Неизданный конспект В. А. Жуковского по истории

Бесплатный доступ

Публикуются не издававшиеся ранее записки В. А. Жуковского по истории, которые он использовал в ходе обучения наследника престола.

Жуковский, романтизм, история русской литературы, история педагогики

Короткий адрес: https://sciup.org/14737717

IDR: 14737717

Текст научной статьи Неизданный конспект В. А. Жуковского по истории

[История]

I-е Памятники

Человек, по телесному составу своему есть скоропреходящий сын земли, по душе своей он есть вечный сын неба.

Жизнь его на земле кратковременна. Он родится, развивается, умирает.

Он привязан к своему бытию земному, знает свое земное ничтожество, но по врожденному чувству бессмертия стремится утвердить и на земле следы кратковременного здешнего бытия своего. Как Лапландец, привязанный к снежному своему климату, человек, хотя и назначен для бессмертия, но любит землю свою [земную отчизну] и желает на ней продлиться.

Он воздвигает памятники, сохраняющие след земной его жизни.

Памятник дает неизменяемость минувшему. Он неподвижен среди окружающего его движения. Он всегда в настоящем, но говорит о прошедшем для будущего [1] .

Памятники могут быть или естественные или искусственные.

[Искусное] Всякое заметное произведение природы становится памятником человека, как скоро присоединится к нему или вымысел или предание. Столпы Геркулесовы [2] . Атлант [3] . Гора Сипил близ Магнезии (Nioba) [4] . Такого рода памятники существуют всегда в пространстве.

Памятник искусственный существует или в пространстве, или во времени 2.

Л. 2об. Памятник в пространстве или говорит о каком-нибудь отдельном событии о жизни отдельного человека, или говорит вдруг о многих происшествиях, соединяет времена и эпохи, одни от других отдален- ные. Огромный памятник часто подавляет своею огромностию воспоминания, с ним некогда соединенные. Целый город может быть памятником народа или человека. Простой памятник наиболее говорит воспоминанию.

Памятники во времени, так сказать, следуют за человеком и народом в их развитии. Праздники. Годовщины. Дни исторические.

Самый обширный из всех памятников есть язык. Язык называется живым , пока народ, им говорящий, действует на сцене мира, он называется мертвым , когда народ, им говоривший, перестал уже действовать. Язык заключает в себе всю массу понятия народа: он выражает природу, которая окружает его, события, означившие его жизнь, его сношения и слияния с другими народами. Словарь языка заключает в себе всю образованность народа. В нем можно отыскать следы и того, что не могло быть означено никаким другим памятником. Пословицы суть предания народной мудрости. Они часто служат памятниками нравов, обычаев и событий в разных эпохах.

Л. 3

II Язык. Поэзия. Предание. [История]

Имя есть первобытный исторический памятник, заключающийся в языке. Именем отличается человек от человека, народ от народа. Отчеством означается происхождение; с прозванием слава отца переходит к сыну, слава предков – к потомкам.

Великое дело, великое явление природы, высокое чувство, высокая мысль производят в душе вдохновение . Вдохновение требует языка, ему приличного, и с языком обыкновенным соединяется гармония , ощущаемая душою во всей окружающей нас природе. Рождается Поэзия [5] .

Первобытная поэзия прославляет дела великие. Героизм возбуждает поэтов. Поэзия, в свою очередь, возбуждает героизм.

Все выраженное языком грамматическим легче сохраняется в памяти. Песни поэтов становятся хранилищем прошедшего; как предания они переходят от отца к сыну, из поколения в поколение, и минувшее в них живет для потомков.

Но предание, вверенное одной памяти, изменяется в течение времени. С ним соединяются вымыслы, и вымыслы, украшая истину, затмевают ее. Письмо дает неизме- няемость преданию. С письмом рождается История.

Л. 3 об.

III История.

Геродот, уроженец Галикарнасский, есть отец Истории и прозы. (Янусова голова [6] ). Держа в руке нить преданий, он от времен настоящих дошел до времен баснословных, где исчезает свет истины и начинается сумрак басни, за коим следует мрак неизвестности.

История его заключается в IX книгах, каждая из них названа именем одной из IX муз.

Геродот собрал предания народов, в его время известных, и особенно описал славную войну Греков с Персами, коей был современником. Он читал свою историю на торжественном собрании Греков. В толпе, внимавшей Геродоту, находился юноша. Он плакал, слушая чтение Геродотово. Слезы его были прекрасные слезы восторга и соревнования. Сей юноша был Фукидид [7] . Он сам сделался великим Историком, а его История, в свою очередь, воспламенила Демосфена, который оружием слова, окованным на Фукидидовой наковальне, долго сражался с могуществом Филиппа за слабую Грецию [8] . (Демосфен восемь раз переписал Историю Фукидида, которую наконец узнал наизусть).

