Некоторые аспекты сотрудничества РФ и Японии в решении глобальных проблем и обеспечении безопасности в АТР
Автор: Василюк Егор Андреевич
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Политика в фокусе
Статья в выпуске: 10, 2015 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается развитие сотрудничества России и Японии в сфере решения глобальных проблем, изучается роль стран в обеспечении стабильности и безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Автор показывает, что российско-японское взаимодействие простирается дальше двусторонних вопросов и имеет большое значение для урегулирования многих вопросов глобального характера, даже несмотря на сохраняющиеся проблемы между Москвой и Токио и геополитический кризис в отношениях России и Запада.
Россия, япония, атр, безопасность, глобальные проблемы, ядерная энергия, нераспространение ядерного оружия
Короткий адрес: https://sciup.org/170167700
IDR: 170167700
Текст научной статьи Некоторые аспекты сотрудничества РФ и Японии в решении глобальных проблем и обеспечении безопасности в АТР
Н есмотря на то что между Россией и Японией есть ряд существенных разногласий (территориальные споры, отсутствие мирного договора, а с недавнего времени – осложнения в связи с кризисом на Украине), сотрудничество Москвы и Токио простирается дальше двустороннего взаимодействия и имеет важное значение для обеспечения региональной безопасности, а также обладает потенциалом для продуктивного вклада в разрешение глобальных проблем. Россия как один из 6 постоянных членов Совета Безопасности ООН и страна – преемник СССР продолжает играть одну из ведущих ролей на международной арене, тогда как Япония, будучи 3-й по объему ВВП экономикой мира и единственной азиатской страной в Большой семерке, обладает колоссальным весом в наиболее динамично развивающемся Азиатско-Тихоокеанском регионе и, наряду с Китаем, во многом определяет повестку дня во всей Азии.
Следует для начала отметить, что Москва всегда активно принимала участие в разрешении общемировых проблем – от региональных конфликтов до экологических проблем, угрожающих всему человечеству, и осознает свою ответственность перед мировым сообществом. Даже начавшийся в 2014 г. геополитический кризис не изменил ситуацию принципиально и не привел к изоляции России: необходимость сотрудничества с РФ по самому широкому кругу вопросов до сих пор официально признают даже США 1 . Япония же с момента окончания войны стремится преодолеть негативный образ агрессора и создать новый имидж страны, активно принимающей участие в разрешении гуманитарных, экономических и политических проблем, причем не только в АТР, но и в других регионах, и продолжает придерживаться дружественной политики по отношению к России, что зафиксировано в японской «Голубой книге по дипломатии» 2015 г.: «На фоне меняющейся обстановки в Азиатско-Тихоокеанском регионе развитие отношений с Россией как партнером в регионе является выгодным для Японии» 2 . Стоит отметить, что по данным первоначальных опросов только 31% японцев поддерживали введение антироссийских санкций, а 52% считали, что Япония должна выбрать свою линию поведения в этом отношении 3 .
Наиболее значимым для Токио и Москвы стал в последние годы вопрос обеспечения безопасности в контексте усиления Китая, которое беспокоит как соседние азиатские страны, так и США. Интересно, что для Японии, как об этом писали исследователи, равно опасны оба самых радикальных сценария развития отношений КНР и Соединенных Штатов: прямая военная конфронтация или, наоборот, союз двух глобальных держав в обход Японии [Панов 2014]. В связи с этим Токио пытается проводить на этом направлении собственную политику, насколько это возможно в условиях остающегося краеугольным камнем японской дипломатии военного союза с США. Одним из путей реализации этого курса стало для Японии сближение с РФ.
Ставка на Россию как ключевого гаранта стабильности в АТР представляется оправданной, т.к. РФ последовательно проводит политику невмешательства в споры и возможные конфликты в регионе и выступает в качестве нейтральной стороны, которая одновременно с этим имеет и собственную заинтересованность в сохранении безопасной обстановки. Данное положение неоднократно высказывалось представителями российской стороны и зафиксировано в концепции внешней политики страны: «Принципиальное значение для России имеет общее оздоровление военно-политической обстановки в Азии, где сохраняется значительный конфликтный потенциал, наращиваются военные арсеналы, увеличивается опасность распространения оружия массового уничтожения. Россия последовательно выступает за урегулирование вовлеченными сторонами всех имеющихся разногла- сий политико-дипломатическими средствами при строгом соблюдении основополагающих принципов международного права»1.
