Некоторые аспекты западноевропейской и восточной онтологий певческого звука

Бесплатный доступ

В современной культуре существует два разных понимания звука: восточное и западноевропейское. Европейский вариант представляет собой философию певческого звука, которая исходит из понимания границы своего тела («Я-Ты»), соотнесения её с беспредельным окружающим пространством. Певческий звук ориентируется на движение от телесного источника в окружающий мир, а его познание сосредотачивается на отношении телесного источника и окружающей его реальности. Восточная философия певческого звука зиждется на ощущении «вписанности» в окружающий многоликий мир («Я-Я»). Пространство певческого звука концентрирует движение внутри себя самого, в бесконечно раскрывающихся звуковых подпространствах возникающих обертонов. Соответственно, в методологическом подходе к изучению певческого звука можно констатировать два больших направления. Одно - это постижение звука через бесконечное вслушивание и распознавание его значений в ходе слухового восприятия в результате сосредоточенности на информативности тембра, на его бесконечном раскрытии. Отношение к звуку характеризуется высокой долей конкретности чувственного восприятия акустической обертоновой формы существования певческого звука в материальном бытии. Второе направление, большей частью характеризующее западноевропейское проблемное поле исследований по музыкальному звуку, - это некое абстрагирование от изучения ауры певческого звука и сосредоточенность на его смысловых взаимосвязях, отношениях, комбинациях отдельных звуков, то есть на их совместном бытии. Таким образом, отношение к звуку как самоцели (Восток) и отношение к звуку как средству (Запад) порождают разные онтологии звука, и подходить к изучению мировых певческих культур необходимо, учитывая это важное обстоятельство.

Еще

Философия певческого звука, певческая культура, обертоны, певческий звук, звон, звучание, "гармония сфер", вселенский звук "нада", "невыразимое", художественное творение

Короткий адрес: https://sciup.org/144161113

IDR: 144161113

Список литературы Некоторые аспекты западноевропейской и восточной онтологий певческого звука

  • Алексеев Э. Е. Раннефольклорное интонирование: Звуковысотный аспект: автореферат дис.. доктора искусствоведения: 17.00.02 / Алексеев Эдуард Ефимович; ВНИИ искусств. Москва, 1991. 40 с.
  • Арановский М. Г. О психологических предпосылках предметно-пространственных представлений // Проблемы музыкального мышления: сборник статей / сост. и ред. М. Г. Арановский; АН СССР. Науч. совет по истории мировой культуры. Комис. комплексного изучения худож. творчества. Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии. Москва: Музыка, 1974. С. 252-272.
  • Васильченко Е. В. Музыкальные культуры мира: Культура звука в традиционных восточных цивилизациях (Ближний и Средний Восток, Южная Азия, Дальний Восток, ЮгоВосточная Азия): учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 520100 Культурология и направлению 522600 Востоковедение, африканистика. Москва: Изд-во РУДН, 2001. 408 с.
  • Гачев Г. Национальные образы мира. Общие вопросы. Русский. Болгарский. Киргизский. Грузинский. Армянский. Москва: Советский писатель, 1988. 396 с.
  • Голос безмолвия. Семь врат. Два пути. Отрывки из «Книги золотых правил» [Электронный ресурс] / обнародовано Е. П. Блаватской; перевод с английского Е. Ф. Писаревой под ред. K.Z. URL: http://www.theosophy.ru/lib/golos.htm
Еще
Статья научная