Некоторые аспекты реализации юридического комплаенса на примере антикоррупционной деятельности
Автор: Манохин В.С.
Журнал: Вестник Академии права и управления @vestnik-apu
Рубрика: Теория и практика юридической науки
Статья в выпуске: 2 (77), 2024 года.
Бесплатный доступ
В статье автор исследует влияние современной технологии «умного города» и e-governance на реализацию юридического комплаенса на примере противодействия коррупции. Технологии повышают открытость социальных систем, позволяя осуществлять регулярный контроль за действиями представителей государства и субъектов РФ. С учетом формирования новой системы управления, юридический комплаенс становится новым методом построения взаимодействия между государством и обществом. Проактивное правовое регулирование предполагает действия, направленные на предотвращение будущих событий. Юридический комплаенс может стать ответом на вызовы цифровых технологий и в будущем выступить новым способом правового регулирования, основанным на автономии субъектов.
Умный город, электронное государство, электронная платформа, юридический комплаенс, комплаенс-контроль, комплаенс-риск, противодействие коррупции, цифровые государственные услуги, цифровизация
Короткий адрес: https://sciup.org/14130323
IDR: 14130323 | DOI: 10.47629/2074-9201_2024_2_47_50
Текст научной статьи Некоторые аспекты реализации юридического комплаенса на примере антикоррупционной деятельности
Современные технологии управления государством концентрируются на повышении открытости системы и ускорении рассмотрения возникающих вопросов. Граждане получают возможность влиять на принятие решений в упрощенном, цифровом виде. Электронное участие заменяет собой классическое двустороннее взаимодействие и постепенно увеличивает роль граждан в принятии промежуточных, правоприменительных актов. С точки зрения Sæbø, Rose и Flak, электронное участие – это трансформация способов участия в консультативных процессах с помощью ИКТ [2]. Технологические достижения открывают новые способы управления не только для государства, но и для частных лиц. Это приведет к повышению открытости и к формированию ощущения гарантированной неотвратимости наказания, так как технологии наблюдения совместно с искусственным интеллектом (далее – ИИ) смогут не только фиксировать факт нарушения, но и выносить в ускоренном порядке акты применения.
Тем не менее, существуют факторы, препятствующие развитию современных государственных платформ и всеобщей цифровизации. Одним из самых распространённых является коррупция. Это явление не имеет границ, как и не имеет универсального средства предотвращения или расследования данных преступлений. Многие государства поняли, что с подобным многослойным явлением бесполез- но бороться исключительно ужесточением законодательства, так как уровень коррупции зависит не от того, какая санкция за этот вид преступления предусмотрена в государстве. В конце 2023 года Высшая школа экономики (далее – ВШЭ) опубликовала антикоррупционные итоги 2023 года [3], по результатам которых можно говорить как о главных причинах возникновения коррупционного поведения, так и о повышении роли в построении взаимодействия государства и бизнеса, а также о смещении правового акцента с расследования преступлений к предотвращению даже возможности возникновения подобных ситуаций.
Доклад ВШЭ подтверждает, что коррупция – это общемировая проблема, которая решается как изданием стандартов и рекомендаций по борьбе с ней, так и активным внедрением цифровых технологий в деятельность органов государственной власти.
Вопрос коррупционных рисков отражен в индексе TRACE Matrix [5], которые ежегодно проводят комплексные исследования и публикуют рейтинг коррупционных рисков. Россия находится на 151 месте: ежегодно её позиции улучшаются, однако существующие системные проблемы пока остаются не решенными. Среди ключевых причин выделяют низкий уровень взаимодействия с бизнес-сообществом и недостаточное развитие прозрачности в деятельности государственных органов.
Чем менее «прозрачна» сфера, тем более она подвержена коррупции с точки зрения граждан. В последнее время многие государственные органы демонстрируют высокий уровень «закрытости»: информацию, размещаемую на официальных сайтах, невозможно проверить; высокий уровень бюрократии и не до конца понятная система документооборота; отчётность носит формальный характер. Подобная практика ведет к дестабилизации власти, утрате доверия и требует особых действий для изменения сложившейся ситуации.
Так, во Франции существует специальное Антикоррупционное агентство Франции (Agence Française Anticorruption – AFA), которое регулярно публикует стандарты и методики построения устойчивого бизнеса без обращения к коррупции. К примеру, эта организация опубликовала Обзор действующих за рубежом стандартов, направленных на продвижение неподкупности в бизнесе (Présentation des référentiels étrangers promouvant l’intégrité dans la vie des affaires) [1]. Задача подобных актов привести к единству практику борьбы с коррупцией, путем стимулирования правомерного поведения сквозь призму разработанных комплексов эффективного поведения. В рамках деятельности AFA создает рекомендации и меры для поддержания высокой антикоррупционной культуры и проводит статистические исследования с целью по- стоянного анализа криминогенной обстановки. Также, одним из способов стимулирования правомерного поведения хозяйствующих субъектов является принуждение к внедрению комплаенс-контроля и ведение постоянной отчетности о проделанных действиях.
Опыт Франции показывает, что коррупция побеждается не только путем ужесточения наказания, но и при помощи построения системы рекомендательных актов и введения уникальных санкций, связанных с «навязыванием» правомерного поведения в виде комплаенса – как системы действий и актов, направленных на поддержание правомерного поведения и предотвращение совершения преступных действий.