На фоне обострения территориальных споров Японии с Китаем (вокруг островов Сенкаку) и Южной Кореей (остров Токто) Токио делает декларативные заявления о намерении «разрешить территориальную проблему с Москвой» и пытается по крайне мере не провоцировать усугубление этого конфликта. Помимо этого Япония давно хочет добиться такого углубления отношений с РФ, которое позволило бы несколько ослабить партнерство Пекина и Москвы, угрожающее интересам Токио. Так, согласно данным, обнародованным Wikileak s 2 , еще в 2007 г. японские дипломаты обсуждали возможность создания альянса с Москвой вопреки сохранявшемуся фактору территориального спора. В том числе в Токио полагают, что положительных результатов в аналогичном процессе уже сумел достичь Сеул: «серьезно улучшив отношения с Москвой, южнокорейцы добились ужесточения позиции России в отношении Пхеньяна по ядерной проблеме и инцидентам с применением военной силы на Корейском полуострове» [Современные российско-японские… 2012: 9-10].
Особенно такие тенденции в политике Японии стали видны, когда премьер-министром в декабре 2012 г. снова стал Синдзо Абэ. Будучи националистически настроенным консерватором, Абэ, тем не менее, руководствуется принципом real politic и пытается добиться успеха на внешнеполитическом направлении вопреки имеющимся проблемам. Крайне активно Абэ выступает и с призывами заключить мирный договор с Россией в течение своего премьерства. Как отмечали специалисты, «своей «территориальной дипломатией» Абэ надеется прорвать именно на российском направлении стихийно сложившийся к настоящему времени в СевероВосточной Азии, хотя никак и никем не координируемый антияпонский территориальный фронт [Кистанов 2014: 68]. Именно в таком ключе следует рассматривать заявление Абэ в парламенте Японии о готовности к улучшению отношений с Китаем и Южной Кореей и одновременное определение связей с РФ как отношений «с самыми богатыми возможностями».
Как и остальные сферы отношений, сотрудничество по глобальным проблемам и безопасности отражено в основных документах, подписанных главами государств: Российско-японском плане действий от 2003 года 3 и Совместном заявлении президента РФ и премьер-министра Японии о развитии российско-японского партнерства от 2013 года 4 . В последнем документе, в частности, зафиксировано, что «Российская Федерация и Япония, придавая важное значение двустороннему партнерству в международных делах, будут укреплять сотрудничество и взаимодействие в целях стабильности и процветания в АТР и во всем мире» 5 , т.е. обозначена ответственность государств не только за разрешение двусторонних проблем и развитие торгово-экономических отношений, но и за региональную и глобальную безопасность. Не удивительно, что в Заявлении п. 36–52 целиком посвящены широкому спектру общемировых проблем и вопросов, включая ядерную проблему на Корейском полуострове, войну в Сирии и ситуацию вокруг Палестинского государства и Израиля. Чрезвычайно важным положением, зафиксированным в совместном заявлении, стало решение начать консультации министров иностранных дел и министров обороны в формате «2 + 2» ввиду необходимости «расширения сотрудничества между двумя странами в сфере безопасности и обороны в условиях возрастающей роли Азиатско-Тихоокеанского региона в мире и больших изменений в области обеспечения международной безопасности» 6 .
Одной из наиболее важных сфер глобального характера, где Москва и Токио традиционно плодотворно сотрудничают, стала проблема нераспространения ядерного оружия и безопасности мирного атома. Взаимодействие РФ и Японии в этой плоскости имеет долгую историю 1 . Еще в 1993 г. был учрежден Российско-японский комитет по сотрудничеству в целях содействия в области утилизации ядерного оружия, подлежащего сокращению в РФ, на работу которого японская сторона выделила 100 млн долл. США, а затем дополнительно – еще 70 млн долл. США. Для обеспечения собственной экологической безопасности, а также в рамках общей стратегии, нацеленной на ядерное разоружение, Япония предприняла такие меры, как обучение персонала российских АЭС действиям в условиях чрезвычайных ситуаций, предоставление контейнеров для хранения отработанного ядерного топлива и т.д. В 2001 г. было завершено строительство комплекса по переработке низкоактивных жидких радиоактивных отходов «Ландыш», на что Япония выделила 4,15 млрд иен.
