Недействительность брака: проблемы правового регулирования

Автор: Михайлова М.А., Ерохина Е.В.

Журнал: Мировая наука @science-j

Рубрика: Основной раздел

Статья в выпуске: 1 (34), 2020 года.

Бесплатный доступ

В настоящей статье анализируется аспекты признания брака недействительным. Рассматриваются основные правовые акты, регулирующие данную сферу, выявляются некоторые проблемы и предлагаются пути их разрешение.

Брак, семейное право, недействительность брака, правовое регулирование

Короткий адрес: https://sciup.org/140264990

IDR: 140264990

Текст научной статьи Недействительность брака: проблемы правового регулирования

Сегодня один из институтов семейного права – институт недействительности брака – получил широкое освещение и развитие, как в России, так и за рубежом. Указанное обусловлено стремлением возродить институт семьи и брака, что не получит должного результата без искоренения браков, зарегистрированных вне рамок закона.

Тем не менее, в российском семейном законодательстве отсутствует закрепление легального понятия «недействительность брака».

Однако трактовка данного термина встречается в теории. Так, видится возможным привести пример пояснения недействительности брака, приведенного в трудах А.С. Балабаевой. По мнению теоретика недействительность брака ничто иное как форма отказа государства от признания ранее зарегистрированного заключенного брака как юридически значимого акта, что подтверждается решением суда в связи с нарушением установленных семейным законодательством требований и условий для заключения такового [3, с. 95].

Анализируя данный институт семейного права далее, видится необходимым указать, что в науке ярко выражены два мнения относительно вопроса: считать ли недействительность брака своего рода недействительной сделкой.

Итак, с одной стороны, ученые предлагают прировнять брак к своеобразному виду сделки, а недействительность такового, соответственно, к разновидности недействительной сделки.

С другой же стороны, брак считают не возможным причислить к сделке, а институт недействительности сделки не может быть применим к подобному браку.

Считаем возможным согласиться с первой позицией, так как вторая позиция не представляет иных вариантов развития событий в случае, если брак признается недействительным. В таком случае, например, те же имущественные права бывших «супругов» будет урегулировать достаточно затруднительно. Пункт 4 статьи 169 Семейного кодекса Российской Федерации устанавливает, что применительно к гражданским делам о признании брака недействительным устанавливается общий срок исковой давности, который согласно действующей редакции Гражданского кодекса Российской Федерации составляет 3 года [1].

Исходя из этого, можно сделать вывод, что теоретический подход к рассмотрению процедуры признания брака недействительным, рассматривая ее в качестве одной из форм недействительности сделок, является наиболее обоснованным с учетом однозначно выраженной позиции законодателя.

Действующая редакция Семейного кодекса Российской Федерации в статьях 12-15, 27 предусматривает основания признания брака недействительным. В частности, к ним относятся:

  • –    отсутствие взаимного добровольного согласия лиц, вступающих в брак;

  • –    недостижение брачного возраста;

  • –    состояние в другом зарегистрированном браке;

  • –    брак между близкими родственниками и так далее [2].

Отсутствие добровольного согласия имеет место быть при заключении брака по принуждению, обману или заблуждения одного из супругов, а также при иных обстоятельствах, которые свидетельствуют о том, что лицо при заключении брака не могло отдавать отчет своим действиям, находилось в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, имело тяжелое заболевание.

Согласно действующему законодательству Российской Федерации к процедуре заключения брака допускаются лица достигшие возраста 18 лет, однако, в исключительных случаях допускается снижение данной отметки до 14-16 лет. В случае, если лица не достигли предельного возраста их брак будет признан недействительным.

Заключение брака между лицами не достигшими брачного возраста возможно только в случае недобросовестного исполнения сотрудниками

ЗАГСа своих должностных обязанностей, а также в случае предоставления заведомо поддельных документов.

В случае если один из супругов на момент заключения брака уже состоит в зарегистрированном браки, то данный брак также признается недействительным.

Также, одним из условий признания недействительности брака является наличие близких родственных связей между супругами (родители и дети, внуки и бабушки и дедушки), а также между полнородными и неполнородными братьями и сестрами, а также между усыновителями и усыновленными. Указанное обуславливается не только моральнонравственными критериями и ценностями, но также и медициной, в целях исключения кровосмешения, влекущего развитие генетических заболеваний.

Достаточно интересным здесь выступает случай, когда все-таки допускается заключение брака между бывшим усыновителем и, соответственно, бывшим усыновленным при условии отмены усыновления в законодательно предусмотренном порядке.

Признание недействительности брака, заключенного с лицом, который был ранее признан судом недееспособным, вследствие наличия психического расстройства, обуславливается тем, что данные лица не имеют возможности осознавать правовые последствия своих действий и нуждаются в специальной правовой защите. Заключение брака с такими лицами может использоваться для извлечения материальной выгоды, например, с целью завладения имуществом со стороны недобросовестного супруга. В случае, если после заключения брака будет установлено, что один из супругов утаил от другого наличие у него венерической болезни или ВИЧ-инфекции, добросовестный супруг имеет право обращения в суд с требованием о признании такого брака недействительным. Однако, действующее законодательство Российской Федерации не предусматривает обязательное медицинское обследование вступающих в брак на предмет наличия у них венерических заболеваний или ВИЧ-инфекции.

И, наконец, обратимся к последнему из оснований недействительности брака, установленному в семейном законодательстве - фиктивности брака.

Под фиктивным браком следует понимать брак, созданный одним из супругов либо обоими без реального намерения создать семью (п. 1 ст. 27 СК РФ) [2]. Как правило, такие люди руководствуются корыстными намерениями, в числе которых желание получить право на временную регистрацию, маскировка для приверженцев нетрадиционной сексуальной ориентации. К слову последний вариант существования фиктивного брака также называют «лавандовым браком».

Согласно п. 4 ст. 29 СК РФ брак не может быть признан недействительным после его расторжения. Однако и здесь имеет место быть исключение, выражающееся в наличии как иного не расторгнутого брака, так и запрещенной степени родства [2]. Законодательством предусмотрена возможность судебной санации, если к моменту рассмотрения дела о признании брака недействительным отпали те обстоятельства, которые препятствовали его заключению.

Признание брака недействительным производится только и исключительно в судебном порядке, по иску добросовестного супруга, попечителя и влечет аннулирование прав и обязанностей лиц, состоявших в таком браке, а на приобретенное имущество распространяется режим долевой собственности.

Подводя итог всего изложенного ранее, следует отметить тот факт, что сегодня законодателем предусмотрена процедура признания заключенного брака недействительным, а в законодательстве поясняется дальнейшая судьба совместно нажитого имущества, последующие аспекты выстраивания правовых отношений и так далее, что и делает данную тему достаточно интересно и весьма актуальной для изучения.

Список литературы Недействительность брака: проблемы правового регулирования

  • Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 18.07.2019) // Российская газета. - 1994. - № 238 - 239.
  • Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 02.12.2019) // Российская газета. - 1996. - № 17.
  • Балабаева А.С. Процедура признания брака недействительным // Вестник МВД России. - 2018. - № 4. - С. 94 - 98
Статья научная