Некоторые итоги раскопок Тарской крепости (по материалам 2007-2017 годов)

Бесплатный доступ

В статье кратко представлены результаты 10-летних раскопок исторической части Тары. В ходе работ выявлены основные характеристики культурного слоя, изучены десятки построек жилого, хозяйственного, оборонительного назначения, а также остатки усадебных комплексов, собрана обширная вещевая коллекция, представленная фрагментами керамической, стеклянной, фарфоровой посуды, орудиями труда, хозяйственнобытовым инвентарем, атрибутами военного и охотничьего снаряжения, игрушками, украшениями, монетами, образцами обуви, предметами импорта. Комплексный анализ археологического контекста обеспечивает возможность исторической реконструкции социокультурного облика Тары, сыгравшей важную роль в освоении Прииртышья и Западной Сибири в целом. Полученные материалы могут служить основой для подготовки обобщающего исследования, касающегося не только Тары, но и истории русских городов Сибири эпохи колонизации.

Еще

Тара, археология, западная сибирь, эпоха колонизации

Короткий адрес: https://sciup.org/145144914

IDR: 145144914

Текст научной статьи Некоторые итоги раскопок Тарской крепости (по материалам 2007-2017 годов)

История изучения. Проект по археологическому изучению Тарской крепости был начат по инициативе и под руководством С.Ф. Татаурова в 2007 г. и продолжается по настоящее время. Работы осуществляются совместной экспедицией Омского филиала Института археологии и этнографии СО РАН и Томского государственного университета (с 2010 г.) при участии Омского государственного университета и Тарского филиала Омского государственного педагогического университета, гимназии № 1, школ № 3 и 4 г. Тары.

В 2007 г. был найден фундамент Никольского собора и получены первые сведения о состоянии культурного слоя в районе Тарской крепости, где обнаружены участки культурного слоя XVII–XVIII вв., погребенные под остатками построек XIX в. и строительным мусором 1970–1980 гг.

В 2009–2011 гг. на участке, примыкающем к зданию районной администрации, были исследованы остатки башни, пороховые погреба, дом с двойным полом и фрагмент ограды, часть русского кладбища, сегмент водоотводной системы.

В 2012–2014 гг. основные работы развернулись около здания почтамта – в самом центре исторической части Тары – где изучены остатки усадьбы знатного тарчанина (воеводы?): жилое помещение, мощеный двор, колодец, баня, части ограды с остатками воротных столбов, погреб.

В 2014–2017 гг. на участке вблизи гостиницы «Иртыш» у бывших Тобольских ворот раскопан ряд жилых сооружений, в том числе с глубокими подпольями, самые ранние объекты датируются серединой XVII в.

Общая площадь вскрытого культурного слоя за 10 лет раскопок составила около 1300 м2. Собрана обширная коллекция бытовых и хозяйственных изделий из металла, дерева, кожи, кости, керамики, стекла, тканей. В музеи Омска и Тары передано свыше 5000 индивидуальных находок – орудия труда, предметы охотничьего и военного снаряжения, монеты, украшения, обувь, атрибуты детских и взрослых игр и др.

Результаты проведенных исследований представлены научной общественности в с ерии публикаций [Татауров, Чёрная, 2015; Чёрная, Тата-уров, 2015a, б; Татауров, Тихонов, Чёрная, 2016]. По материалам первых лет раскопок опубликована монография [Тара в XVI–XIX веках…, 2014]. Предметы из кожи, ткани и шерсти были обработаны специалистами [Глушкова и др., 2016; Осипов и др., 2017].

Проблема. Роль исторической Тары как важного опорного пункта в освоении Прииртышья и Западной Сибири в целом делает возможным и необходимым изучение археологической Тары в междисциплинарном ключе. Характер культурных напластований, выявленных в ходе 10-летних исследований в центре и на периферии Тарской крепости, требует комплексного анализа не только собственно археологического материала по традиционным и естественно-научным методикам, но и привлечения письменных, картографических изобразительных источников для интерпретации археологического контекста. Именно комплексный подход обеспечивает возможность исторических реконструкций, адекватных реалиям прошлого, начиная с типологии и датировки артефактов, реконструкции выявленных объектов и заканчивая полноценным восстановлением социокультурного облика города.

Обсуждение. Благоприятные для культурных напластований условия (влажность, большой объ-418

ем навоза и концентрация мочевины), которые обеспечили мощность – до 4,5 м – слоя и консервацию органических остатков, с одной стороны, и плотно сть застройки вследствие интенсивного характера городского образа жизни, с другой стороны, обусловили высокий информационный потенциал Тары как археологического памятника. Культурный слой в верхней части (ок. 1 м) содержит находки второй половины XIX – XX в., иногда более ранние в переотложенном состоянии. Основная толща (две нижние трети напластований) сформирована в XVII–XVIII вв. и содержит большое количество изделий и фрагментов из органики – кожи, бересты, ткани, шерсти, войлока, дерева, сосновой коры, а также остатки наземных деревянных конструкций, которые сохранились «до окон» (на высоту 5–6 венцов), впущенные в землю погреба (до 8–12 венцов). Непрерывность отложения напластований обеспечила распределение находок по хронологическим горизонтам, что важно для составления общей хронострати-графической шкалы памятника. Мощно сть и содержательность культурного слоя выделяют Тару в ряду русских памятников Западной Сибири эпохи колонизации.

