Некоторые аспекты семантического подхода к исследованию новых тенденций российской церковно-певческой культуры
Автор: Двинина-Мирошниченко Наталья Евгеньевна
Журнал: Вестник Московского государственного университета культуры и искусств @vestnik-mguki
Рубрика: История культуры
Статья в выпуске: 3 (83), 2018 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена проблемам современной православной музыкальной культуры, которые обусловлены процессом секуляризации духовной культуры, потерей понимания сущностно-смысловых основ бытия церковного искусства. В результате процессов обмирщения церковной культуры произошла замена символического интонационного потенциала древних распевов на музыкальные символы светской культуры, среди которых бытовые песни, романсы, протестантские хоралы И-С. Баха, подтекстованные богослужебными текстами на церковно-славянском языке, и т.д. Древнерусская певческая культура представляла собой уникальный образец семантического поля культуры, где закреплялось и передавалось от поколения к поколению свидетельство о Первообразе, о некотором первоначальном образце, выраженном в культурной форме и её семантемах (параметрах, данных с помощью определённой символики). Автор статьи освещает значимость основной функции церковно-певческого искусства - подобно иконе, свидетельствовать о Божественной реальности. Особого внимания, по мнению автора, заслуживает позитивное направление - каноническое песнотворчество, выраженное в воссоздании культуры пения знаменного распева, интересе к византийской традиции, обращении к древнерусскому многоголосию, социокультурной деятельности регентов-композиторов.
Каноническое песнотворчество, секуляризация духовной культуры, семантический подход к исследованию православной музыкальной культуры, иконозначимость православной музыкальной культуры
Короткий адрес: https://sciup.org/144160784
IDR: 144160784
Список литературы Некоторые аспекты семантического подхода к исследованию новых тенденций российской церковно-певческой культуры
- Большой справочник православного человека: в 4 частях/текст В. Пономарев. Москва: Данилов мужской монастырь, 2014. 685 с.
- Гумилев Л. Н. От Руси до России. Москва: АСТ, 2017. 512 с.
- Марусев О. Ф. Смысл как системообразующий элемент творческого процесса: дис. на соиск. учён. степ. кандидата философских наук: 24.00.01/Марусев Олег Федорович. Москва, 2005. 166 с.
- Медушевский В. В. Интонация как язык домостроительства благодати//Вестник УПЦ №61, Церковь и культура: . Электрон. дан. 01.10.2006. URL: http://pravoslavye.org. ua/2006/10/medushevskiy_vv_intonatsiya_kak_yazik_domostroitelstva_blagodati/(дата обращения: 11.05.17).
- «Страсти по Матфею»: 12 впечатлений со сцены и из зала //Молодежный интернет-журнал «Татьянин день»: . Электрон. дан. 26.03.2012. URL: http://www.taday.ru/text/1545513.html (дата обращения: 22.06.18).
- Трошин А. А. Семантическая концепция понимания как методологическое основание прикладной культурологии//Культурология: фундаментальные основания прикладных исследований/под. ред. И. М. Быховской. Москва: Смысл, 2010. С. 128-144.
- West T. Music and designed sound. The Routledge Handbook of Multimodal Analysis. Edited by Carey Jewitt. Routledge, Taylor & Francis Group, London and New York, 2009. Pp. 284-293.