Что же История ? Ее называют сосудом серебряным, заключающим в себе плоды золотые. По словам Цицерона, она есть душа памяти, толкователь прошедшего, оракул жизни, путеводный светильник истины [9] .

Предмет Истории есть человек; человека можно рассматривать или отдельно как человека физического 3 Л. 4 или собирательно как род человеческий 4. История рода человеческого есть изображение жизни народов, каждого особенно и всех вместе, то есть История событий и происшествий. История человечества есть История образования рода человеческого, то есть История нравст- венного его усовершенствования. История в обоих отношениях есть история воспитания рода человеческого. Воспитатель – Бог; средства воспитания – происшествия. Цель воспитания – возвышение души в человеке, гражданства в народе, человечества в роде человеческом [10]. Мы идем к сей цели: Какие естественные средства имеем мы для достижения к ней и на какой сцене должны мы действовать, то показывает нам наука природы. Сколько прошли мы и как мы шли до сих пор, то показывает История. 3) Как действует ведущий нас учитель и чего он от нас требует, то показывает религия откровенная.

Бакон сравнивает Бога, человека и природу с лучом солнечным. Луч прямой , все в себе соединяющий, есть Бог; Луч отраженный , то есть принимаемый в полноте, есть человек; Луч преломленный, то есть разделяющийся на цветы разнообразные, есть природа [11] . Все тот же луч, все тот же Бог 5.

Действие истории есть оживление, просвещение и укрепление души нашей. Л. 5 об. Она оживляет , возбуждая соревнование, просвещает , изъясняя прошедшее, снабжая опытом в настоящем и советом для будущего; укрепляет , утешая душу мыслию о проведении, воспитывающем человека и род человеческий для цели великой [12] .

Важность Истории . Она укореняет в нас уважение к человечеству . В ней видим мы, как постепенно очищалось между людьми понятие о человеке и как мало-помалу возвысилось его достоинство. В лучшие времена Греков и Римлян знали только просвещенных и варваров, свободных и невольников. Несколько избранных наслаждаясь благами жизни презирали или угнетали остальных, им подвластных или почитаемых ими ниже человека. Христианство сделало людей братьями. Чистейшее понятие о Божестве очистило и понятие о человечестве.

Илоты в Спарте. Невольники в Риме. Продажа невольников. Пленные. Гладиаторы. Сатурналии [13] . Пытки.

XVII век. 1) Уничтожение торга невольниками. 2) Глухонемые (аббат Лепе [14] ). 3) Тюрьмы и больницы (Говард [15] ).

Л. 6

Человек.

Свойство.

Человек есть малый мир (микрокосм), в нем, так сказать, отражается и повторяется все земное.

Он покорен необходимости физической , то есть он в тесной зависимости от окружающей его физической природы и в то же время он одарен нравственною свободою : он имеет способность совершенствоваться . Он создан для того, чтобы возвышаться , подвигаясь вперед, он не может ни остаться неподвижным и ни идти обратно . Три состояния: Восхождение , неподвижность , об-ратность . Некоторые отдельные народы могут находиться в одном <из> сих трех состояний, но род человеческий вообще находится всегда в первом.

Отношения

Подобный точке пересечения , в которой бесчисленное множество пересекающихся кругов может соединяться, человек особенно отличается множеством своих отношений . Главных – три: к природе , человеку и Божеству . Они выражаются в самом телесном строении человека. Посредством искусных рук своих он употребляет все окружающее его в свою пользу, и, так сказать, в природе творит другую природу.

Л. 7 Нужда физическая – отношения промышленности .

Посредством языка сообщается он с себе подобными. Нужда нравственная – отношения общест<ва> . Наконец, стан его прям, голова его возвышается к небу: он возносится мыслию к Божеству. Нужда веры – отношения религии .

Породы

По различию в строении физическом и происходящему от него различию нравственному, человеческий род может быть разделен, на пять главных пород.

  • I.    Кавказская , или порода белых , самая чистая и, вероятно, коренная, она занимает

всю Европу, западную и южную Азию и северную Африку.

  • II.    Монгольская , или порода смуглых , занимающая остальную Азию, кроме Ма-лакского полуострова и крайний север Европы и Америки.

  • III.    Ефиопская , или порода черных , занимающая остальную Африку.

  • IV.    Американская , или порода меднокрасных , занимающая всю остальную Америку.

  • V.    Малакская , или порода оливковых , занимающая Малакский полуостров и все острова пятой части света.

