Негласный комитет - проекты и попытка их осуществления
Автор: Щербакова О.М., Малкина Т.О.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Исторические науки и археология
Статья в выпуске: 4-2 (55), 2021 года.
Бесплатный доступ
В статье освещается деятельность неофициального коллегиального органа при императоре Александре I - Негласного комитета. На основе анализа проектов административных и сословных реформ императора и его «молодых друзей» показано, что причина свёртывания либеральной политики начала царствования Александра I крылась в неспособности власти противостоять консервативным дворянским группировкам, оказывающим влияние на политику и властные решения монарха.
"негласный комитет", александр i, реформа, министерства, дворянское сословие, сенат
Короткий адрес: https://sciup.org/170190939
IDR: 170190939 | DOI: 10.24412/2500-1000-2021-4-2-121-125
Текст научной статьи Негласный комитет - проекты и попытка их осуществления
Значимой вехой в истории законотворческой деятельности императора Александра I по праву можно считать его участие в Негласном комитете – неофициальном государственном совещательном органе, учрежденном в 1801 году. В него вошли «молодые друзья» монарха – князь В.П. Кочубей (33 года), граф П.А. Строганов (27 лет), князь А.Е. Чарторыйский (33 года) и граф Н.Н. Новосильцев (39 лет).
Двадцатичетырехлетний император взошел на престол в непростое время: из памяти народа еще не стерся образ Павла I – деспотичного монарха, предпринявшего попытку ограничить дворянские привилегии, и погибшего в результате дворцового переворота 1801 года. Группа заговорщиков, состоящая из дворян, политической элиты того времени, и офицеров, проложили Александру Павловичу дорогу к престолу. Монарх, сознавая шаткость и зависимость своего положения от мнения дворянского сословия, был вынужден балансировать между наследием эпохи Екатерины II и прогрессивными идеями французского Просвещения, а также республиканскими представлениями, имевшими распространение после событий Французской революции.
Данная статья представляет собой попытку изучить степень воздействия общественного мнения на внутриполитическую деятельность Александра I в первые годы его правления. В центре – деятельность секретного Негласного комитета (24 июня 1801 г. – 9 ноября 1803 г.). Цель работы проанализировать взгляды его участников, выявить формы и степень влияния молодых представителей дворянского сословия на разработку и принятие государственных реформ.
Отечественная историография испытывала затруднения в исследовании и анализе деятельности Негласного комитета, поскольку его секретность и неофициаль-ность предполагали отсутствие документации, выработанных и оформленных решений, плана заседаний, а также протоколов собраний. Базовыми историческими источниками, позволившими взглянуть на деятельность Негласного комитета через призму восприятия его участников, являются мемуары Адама Чарторыжского, раскрывшего идеи и начинания, обсуждаемые в «тайном совете» [1]. Еще один, не менее важный исторический источник, – записки Павла Строганова, впервые опубликованные великим князем Николаем Михайловичем и содержащие вольное изложение протоколов собраний комитета в форме заметок [2, с. 90-96]. Для исследователя большое значение представляют проекты и записки М.М. Сперанского, российского законотворца, возглавившего реформаторскую деятельность Александра Павловича [3].
Историографический интерес для исследования поставленной проблемы вызы- вает работа русского историка XIX столетия М.И. Богдановича, описавшего историю царствования императора Александра XIX [4, 90-111 с.]. Вклад в изучение темы внесли советские и российские историки – В.Ю. Захарова, М.М. Сафонова, В.Я. Гросул. Есть и зарубежные работы. Так профессор исторического факультета Калифорнийского университета в Беркли (США) Виктория Фреде в своей статье «Общественное мнение, его облик сверху: Негласный комитет Александра I» высказала ряд суждений относительно причин неуспеха начинаний реформаторов [5]. Изучением данной проблематики успешно занимаются и современные отечественные специалисты – Марасинова Е.Н., Приходько М.А., Коршунова Н.В., Арискина Ю.Э.
Александр I вступил на престол в результате государственного переворота. Зная о притязаниях высшего дворянства на государственную власть, их желании влиять на политику и выработку властных решений, 30 марта 1801 года он учредил Непременный совет – высший консультативный орган Российской империи. Этот совещательный орган состоял из двенадцати родовитых сановников, сделавших карьеру при Екатериной Великой. Членство в совете предоставило им возможность контролировать деятельность молодого монарха: протестовать против его действий и указов. Вот почему Александр I, желавший отойти от устоев «екатерининского» общества, перенес обсуждение будущих реформ в свои покои, посвящая в свои политические замыслы лишь товарищей юности. Молодые, блестяще образованные, прогрессивно настроенные дворяне, побывавшие в Европе, и, в частности, в революционной Франции, вошли в состав неофициального, тайного совещательного органа – Негласного комитета.
