Нефтяная ловушка

Автор: Миркин Яков

Журнал: Прямые инвестиции @pryamyye-investitsii

Рубрика: Тренды и прогнозы

Статья в выпуске: 4 (144), 2014 года.

Бесплатный доступ

В статье дан анализ механизма формирования мировых цен на нефть на финансовых рынках. Рассмотрены воздействие мировой инфляции, долларовых циклов, финансиализации и регулятивных реформ на цены на нефть. Сделан прогноз рисков понижательной динамики цен на нефть. Раскрыты риски ухудшения торгового баланса России в связи с диверсификацией источников энергии в Европе. Рекомендованы изменения в экономической политике России как ответы на риски падения цен на нефть и вытеснения с рынка энергии.

Долларовые циклы, сужение рыночной ниши, энергетический дериватив, энергетическая независимость, финансиализация, либерализация, новая экономическая политика, цена нефти, сильный доллар, мировая инфляция

Короткий адрес: https://sciup.org/142171191

IDR: 142171191

Текст научной статьи Нефтяная ловушка

EAST NEWS

Яков МИРКИН, д.э.н., профессор, завотделом международных рынков капитала ИМЭМО РАН

Даже если начнется всеобщий экономический подъем, у России может быть своя особенная судьба. Имя ей — падение цен на нефть до $70–80 за баррель (или еще ниже) на год–два. Одновременно — уход вниз цены на газ, привязанной к нефти.

Перепады цен способны убивать страны. Трехкратное падение цен на нефть во второй половине 1980-х добило Советский Союз. Причина — «сезон низких цен» длился четыре года.

Полгода низких цен на нефть отправили Россию прямиком в кризис августа 1998 года. Счастье, что цены через год отскочили вверх. Еще бы год–два, и мы бы не узнали родных политических ландшафтов.

В 2008 году цена на нефть, всего лишь за пять месяцев (с августа по январь), упала в 4 раза. И вновь ангел-хранитель, погрозив пальцем, сделал так, что через полгода цены забрались куда-то в горы. Иначе бы ждали нас тяжелые и смутные времена, под лозунгами «где тонко, там и рвется» по любым линиям раздела народа и квартиры, в которой он обитает (социальным, религиозным, национальным и т.п.).

В марте 2012 года цена нефти марки «Брент» достигла $125 за баррель. К 20-м числам июня рынки срезали ее на треть. Она стала меньше $90. Затем месяц за месяцем отскакивала вверх. Опять пронесло.

Прямое участие «нефтегаза» в ВВП — более трети ВВП России. Нефтегазовые доходы устойчиво составляют 46–48% доходов федерального бюджета ( Минфин , Минэнергетики ). Доля нефти и газа в экспорте товаров и услуг составляла в 1994 году 33%, в 2000-м — 46%, в 2007-м — 55%, в 2012-м — 59% ( ЦБ РФ ).

Как формируется цена на нефть?

До 2000-х годов ценой на нефть рулили в основном «фундаментальные факторы». Экономические циклы, запасы, спрос, производство, технологии, политика ОПЕК — нефтяного картеля стран, военные конфликты.

С начала 2000-х цены на нефть, газ, металл — преимущественно финансовые переменные, а фундаментальные факторы — «на хвостах».1 Эти цены формируются на рынках товарных деривативов в Нью-Йорке, Чикаго и Лондоне. Эти цены сверхволатильны, в огромной степени зависят от курса доллара США как мировой резервной валюты. Достаточно доллару уйти в зону €1,1–1,15, как нефть опустится до $80 за баррель или даже ниже.

Как бы мы ни хотели обратного, но все наше благополучие, все блистание золота на куполах в Москве сейчас на 100% зависят от туманного и изменчивого мира финансовых рынков и высокоскоростной спекулятивной игры где-то там за кордоном.

Что гонит цены на нефть вверх?

Во-первых, мировая инфляция со скоростью 1–1,5% в год. За период 1950–2011 годов цены производителя в США выросли в 6,4 раза.2 Стоимость нефти в $98,8 за баррель в конце 2011 года эквивалентна $15,5 в ценах 1950 года ( Bloomberg ).