Л. 8 В отношении Историческом все сии породы можно разделить на две : на Историческую и Географическую . К первой принадлежит одна кавказская, к последней – все остальные.

Кавказская порода есть, так сказать, представитель рода человеческого, она идет вперед, образуется и образует. По Географическому положению она занимает страны наиболее способствующие развитию физическому и нравственному. По строению телесному она представляет образец физической красоты и силы, по образованности она представляет наибольшее развитие нравственных способностей человека. Ее характер: гражданство 6, усовершенствованное законами [и конституциями]; богатство и утонченность языка ; деятельность промышленности , науки и искусства , наконец Религия – истинная и большая возвышенность в самых ложных религиях. Наконец, она одна имеет Историю . Образуясь сама, она сообщает и другим породам образование. Завоевания ее были благотворны; ей одной принадлежит торговля с своею промышленностию , открытиями и колониями . Ее характер есть восхождение .

Л. 9 Неподвижность и обратность составляют характер прочих пород. Их гражданство на самой низшей степени. Состояние охотников или рыболовов или номадов и деспотизм; языки бедны и грубы; религия – фетишизм; промышленность – удовлетворение необходимости. Они не имеют Истории. Порода Монгольская ознаменовала себя завоеваниями, но сии завоевания были одни разрушительные набеги, и История всех их может заключаться в пяти словах: явились, грабили, разрушили, убивали, исчезли. Между сими китайцы могут казаться исключением, но и их образованность имеет печальный характер неподвижности.

Итак, История рода человеческого объ-емлет одну историю народов кавказского племени ; все прочие племена принадлежат Географии .

Комментарии

  • 1.    Памятник ~ будущего. Мотив времени как всепоглощающего губительного хроноса является одним из главных в поэзии Жуковского, а проблема преодоления временности – одной из основных в его поэтической философии. Среди других способов ее решения Жуковский предлагает и такой: время побеждается воспоминанием. Прошлое, к которому отсылает воспоминание, уже застраховано от изменчивости, оно уже состоялось и избавлено от становления, оно превратилось в вечность. Эта мысль положена в основу известных поэтических афоризмов Жуковского: «для сердца прошедшее вечно», «прошедшее тебе не изменит».

  • 2.    Геркулесовы столпы – скалы по двум сторонам Гибралтарского пролива, происхождение которых древнегреческая мифология связывала с Гераклом.

  • 3.    Атлант – от имени титана Атланта, который, согласно древнегреческой мифологии, находится на крайнем западе земли и держит на своих руках небо, происходит название Атлантического океана.

  • 4.    Сипил – гора в Малой Азии близ города Магнесии (тур. Маниса), на вершине которой, согласно древнегреческой мифологии, находится окаменевшая от горя по своим убитым детям Ниоба.

  • 5.    Великое ~ поэзия. Это рассуждение напоминает заметки Жуковского, записанные на нижней обложке книги К. Шнаазе, опубликованные А. С. Янушкевичем [1984. С. 202].

  • 6.    Янус – в древнеримской мифологии двуликий бог дверей, входов и выходов.

  • 7.    В толпе ~ Фукидид. Античное предание о встрече Геродота и Фукидида на Олимпийских играх, зафиксированное в византийском лексиконе Суды (X в.) [Suidae lexicon, 1854. P. 507], приводит в своих «Эмилиевых письмах» М. Н. Муравьев: «Когда Геродот читал историю свою на

    Олимпийских играх, тогда все несчетное множество греческих народов в глубоком молчании упивалось слушанием, и гром плесканий увенчал оное. Каждая из девяти книг его удостоена именования Музы; а юный Фукидид, в числе слушателей, проливал слезы соревнования и полагал в душе своей обещание разделить некогда с Геродотом пальму Истории» [Муравьев, 1847. С. 148]. Основываясь на этом пассаже Муравьева 7, предание о Геродоте и Фукидиде повторяет К. Н. Батюшков в стихотворении «К творцу “Истории государства Российского”» (1824): «Когда на играх Олимпийских, / В надежде радостных похвал, / Отец истории читал, / Как грек разил вождей азийских / И силы гордых сокрушал, – / Народ, любитель шумной славы, / Забыв ристанье и забавы, / Стоял и весь вниманье был. / Но в сей толпе многонародной / Как старца слушал Фукидид, / Любимый отрок аонид, / Надежда крови благородной! / С какою жаждою внимал / Отцов деянья знамениты / И на горящие ланиты / Какие слезы проливал!» [Батюшков. С. 233– 234]. В 1810–1820 гг. В. А. Жуковский и К. Н. Батюшков вместе были редакторами и публикаторами посмертного издания сочинений М. Н. Муравьева [Левин, 1965; Космолинская, 1997], Жуковский неоднократно публиковал статьи Муравьева в «Вестнике Европы». Все это указывает на то, что не только стихотворение К. Н. Батюшкова, но и упоминание о Геродоте и Фукидиде в «Эмилиевых письмах» М. Н. Муравьева было, несомненно, известно Жуковскому и, вероятно, повлияло на комментируемое место записок по истории. Нужно учитывать и то, что М. Н. Муравьев в свое время занимал почти ту же должность, что и Жуковский: он преподавал русскую словесность, русскую историю и нравственную философию великим князьям Александру и Константину Павловичам, и Жуковский, конечно, не мог не соотносить свои педагогические опыты с его деятельностью.