Следующей вехой стало подписание в сентябре 2000 г. Меморандума о развитии сотрудничества между правительством РФ и правительством Японии в области содействия разоружению, нераспространению и утилизации ядерных вооружений, подлежащих сокращению в РФ, и принятие на саммите Большой восьмерки в 2002 г. программы «Глобальное партнерство против распространения оружия и материалов массового уничтожения», одним из проектов в рамках которого стала программа по утилизации атомных подводных лодок, выведенных из состава российского флота, названная «Звезда надежды».
Позднее, при трагических событиях катастрофы на АЭС «Фукусима-1» в марте 2011 г. уже российская сторона оказала помощь Японии при ликвидации аварии. Российские ученые и сейчас продолжают вести совместную работу с японскими ликвидаторами 2 .
В связи с этим не удивительно, что Россия и Япония также ведут и совместную работу для предотвращения распространения ядерного оружия. Как показал опыт успешно завершившихся переговоров по иранской ядерной программе между 5 членами Совбеза ООН и Германией, с одной стороны, и Ираном – с другой, сам по себе формат такого урегулирования вопросов нераспространения атомного оружия является крайне продуктивным. Очевидна и роль РФ в таких процессах. Япония, как известно, также является одной из самых активных стран в данной сфере: будучи единственной страной, пострадавшей от атомной бомбардировки, Япония сделала полную ликвидацию ядерного оружия одной из главных своих задач. В отсутствие собственной полноценной системы ПРО, проекты создания которой совместно с РК и США ведутся и сейчас, Япония делает ставку на денуклеаризацию – особенно в АТР. В первую очередь, это касается ядерной проблемы на Корейском полуострове.
Однозначная позиция РФ по вопросу ядерной проблемы КНДР зафиксирована в концепции внешней политики страны: «Россия неизменно выступает за безъядерный статус Корейского полуострова и будет всемерно содействовать последовательному продвижению этого процесса на основе соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН, в том числе в рамках шестистороннего переговорного формата» 3 .
Как указывают эксперты, необходимость найти способ снижения напряжения на Корейском полуострове стала и поводом для укрепления политических отношений России и Японии. Так, российский эксперт Дмитрий Стрельцов пишет: «Рост угрозы военного конфликта, к тому же сопряженного с риском применения ядер-ного оружия, вызывает огромную озабоченность не только в Японии, для которой
КНДР уже давно стала своего рода “геополитической страшилкой”, но и в России, имеющей с Северной Кореей общую сухопутную границу» [Стрельцов 2014: 46].
Интересное мнение относительно 6-сторонних переговоров и роли участвующих в них стран высказал бывший японский министр обороны Есинори Оно: «Каждый участник должен выполнять свою роль в шестисторонних переговорах. Китаю следует играть роль сурового и жесткого брата, т.к. Китай обладает наибольшим влиянием на Северную Корею. Поэтому его роль наиболее важна. [Южная] Корея должна играть роль доброго брата. США – “плохого” полицейского, а Япония – хорошего. Россия же должна быть справедливым судьей» [Ohno 2014: 26].
Как следует из основных двусторонних документов, подписанных руководителями РФ и Японии, Россия принимает на себя роль своеобразного посредника на Корейском полуострове не только в разрешении ядерной проблемы. Так, в п. 43 совместного заявления говорится, что «президент Российской Федерации выразил понимание гуманитарного аспекта проблемы похищенных японских граждан и подчеркнул важность скорейшего урегулирования этой проблемы путем переговоров между Токио и Пхеньяном» 1 .
Плодотворно идет сотрудничество и в других сферах. Так, несмотря на формальное охлаждение отношений, продолжаются консультации Москвы и Токио по таким проблемам в сфере безопасности, как противодействие терроризму. Это представляется совершенно естественным: эксперты отмечали, что Япония в принципе стала уделять борьбе с терроризмом куда больше внимания с середины 1990-х гг., когда по всему миру прогремел теракт «Аум Синрике» в токийском метро, и особенно после событий 11 сентября 2001 г. А для России в силу известных причин эта сфера остается еще более актуальной.
