Неклассический субъект видения. Часть I

Автор: Комаров Сергей Владимирович, Лумпова Мария Анатольевна

Журнал: Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология @fsf-vestnik

Рубрика: Философия

Статья в выпуске: 2 (46), 2021 года.

Бесплатный доступ

Рассматривается фундаментальный сдвиг в гуманитарной мысли, названный визуальным поворотом. Речь идет о трансформации визуальности в конце XIX - начале ХХ в. Трудность анализа - в том числе и современной мысли уже XXI в. - связана с тем, что в современных гуманитарных дисциплинах так и не выработан единый подход к определению предмета и не найден метод исследования визуального поворота. Этот поворот как переход от классического к неклассическому наблюдателю анализируется как трансформация самого человеческого присутствия в мире. Изменение визуальности в первую очередь связано с изменением представления о классическом трансцендентальном субъекте и переходом к пониманию аффектированного и временного субъекта современности. В основу изучения трансформации субъективности авторами положен предложенный В. Беньямином трехчастный механизм силы дистанции, силы взгляда и силы памяти. Показано, что в начале ХХ в. происходит переосмысление присутствия человека в мире через понимание разрушения дистанции между субъектом и объектом (миром), изменение силы взгляда и изменение роли памяти в восприятии увиденного. Видимое больше не выступает как непосредственно данное субъекту (как объект), но предполагает силу визуального восприятия и особую роль памяти в увиденном. Это означает, что в современных неклассических концепциях визуальности осуществляется попытка понять акт видения как событие становления субъекта. В этом трехчастном визуальном дистанцировании, силе вглядывания в видимое и роли памяти в увиденном акт видения становится самим присутствием современного человека. Однако при этом присутствие в акте видения ускользает от самого субъекта опыта. Так визуальный опыт в качестве наличного сознания вечно и всегда не соответствующего ему мира как объекта видения является бессознательной атрофией самого апатичного нарцисса видения. Делается вывод, что отсутствие понимания момента присутствия современного субъекта означает, что как возвращение дистантности в рамках концепции классического наблюдателя, так и полное разрушение ауры в рамках концепций неклассического наблюдателя заводят в теоретический тупик понимание самого опыта неклассического видения.

Еще

Визуальный поворот, субъект видения, трансцендентальный субъект, аффектированный субъект, наблюдатель, аура, сила дистанции, сила памяти, сила взгляда

Короткий адрес: https://sciup.org/147236889

IDR: 147236889   |   DOI: 10.17072/2078-7898/2021-2-179-190

Список литературы Неклассический субъект видения. Часть I

  • Бахманн-Медик Д. Культурные повороты. Новые ориентиры в науках о культуре. М.: Новое лит. обозрение, 2017. 504 с.
  • Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости // Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости: избр. эссе. М.: Медиум, 1996. С. 15-65.
  • Бодлер Ш. Поэт современной жизни // Бодлер Ш. Об искусстве. М.: Искусство, 1986. С. 283-315.
  • Вирилио П. Машина зрения. СПб.: Наука, 2004. 144 с.
  • Диди-Юберман Ж. То, то мы видим, то, что смотрит на нас. СПб.: Наука, 2001. 264 с.
  • Инишев И.Н., Бедаш Ю.А. Визуальное, социальное, образное: зрительное восприятие как фактор современной культуры // ПРАННМА. Проблемы визуальной семиотики. 2016. Т. 1, № 7. С. 9-25.
  • Ищенко Е.Н. «Визуальный поворот» в современной культуре: опыты философской рефлексии // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия. 2016. № 2. С. 16-27.
  • Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М.: Политиздат, 1990. С. 23-92.
  • Кант И. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994. 591 с.
  • Крэри Дж. Техники наблюдателя. М.: V-A-C press, 2014. 256 с.
  • ЛиповецкиЖ. Эра пустоты. СПб.: Владимир Даль, 2001. 336 с.
  • Молок НЮ. Качели Фрагонара. Вуайеризм реформа видения в эпоху Просвещения // Из истории классического искусства Запада. М.: Эпифания, 2003. С. 166-173.
  • Петровская Е.В. Верните ауру, без ауры тоска / Полит.ру. 2013. 14 мар. URL: https://polit.ru/article/2013/03/14/ep140313/ (дата обращения: 20.10.2020).
  • Петровская Е.В. Теория образа. М.: РГГУ, 2012. 280 с.
  • Савчук В.В. Философия фотографии. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005. 256 с.
  • Сартр Ж.-П. Дневники странной войны. Сентябрь 1939 - март 1940. СПб.: Владимир Даль, 2002. 815 с.
  • Сонтаг С. О фотографии. М.: AdMarginem, 2013, 272 с.
  • Сосна Н.Н. Необратимое видимое. Техническая перспектива // Философский журнал. 2018. Т. 11, № 4. С. 95-105. DOI: https://doi.org/10.21146/2072-0726-2018-11-4-95-105
  • Трэски А. Теория видео. Онлайн-видео. Эстетика или деградация. Харьков: Гуманит. центр, 2017. 252 с.
  • Хэмингуэй Э. Смерть после полудня. М.:АСТ, 2015. 416 с.
  • Ямпольский М. О близком (Очерки немиметического видения). М.: Новое лит. обозрение, 2001. 240 с.
  • Atkinson P. Henry Bergson and visual culture: A Philosophy for a new aestetic. N.Y.: Bloomsbury Academic, 2020. 336 p. DOI: https://doi.org/10.5040/9781350161801
  • Beith D. The Birth of Sense: Generative Passivity in Merleau-Ponty's Philosophy. Athens, ОН: Ohio University Press, 2018. 240 p.
  • Berger J. About looking. N.Y.: Vintage International, 1991. 225 р.
  • Crary J. Suspensions of Perception: Attention, Spectacle and Modern Culture. Cambridge, МА: The MIT Press, 1999. 416 p. DOI: https://doi.org/10.7551/mitpress/6569.001.0001
  • JayM. Scopic Regimes of Modernity // Vision and Visuality / ed. by H. Foster. N.Y.: Bay Press, 1988. P. 3-23.
Еще
Статья научная