Во-вторых, так называемая «финансиализация» мира, все большее насыщение его деньгами, превращение все большего числа товаров в финансовые активы. В 1990 году индикатор «Глобальные финансовые активы / Мировой ВВП» составлял 261%, в 2010 году — уже 356%. С начала 2000-х нефть, металлы, продовольствие стали финансовым товаром, в них стали вкладываться на рынках товарных деривативов, резко повысилась доля спекулянтов и инвесторов в товарные портфели, играющих на «индексах товарных цен».

В-третьих, слабый доллар, когда он слаб. Механизм — тот же, что и рост цен внутри России при падении курса рубля. Доллар — мировая резервная валюта, основная расчетная единица. В долларах формируются цены и осуществляются расчеты за нефть. Поэтому, когда доллар падает к корзине мировых валют, цена на нефть растет. Продавцы нефти стремятся компенсировать свои потери от ослабления доллара.

Все это объясняет, почему в 2000–2008 годах, когда доллар находился на траектории ослабления, мировые цены на нефть, газ, металлы, акции, недвижимость стремились только вверх.

На фото: добыча сланцевого газа в Пенсильвании. Май 2013 года.

Почему цены на нефть могут уйти вниз?

Сегодня ситуация изменилась. Высока вероятность того, что по «финансовым» причинам, не относящимся к фундаментальным (запасы, спрос, производство, технологии, геополитика), цены на нефть могут серьезно «клюнуть вниз».

Во-первых, прекращение политики «количественных смягчений» в США. Федеральной резервной системой (центробанком США) широко использовался печатный станок для того, чтобы помочь экономике выйти из кризиса. В результате в 2011–2013 годах был надут «мыльный пузырь» на рынках акций и нефти. В 2014 году начато торможение печатного станка. Это риски финансовых шоков, того, что «мыльный пузырь» будет стремительно проколот. Если это случится, результатом будет уход цен на нефть вниз.

Во-вторых, усиление регулирования финансовых рынков, прежде всего в части нефтяных и других товарных деривативов. Закон Додда–Франка (законодательный акт США, принятый 21.07.2010 в целях обеспечения финансовой стабильности. — Р ЕД .) создает прямую возможность вмешательства регулятора и ограничения спекулятивных цен на нефть в центрах ценообразования — на биржах США (например, установление «позиционных лимитов» — максимального числа контрактов, с которыми может оперировать тот или иной игрок).

В-третьих, будущая динамика доллара США, который имеет свои собственные 15–17-летние циклы, начиная с 1970-х.3 После длительного ослабления доллара в 2000-х, с точки зрения технического анализа, возможно, мировая экономика стоит перед очередным его долгосрочным укреплением, что, в свою очередь, при прочих равных, должно привести к длительному пони-

Прогнозируется, что в 2015 году США выйдут на 1 место в мире по производству нефти.

жательному давлению на цены на нефть, металлы и другое сырье.

Россия — страна, которой выгоден слабеющий — на долгосрочную перспективу — доллар и связанный с этим многолетний подъем мировых цен, ценовые бумы на товарные и финансовые активы, которые при этом возникают. Пример — «благополучное десятилетие» 2000 — первой половины 2008 годов.

Будущее многолетнее укрепление доллара, если оно произойдет, создаст ровным счетом обратную ситуацию, когда цены на сырье, экспортируемое из России, будут год за годом испытывать понижательное давление.

Такова уж природа финансовых рынков, что обрушение цен на сырье неминуемо состоится, пусть даже на более высоких ценовых уровнях. Если вы живете в затопляемой зоне и если вам кажется, что паводки, волны и приливы кто-то там научился регулировать, то все равно, рано или поздно, большая волна придет.

«Физическое» вытеснение России с рынка энергии

Особая судьба экономики России может быть связана не только с падением цен на сырье, но и с тем, что она начнет «физически» вытесняться с рынков Европы. Этот процесс не относится к глобальным изменениям в структуре и объеме потребляемой энергии, или же к тому, как меняется распределение запасов нефти в мире, или мощностей по ее добыче, транспортировке и переработке, или же, наконец, к революциям в технологии. То есть не относится к фундаментальным факторам, действующим естественным путем, на всем пространстве мира, как «невидимая рука» рынка.

Нет, это особенный, «политический» процесс, направленный в сторону России. В течение 5–10 лет он может привести к тем же результатам, что и падение цен на нефть и газ. Сегодня Европа крайне зависит от РФ как поставщика энергоресурсов. Доля России на европейском газовом рынке — 34% (Норвегия — 35%, Алжир — 14%, Катар — 10%, Нигерия — 3%, Ливия — 2% и т.д.). США — ноль ( BP Statistical Review of World Energy 2013 ).