Начало этому процессу было положено еще в 2000 г., когда было обнародовано Совместное заявление о взаимодействии в международных делах, в котором стороны в т.ч. выступили за «всемерное укрепление международного сотрудничества в целях борьбы с терроризмом». Затем в 2002 г. главы внешнеполитических ведомств двух стран выступили с Совместным заявлением по борьбе с международным терроризмом, где подтвердили намерение «принимать меры для пресечения и предупреждения террористических актов» и постановили продолжать консультации по этим вопросам в рамках двусторонней рабочей группы по вопросам борьбы с тер-роризмом 2 . Шестой раунд переговоров рабочей группы в составе представителей внешнеполитических ведомств двух стран прошел 21 мая в Токио 3 . На нем стороны обменялись предложениями по технике противодействия терроризму и экстремизму, обратив особое внимание на тяжелую ситуацию в Сирии. До этого в марте 2015 г. прошло первое заседание российско-японской рабочей группы по проблемам кибербезопасности, что можно рассматривать как знаковое событие 4 .
С 1996 г. проводятся ежегодные взаимные визиты кораблей России и Японии. Плодотворно развивается сотрудничество между Управлением безопасности на море Японии и Пограничной службой Федеральной службы безопасности РФ.
Регулярно продолжаются и оборонные обмены между РФ и Японией, а также визиты высокопоставленных сотрудников оборонных ведомств одной из стран в другую. Последним таким визитом стала поездка секретаря Совета национальной безопасности и приближенного к премьер-министру Японии чиновника Сетаро Яти, который 7 июля 2015 г. встретился в Москве с председателем Совбеза РФ Николаем Патрушевым 5 .
Таким образом, можно сделать вывод, что партнерство РФ и Японии имеет высо- кий уровень и фактически давно является стратегическим, хотя и не называется таковым в виду нерешенности территориальных проблем. Без плодотворного сотрудничества Москвы и Токио невозможно гарантировать стабильную обстановку в важнейшем Азиатско-Тихоокеанском регионе и разрешить многие глобальные проблемы. К настоящему времени у двух стран накопился большой опыт в этих сферах, который невозможно перечеркнуть продолжающимся геополитическим кризисом и напряжением в отношениях РФ с Западом. При этом определенное негативное воздействие неизбежно и в данных аспектах, что в свою очередь оказывает пагубное влияние уже на более широкую сферу вопросов и ситуацию в других странах. В этой связи представляется особенно важным скорейшее урегулирование кризиса, которое, как неоднократно подчеркивали в российском МИДе, целиком и полностью зависит от инициативы и независимости Токио.
Список литературы Некоторые аспекты сотрудничества РФ и Японии в решении глобальных проблем и обеспечении безопасности в АТР
- Кистанов В.О. 2014. «Территориальная дипломатия» как фокус внешней политики Абэ. -Япония в поисках новой глобальной роли. М.: Восточная литература. С. 53-71
- Панов А.Н. 2014. Япония: поиски «достойного места» и «влиятельной роли» в новой системе международных отношений после «холодной войны». -Япония в поисках новой глобальной роли. М.: Восточная литература. С. 86-109
- Современные российско-японские отношения и перспективы их развития (под ред. И.С. Иванова, В.Г. Барановского, А.М. Васильева, А.А. Дынкина, В.Л. Иноземцева, А.В. Кортунова, В.А. Мау, В.В. Наумкина, С.М. Рогова, И.Н. Тимофеева). 2012. М.: Спецкнига
- Стрельцов Д.В. 2014. Некоторые приоритеты внешнеполитического курса второго кабинета С. Абэ. -Япония в поисках новой глобальной роли . М.: Восточная литература. С. 35-53
- Ohno Y. 2014. Human Bonds Shape the Road to Peace. -Toward a Roadmap for Peace and Development in Northeast Asia: From Conflict to Dialogue on the Korean Peninsula (ed. by V. Petrovsky, T. Walsh). M.: Institute of Far Eastern Studies, RAS. P. 25-29