  • 8.    Демосфена ~ Грецию . Имеется в виду политическое противоборство Демосфена с Филиппом Македонским и речи, сказанные Демосфеном против Филиппа (так называемые филиппики).

  • 9.    По словам Цицерона ~ истины. Неточная цитата из второй книги трактата Цицерона «Об ораторе (к брату Квинту)» (9 (36)): «Historia vero testis temporum, lux veritatis, vita memoriae, magistra vitae, nuntia vetusta-tis» («История – свидетельница времен, свет истины, жизнь памяти, учительница жизни, вестница старины», пер. Ф. А. Петровского) 8.

  • 10.    Воспитатель ~ человеческом. Сравнение жизни со школой, в которой человек воспитывается для вечности, является одной из любимых аллегорий Жуковского.

  • 11.    Бакон ~ природа. Сравнение с лучом Ф. Бэкон использует в первой главе третьей книги трактата «О достоинстве и приумножении наук» (1623), правда, не в том смысле, в котором использует это сравнение Жуковский: «У философии троякий предмет – Бог, природа, человек и сообразно этому троякий путь воздействия. Природа воздействует на интеллект непосредственно, т. е. как бы прямыми лучами; Бог же воздействует на него через неадекватную среду (т. е. через творения) преломленными лучами; человек же, становясь сам объектом собственного познания, воздействует на свой интеллект отраженными лучами» [Бэкон, 1971. С. 209].

  • 12.    Действие ~ великой. Ср. рассуждения Жуковского из «Плана обучения наследника престола», представленного им Николаю I: «Сокровищница просвещения царского есть история, наставляющая опытами прошедшего, ими объясняющая настоящее и предсказывающая будущее. Она знакомит Государя с нуждами его страны и его века. Она должна быть главною наукою Наследника престола. История, освещенная религиею, воспламенит в нем любовь к великому, стремление к благотворной славе, уважение к человечеству, и даст ему высокое понятие о его сане» [Годы учения…, 1880. С. 19].

  • 13.    Сатурналии – праздник в Древнем Риме, во время которого рабы получали право носить одежды своих господ, разделять с ними трапезу и принимать их услуги.

  • 14.... аббат Лепе – аббат Шарль-Мишель л'Эпе (1712–1789), создатель жестового

  • 15.    Говард – Джон Говард (1726–1790), английский врач и филантроп. Стал инициатором реформы тюремной системы в Англии и способствовал ее гуманизации. Боролся с эпидемиями заразных болезней, изучая и развивая карантинное дело. Умер в России во время борьбы с эпидемией тифа в Херсоне.

  • 16.... пять главных пород. Жуковский использует расовую классификацию немецкого анатома Иоганна-Фридриха Блуменбаха (1752–1840). Именно книгу Блуменбаха Жуковский рекомендует в письме гувернеру наследника престола Ф. А. Жиллю (1826) в качестве пособия для занятий по естественной истории в свое отсутствие: «Pour l'enseignement de l'histoire Naturelle, vous vous servirez de l'exellent ouvrage élementaire de Bloumenbach; il se trouve aussi dans ma bibliothèque» (Для обучения Естественной истории вы воспользуетесь прекрасным учебником Блуменбаха; он тоже есть в моей библиотеке. – фр .) [Годы учения…, 1880. С. 31]. В библиотеке Жуковского, действительно, сохранилась книга Блуменбаха с многочисленными пометками Жуковского [Blumenbach, 1825; Библиотека В. А. Жуковского, 1981]. Далее в этом письме Жуковский указывает Жиллю на то, что не знает, есть ли французский перевод этой книги, и советует сделать его самостоятельно. На самом деле, к тому времени был уже не только французский, но и русский перевод этой книги, вышедший в 1797 г. Классификацией Блуменбаха Жуковский рекомендует Жиллю пользоваться и при подготовке гербариев для обучения великого князя.

языка глухих, основатель первой школы для глухих.

Статья научная