Современная модель антикоррупционного комплаенса – одна из самых разработанных в отечественной юридической доктрине. В статье Гармаева Ю.П., Иванова Э.А. и Маркунцова С.А. [4, с. 110] детально исследуются вопросы применения антикоррупционного комплаенса с учетом его междисциплинарной природы. Они отмечают, что в настоящее время существует большое количество различных методик и рекомендаций по построению внутренних систем контроля в организациях, однако представленное многообразие мнений с учетом положений закона лишь вводит неопределенность в вопросе построения системы внутреннего обеспечения соответствия антикоррупционному законодательству. С другой стороны, отсутствие закрепленных государственных гарантий само по себе препятствует развитию систем самоконтроля, так как один из ключевых принципов юридического комплаенса, соразмерность, не реализуется и компании не могут оправдать собственные ограничения возможным полезным эффектом, закрепленным законодательно.
Как указывает Фильченко А.П. [8, с. 83], основополагающая цель антикоррупционного комплаенса состоит в достижении системного правомерного поведения и в развитии полной нетерпимости к коррупционному поведению как со стороны руководителей компании, так и со стороны сотрудников государственных органов. Приказ Федеральной антимонопольной службы России от 18.02.2022 № 135/22 [6] закрепляет план действий, по противодействию коррупции в данной структуре и в пункте 4.2 определяет антимонопольный комплаенс, как одно из средств достижения поставленных целей. В понимании Федеральной антимонопольной службы, система обеспечения соответствия законодательству создает устойчивый внутренний контроль, который обеспечивается за счет регулярного взаимодействия как между государственными структурами, так и с хозяйствующими субъектами.
Одним из способов достижения высокого уровня эффективности комплаенс-системы выступает при- менение цифровых технологий. Даже внедрение электронного документооборота уже существенно повышает контроль за деятельностью сотрудников. Тем не менее, комплаенс подразумевает наличие конкретной системы действий по предотвращению коррупционного поведения, а также наличие внутренней службы контроля за действиями сотрудников. Аналогию можно провести с современной моделью развития государственного управления в РФ, закреплённой Распоряжением Правительства РФ от 16.03.2024 № 637-р [7]. В нем отдельно определены возможные стратегические риски, которые условно делятся на технологические и информационные. Последние как раз перекликаются с основополагающими причинами коррупции: недостаточная осведомленность, слабое развитие межведомственного взаимодействия, а также общая закрытость системы перед гражданами. Для предотвращения подобных событий и развивается система электронного государства, которая позволит автоматизировать многие процессы, а также предотвратить возможность развития коррупционного поведения.
Приведенные в Распоряжении Правительства РФ от 16.03.2024 № 637-р методы цифровизации го- сударственных услуг могут быть применены для построения комплаенс-систем в антикоррупционной сфере. Повышение межведомственного взаимодействия и налаживание прямой обратной связи может применяться как в отношении внутренней системы контроля хозяйствующих субъектов, так и в отношении государственных органов.
Таким образом, цифровые технологии позволяют ускорить выполнение обыденных задач и повысить открытость любой системы. Главная цель при этом – это достижение эффективности в условиях снижения сопутствующих расходов. Коррупция, как явление деструктивное, не может быть устранена исключительно ужесточением санкций, тем не менее повышение цифрового самоконтроля государства и хозяйствующих субъектов возможно путем применения комплаенс-системы как методологического основания встраивания современных технологий в механизмы управления. Данная правовая конструкция основывается, прежде всего, на законодательных установках, и её реализация с помощью цифровых технологий способствует развитию электронного правительства и снижению уровня коррупции.
Список литературы Некоторые аспекты реализации юридического комплаенса на примере антикоррупционной деятельности
- Présentation des référentiels étrangers promouvant l'intégrité dans la vie des affaires // Agence Française Anticorruption URL: https://www.agence-francaise-anticorruption.gouv.fr/fr/document/presentation-des-referentielsetrangers-promouvant-lintegrite-dans-vie-des-affaires (дата обращения: 18.04.2024).
- Sæbø Ø., Rose J., Flak L.S., The shape of eParticipation: Characterizing an emerging research area//Government Information Quarterly, Volume 25, Issue 3, 2008, Pages 400.
- Антикоррупционные итоги 2023 года // Антикоррупционный центр НИУ ВШЭ URL: https://anticor.hse.ru/main/news_page/antikorruptsionnye_itogi_2023_goda (дата обращения: 18.04.2024).
- Гармаев Ю.П., Иванов Э.А., Маркунцов С.А. О формировании междисциплинарной концепции антикоррупционного комплаенса в Российской Федерации // Право. Журнал высшей школы экономики. - 2020. - №. 4. - С. 106-128. EDN: SPTIFJ
- Опубликован индекс TRACE Matrix 2023 // Антикоррупционный центр НИУ ВШЭ URL: https://anticor.hse.ru/main/news_page/opublikovan_indeks_trace_matrix_2023 (дата обращения: 18.04.2024).
- Приказ Федеральной антимонопольной службы России от 18.02.2022 № 135/22 "Об утверждении плана противодействия коррупции Федеральной антимонопольной службы России на 2021-2024 годы" // Федеральная антимонопольная служба URL: https://fas.gov.ru/p/anticorruption_items/389 (дата обращения: 18.04.2024).
- Распоряжение Правительства РФ "Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации государственного управления" от 16.03.2024 № 637-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 25.03.2024 № 13. Ст. 1837.
- Фильченко А.П. Принципы антикоррупционного комплаенса и проблемы их реализации // Труды Академии управления МВД России. - 2023. - № 2 (66). - С. 78-89. EDN: FOYRXF