Ситуация по нефти: поставки из России — треть европейского рынка нефти. Затем следует Норвегия — 14% (2010). США — пока ноль.

Доля России на европейском рынке угля — 27%, США — 17% (2010; Eurostat ).

Роль российского газа во внутреннем потреблении ЕС — Эстония, Финляндия, Латвия, Литва, Македония — 100%, Словакия, Белоруссия — 98%, Болгария — 92%, Сербия, Черногория — 87%, Чехия — 78%, Греция — 76%, Украина — 66%, Турция — 64%, Венгрия — 60%, Словения — 52%, Австрия — 49%, Польша — 48%, Хорватия — 37%, Германия — 36%, Италия, Румыния — 27%, Франция — 14%, Швейцария — 12%, Бельгия — 5% (2007–2009).4

В целом треть потребности Европы в энергии покрывается за счет России.

В Европе давно говорят о «диверсификации» источников топлива, об «энергетической безопасности» (от России), о сокращении доли России на рынке топлива. Ключевые цели энергетической политики США в Европе — диверсификация источников газа для Европы (то есть снижение доли России), создание транспортных коридоров для газа в обход России.5

\ МАКРОЭКОНОМИКА \

ИТАР-ТАСС

Встреча глав государств стран G7 в Гааге. 24 марта 2014 года.

«Содействие диверсификации поставок в Европу природного газа… особенно через создание южного коридора для газа из Каспийского региона как альтернативы российскому природному газу, были фокусом энергетической политики США в Европе и Евразии».6

В марте 2014 года в связи с украинским кризисом Евросоюз открыто заявил о разработке плана (диверсификация поставщиков энергии), который должен привести к тому, чтобы «физически» ограничить долю России на европейских рынках энергии.7

Несколько источников «диверсификации». Один из них — вход США на газовый рынок Европы. «Импорт сжиженного природного газа (СПГ) может быть дополнительной альтернативой российскому природному газу… Перспективы объемных поставок СПГ из США могут создать возможность для США играть бóльшую роль в обеспечении энергетической безопасности Европы и на мировом рынке газа».8

А вот и специальный вход США на рынки Восточной Европы. «В тех частях Европы, особенно в Балтийском регионе и Центральной Европе, с которыми у США сильные и дружественные отношения, будет приветствоваться любое решение о поставках СПГ из США в качестве потенциального источника замещения, ослабляющего их зависимость от газа из России».9 Польша и Эстония строят портовые терминалы для СПГ.

Ничего личного — только бизнес геополитики. Эти тексты тяжело, невозможно читать — они пронизаны логикой вытеснения, холодной «имперской» игры. «Не- здравомыслие», конфликтность, приводящие к резкому ослаблению тех, кто пытается создать в России открытую, рыночную экономику, гражданское общество. Когда подобные тексты возникают в России, все те, кто либеральны, свободомыслящи и интеллигентны, ежатся и стараются сторониться тех, кто их создает.

А что нефть? В феврале 2014 года после многолетнего перерыва выданы первые лицензии на экспорт нефти из США в Европу (на несколько миллиардов долларов). В США повсеместно раздаются призывы снять ограничения на экспорт нефти, существующие с момента нефтяного эмбарго середины 1970-х.

Сланцевой нефти становится слишком много. Сегодня США — 3-й в мире производитель нефти — сокращают разрыв с Россией (1 место) и Саудовской Аравией (2 место). Прогнозируется, что в 2015 году США выйдут на 1 место в мире по производству нефти ( International Energy Agency , November 2013), хотя по нефти пока остаются чистым импортером.

Публично обсуждаемая идея — использовать экспорт нефти (и, само собой, газа) как рычаг санкций против России. Сузить выборочными поставками нефти из США и других стран российский экспорт в Европу.

Маргинальные идеи от маргинальных экспертов? Кажется, что нет. Уважаемые, национально признанные имена.10

Итак, впереди — высокие риски сжатия поставок топлива в Европу и вынужденного поворота к рынкам в Азии, где худшие ценовые условия, а капиталоемкую инфраструктуру транспорта сырья еще только нужно создать.

Статья научная