Участники комитета выработали основные идейные принципы, закрепившие основы их законосовещательной деятельности. «Молодые друзья! Полагали, что Негласный комитет» должен сосредоточиться на трех видах работы: изучить состояние государства, подготовить и осуществить административные реформы, создать конституцию [6, с. 206].
Подразумевалось, что воля и законодательная инициатива монарха – основополагающая, необходимая часть разработки плана преобразований, тогда как деятельность его ближайших сподвижников призвана помогать и поддерживать императора в его начинаниях [7, с. 11]. Необходимость соблюдения секретности была обусловлена страхом нестабильного общественного мнения, склонного порицать действия верховной власти, а также неофициальной природой комитета, тайно функционировавшего наряду с официально учрежденным Непременным советом. Принятие принципа регулярных заседаний с монархом регламентировало периодичность работы комитета, наделяя его статусом постоянно действующего органа. Положение о надлежащей осведомленности о деятельности администрации предполагало интеграцию членов Негласного комитета в реальную административную деятельность, поскольку никто из них не имел опыта в сфере, нуждавшейся в реформировании [8, с. 21].
Путь императора и его сподвижников к усовершенствованию государственного устройства начался с искоренения недостатков административной системы, сложившейся в начале XIX века. Было принято решение преобразовать Правительствующий Сенат – старейший орган государственной и законодательной власти, подотчетный императору, учрежденный еще Петром Великим. Предыдущие попытки усовершенствования работы данного учреждения, предпринятые, в частности, Екатериной II, не разрешили остро стоящую проблему неэффективности работы Сената, перегруженного делами и неспособного надлежащим образом контролировать все ветви власти. Сенатская реформа была продиктована необходимостью упорядочить деятельность Сената, распределив полномочия между данным органом государственной власти и другими учреждениями. Император, укрепился в решении положить конец притязаниям дворянской элиты на власть посредством законодательного определения прав Сената, но, ожидая недовольство консервативных сенаторов, занял острожную позицию.
Представители российской аристократии, заседавшие в Сенате, ревностно отстаивали свои привилегии, тормозя ход реформы [9, с. 116]. Перед членами Негласного комитета стояла непростая задача: усовершенствовать высший орган государственной власти таким образом, чтобы не наделить сенаторов чрезмерной властью, но и не ущемить и не урезать их права. Государство не имело ресурсов для проведения единовременной, слаженной и смелой реформы, меняющей основы существующего сословного и административного строя. Коренное преобразование Сената могло всколыхнуть дворянское сословие, а, в случае компромисса, вернуть «золотой век дворянства». По этой причине вопреки мнению Петра Строганова и Адама Чарто-рыйского, настаивавших на предоставлении Сенату исключительно судебные полномочия, указом «О правах и обязанностях Сената» от 8 сентября 1802 года данный государственный орган был признан «верховным местом» империи и «хранителем законов», наделенным не только судебной и надзорной, но и административной функцией.
После разработки реформы Сената в Негласном комитете начались активные обсуждения методов работы императора с министрами: им были посвящены 9 заседаний [10, с. 125-127]. Понятие «министр» было введено в употребление в рамках административных преобразований Павла I, не успевшего реализовать идею реорганизации коллегий и учреждения семи министерств, но подготовившего прочный фундамент для министерской реформы Александра I. На заседании Негласного комитета император принял решение не рушить устаревшую, но укоренившуюся коллегиальную систему управления, подозревая, что коллежские канцлеры будут препятствовать назначенным министрам набирать административный персонал и саботировать работу новых органов исполнительной власти. Ещё одной причиной, объяснявшей совмещение министерской и коллежской систем управления вместо упразднения последней, был страх непримиримого дворянского отношения к прогрессивным идеям молодого монарха и членов
Негласного комитета [11]. Так, серьезная разработка министерского проекта началась только после ознакомления с мнением графа А.Р. Воронцова, видного сановника и представителя «старой дворянской элиты», одобрившего идею проведения реформы. Манифестом 8 сентября 1802 года «Об учреждении министерств» архаичные коллегии были переподчинены восьми министерствам с собственной компетенцией и министром - единоличным главой, подотчетным Сенату [12, с. 146].
