии, технических наук, продолжает сокращаться год от года. Между тем по индексу цитирования работ в только что названных областях знания Россия продолжает удерживать лидирующие положения в мире. А работы представителей социально-экономических и гуманитарных областей знания почти не интересуют зару бежных коллег. Да и отечественная промышленность, проектные и конструкторские организации нуждаются в притоке молодых кандидатов наук технического, физико-математического и естественнонаучного профилей - без этого перевести российскую экономику на путь инновационного развития невозможно.

Нет сомнений: изложенное свидетельствует о необходимости комплексного оздоровления системы аттестации научнопедагогических кадров и деятельности Высшей аттестационной комиссии.

Какие же меры представляются неотложными?

Во-первых, надо исключить защиту недобросовестных диссертаций: содержащих заимствования, вторичных по своему содержанию, подготовленных по заказу. Это трудоемкая, но вполне разрешимая задача. Для ее решения предстоит проанализировать деятельность диссертационных советов, где в среднем за год защищается неоправданно большое число диссертаций - мы ведь эти советы знаем. Надо ознакомиться и с компетентностью самих членов советов, и, разумеется, с защищенными там диссертационными исследованиями.

Как оказалось, это не столь уж трудно, ведь нередко встречаются такие курьезные случаи, когда в диссертациях содержатся подложные отзывы ведущих организаций, а в списке научных трудов авторов диссертаций встречаются публикации, которые никогда не выходили в свет. Другая мера, которая позволит нам избавиться от лжеученых, состоит в сокращении числа диссертационных советов.

Во-вторых, можно и нужно пересмотреть процедуры представления кандидатских и докторских диссертаций к защите. Не позднее чем за месяц до этого события, они должны быть представлены в сети Интернет, чтобы с ними мог ознакомиться каждый желающий. Безусловно, это поднимет ответственность самих авторов диссертационных работ, которые десять раз задумаются, прежде чем выставить их на всеобщее обозрение.

В-третьих, необходимо добиться повышения теоретического уровня и практического значения диссертационных исследований. Собственно говоря, это главное. За время подготовки диссертации автор - будущий кандидат наук должен вырасти в настоящего ученого, а будущий доктор должен так продвинуться в своей области науки, чтобы занять в ней лидирующие позиции.

Пришло время более четко регулировать тематику диссертационных исследований и критерии допуска претендентов на ученое звание к защите диссертации. Тематика диссертационных работ должна быть сопряжена с реальными проблемами науки и задачами модернизации народного хозяйства. А для этого необходимо определить приоритетные направления диссертационных исследований и стимулировать поступление в аспирантуру на нужные стране научные специаль ности представителей наиболее подготовленной и талантливой молодежи.

Напротив, вряд ли надо поощрять защиту диссертаций лицами, далекими от науки. Здесь было бы правильно ввести систему профессиональных степеней, которые бы поощряли достижения, соразмерные решениям научных проблем, в организации управления государственными делами, осуществлении бизнес-проектов и др. Такие ученые степени могли бы стать хорошим стимулом для лучших представителей государственных и деловых кругов.

Российская система аттестации научно-педагогических кадров всегда учитывала зарубежный опыт, особенно опыт Германии. Но если это было важно в прошлом, то в настоящее время это стало настоятельным императивом. Интеграция и глобализация в науке и технике развиваются быстрее, чем в других сферах общественной жизни. И первый шаг в этом направлении нами уже сделан: в 2003 году Россия присоединилась к Болонской конвенции, у нас появились степени бакалавра и магистра.

Настало время сблизить ученые степени кандидата наук с широко распространенным в мире званием доктора философии (PhD). Что это даст? Это позволит расширить международный обмен молодыми учеными, устранить загадочное для многих зарубежных партнеров слово «кандидат», которое мы произносим, не задумываясь о том, что кандидат - это не совсем ученый, а так сказать, личинка ученого, кто-то подготовленный на вырост.

Стоит вспомнить и о том, что претендент на звание доктора наук (PhD) больше учится методологии исследования, чем наш аспирант, меньше времени и сил теряет на формальности и на изу чение непрофессиональных дисциплин. Все это, как мне кажется, отвечает современным тенденциям в подготовке научных кадров, когда и экономика, и высшая школа, и научные учреждения страны нуждаются в молодых, незашоренных исследователях.

Другое дело, что такое наше преимущество, как звание доктора наук, желательно сохранить. Многие, если не большинство из них, зрелые ученые, которые ведут за собой крупные исследовательские коллективы, пользуются авторитетом за рубежом, имеют капитальные научные труды. Именно на них мы больше всего рассчитываем в оздоровлении Высшей аттестационной комиссии и системы диссертационных советов. Да и другого просто не дано. Аттестацию научно-педагогических кадров не наладят никакой аппарат, никакие инструкции. Только сама научная общественность в лице своих лучших представителей может взять преобразование системы на себя. Уверен: так оно и будет.

По мере становления общества и экономики знаний наше представление о месте ученых в социально-экономическом развитии и научно-техническом прогрессе кардинально изменяется. Профессия ученого становится массовой, а наука превращается в производящую отрасль народного хозяйства. Но это не означает усреднения ученых и их превращения в клерков с учеными званиями. Напротив, требования к ученым, к стандартам их образования и научной деятельности год от года возрастают. А Высшая аттестационная комиссия призвана быть своего рода локомотивом повышения нашего научного потенциала, организатором и арбитром тех процессов, которые определяют качественный уровень и состав наших научных кадров.

Статья