Александр I, В.П. Кочубей, П.А. Строганов, А.Е. Чарторыйский и Н.Н. Новосильцев выработали четкую программу решения крестьянского вопроса в Российской империи по европейскому образцу. В Западной Европе в конце XVIII века удалось искоренить крепостную зависимость крестьян от феодалов. Однако если там власть смогла провести свою волю вопреки сопротивлению землевладельцев, то в России, несмотря на признание членами Негласного комитета крепостного права пережитком прошлого, полное и безоговорочное лишение помещиков права на владение крестьянами не представлялось возможным. Компромисс между властью и дворянской элитой в поисках пути ликвидации крепостной зависимости и законодательного закрепления статуса и прав крестьянского сословия можно было достичь только посредством добровольного договора между помещиком и крестьянами. Этим объяснялись идеи запрета продажи крестьян без земли, законодательное оформление права добровольного выкупа крестьян и покупки земельной собственности – ограничение дворянской монополии на владение землей. Александр I и его молодые советники рассматривали право крестьян на личную свободу и право собственности в неразрывной связи. Однако стремление подавляющего числа дворян сохранить за собой «крещеную собственность» осложнял разработку проектов коренных перемен. Так, в мае 1801 года законодательная инициатива императора издать указ о запрете продажи крестьян без земли, представленная им на рассмотрение Непременному совету и Сенату встретила шквал критики со стороны высших санов- ников, вставших на защиту интересов дворянского класса [13, с. 56-59]. Выстроить антикрепостническую политику на консервативном фундаменте российского об- щества не представлялось возможным, что предопределило провал реформ в этой области. Даже новаторский «Указ о вольных хлебопашцах», подписанный императором 4 марта 1803 года и предполагавший принципиальную возможность крестьянина за выкуп сбросить гнет крепостной зависимости, был противоречивым, поскольку крестьяне обязаны были по-прежнему нести повинности – оброк и барщину в пользу помещика за предоставляемые в их распоряжение земельные наделы. Всего 1,5% крепостных крестьян смогли освободиться от крепостной зави- симости по этому указу, что свидетельствовало о неэффективности данного проекта, положившего начало постепенной популяризации мнения о необходимости ликвидации крепостного права.
Негласный комитет в силу своей секретности и неофициальности представлял собой уникальное учреждение при Александре I, существовавшее не номинально, а реально, и функционировавшее при личном присутствии императора в первые годы его правления. Деятельность данного коллегиального совета была направлена на подготовку и реализацию реформаторских проектов самодержца, принявшего решение обсуждать их в кругу прогрессивно настроенных «молодых друзей», а не на заседаниях Непременного совета и не с сенаторами – представителями аристократической верхушки, жаждавшей оказывать влияние на политику и властные решения монарха.
Стремление императора к независимости от дворянских группировок и самодержавной монаршей власти выражалось в реформировании двух основных направлений внутренней политики – административной и социальной. В рамках работы над созданием стройной централизованной системы государственного управления были претворены в жизнь реформа Сената и министерская реформа. Несмотря на то, что финальная редакция Манифестов не отражала первоначальные идеи их творцов, объяснявших половинчатость реформ отсутствием государственных ресурсов для коренных изменений административной системы и неспособностью противостоять консервативно настроенной политической элите, сенатская и министерская реформы по праву считаются самыми успешными проектами периода либеральной политики Александра I и «детищами» Не- гласного комитета.
Негласный комитет существовал с постоянной оглядкой на мнение дворянской оппозиции, ее настроение и расположенность к той или иной политической мысли. По этой причине либерально настроенный правитель не смог реализовать проект радикальных перемен в социальной сфере общества – крестьянскую реформу, предполагавший освобождение крестьян от крепостной зависимости. Обнародованы были только «Указ о вольных хлебопашцах» от 1803 года и указ, запрещающий помещикам ссылать крестьян в Сибирь, а также отменено крепостное право в Прибалтике, правда, без предоставления земельного надела.
Свернуть либеральные реформы и свести на нет деятельность Негласного комитета императора заставил именно общественный настрой: сильный крепостнический дух дворян не позволил монарху, опасающемуся бунта и заговора, в полном объеме претворить в жизнь свои либеральные реформаторские начинания.
Список литературы Негласный комитет - проекты и попытка их осуществления
- Мемуары князя Адама Чарторыйского и его переписка с императором Александром I / Пер. с фр. А. Дмитриевой; Ред. и вступ. ст. А. Кизеветтера, Т. 1-2. - М.: Книгоиздательство К.Ф. Некрасова, 1912-1913. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://az.lib.ru/c/chartoryjskij_a_j/text_0020.shtml
- Николай Михайлович, вел. кн. Граф Павел Александрович Строганов (1777-1817). Историческое исследование эпохи Александра I. В 3-х томах. - СПб., 1903. Т. 2-3. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://runivers.ru/lib/book7633/406273
- Сперанский М.М. Проекты и записки/ под ред. С.Н. Валка. - Москва-Ленинград: Изд-во Академии наук, 1961. - 245 с.
- Богданович М.И. История царствования императора Александра I и России в его время: сочинение автора Истории Отечественной войны 1812. В 6 тт. Т. 1. Санкт-Петербург, Тип. Ф. Сушинского, 1869. - 539 с.
- Фреде В. Общественное мнение, его облик сверху: Негласный комитет Александра I / Перевод с англ. Г. Бесединой // Новое литературное обозрение. - 2018. - №3. - 448 с. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rucont.ru/efd/682045