Архитектурные сооружения, изученные в Таре, являются не единичными постройками, а комплексами, такими как, например, усадьба богатого тар-чанина или совокупность жилых и хозяйственных построек в районе гостиницы «Иртыш». Кроме изучения архитектурно-композиционных и конструктивных особенностей домостроительства, в Таре получена серия дендрохронологических датировок, обеспеченная великолепной сохранностью древесины. Это позволило получить эталонную шкалу по дендрохронологии Среднего Прииртышья от наших дней до середины XVI в.

Наличие хорошо сохранившихся деревянных объектов, что для Западной Сибири большая редкость, ставит насущную и выполнимую задачу реконструкции и музеефикации археологиче ских комплексов Тары с целью сохранения и пропаганды историко-культурного наследия. Работы в этом направлении ведутся на уровне администрации города и правительства Омской обл. в рамках подготовки к 420-летию Тары.

Для характеристики хозяйственно-бытовой жизни города важен потенциал вещевой коллекции, собранной в ходе раскопок. Находки керамики насчитывают десятки тысяч фрагментов. Типологический анализ позволил выявить ассортимент тарской посуды, представленной горшками, корчагами, крынками, сковородами, мисками и проч. Подобная посуда имела распространение не только в самой Таре, но и в ее округе, что документируют собра- ния Тарского краеведческого музея, а также школьных музеев в Тарском районе, сформированные в середине – второй половине XX в. Исключение составляет чернолощеная керамика, имитирующая поверхность металлической посуды и маркирующая технологию гончарного производства XVII – первой половиной XVIII в.

Интересны находки предметов из фарфора китайского производства, а также кузнецовский фарфор различных фабрик. К числу посуды отнесем штофы и полуштофы зеленого стекла, обычные для второй половины XVIII – XIX в. Фрагменты стеклянных сосудов иностранного производства, включая посуду, выполненную по венецианским технологиям, свидетельствуют о том, что европейские изделия в числе «русских» товаров попадали в Тару уже в XVII в.

Коллекция кожаной обуви является весьма полной и позволяет изучить процесс ее изготовления. Интересны туфли с золотным шитьем по заднику, с подошвами, на которых мелкими медными гвоздиками по подошвам и каблукам набиты узоры. Многочисленны остатки обуви с крокулем. Находки подковок фиксируют наличие обуви на каблуке, которые были как наборными кожаными, так и деревянными. Обувь представлена жесткими и мягкими формами. Обувь жестких форм: сапоги, женские туфли на среднем и низком каблучке, мужская обувь на низком каблуке, башмаки «военного» образца XVIII в. Мягкая обувь – поршни мужские и женские, сделанные как минимум по двум технологиям, традиции которых сохранялись еще в первой трети XX в.

Образцы тканей позволяют судить о предпочтениях тарчан в выборе материалов для изготовления одежды. Анализ тканей показал, что часть образцов была произведена на территории европейской части страны, часть – местные ткани, изготовленные по нескольким технологиям, и импортные ткани китайского и среднеазиатского производства.

Железные ножи и кожаные ножны к ним тоже относятся к частым находкам. Ножи двух устойчивых форм: 1) с широким лезвием (бытовые?); 2) с прямым узким лезвием (специализированные?, боевые?). Среди других находок из железа назовем подковы и кованые гвозди.

Есть и уникальные находки: глиняный свисток-игрушка в виде птицы, дворянский перстень с гербом на янтарном щитке, кожаный чехол от путевого компаса, ольстра, кожаные перчатки для соколиной охоты с нанесенным на них орнаментом, трубки для курения и т.д.

Заключение. Материалы, найденные в Таре, богаты и разнообразны, и каждая категория предметов может быть основой для подготовки как ми- нимум серии статей. Однако более интересные результаты можно получить либо при специализированном изучении с привлечением смежных материалов, либо при подготовке обобщающих работ по истории сибирских городов.

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 14-50-00036).

Список литературы Некоторые итоги раскопок Тарской крепости (по материалам 2007-2017 годов)

  • Глушкова Т.Н., Сенюрина Ю.А., Татауров С.Ф., Тихонов С.С. Тканые, вязаные и плетеные изделия XVII-XVIII веков из Тарской крепости//Археология, этнография и антропология Евразии. -2016. -Т. 44, № 3. -С. 93-100.
  • Осипов Д.О., Татауров С.Ф., Тихонов С.С., Черная М.П. Коллекция кожаных изделий из Тары (по материалам раскопок 2012-2014 годов)//Археология, этнография и антропология Евразии. -2017. -Т. 45, № 1. -С. 112-120.
  • Тара в XVI-XIX веках -российская крепость на берегу Иртыша/Д.А. Алисов, Ю.М. Гончаров, А.Р. Ивонин, А.В. Матвеев, С.Ф. Татауров, Ф.С. Татауров, С. С. Тихонов, К. Н. Тихомиров, М. Н. Тихомирова. -Омск: Амфора, 2014. -332 с.
  • Татауров С.Ф., Тихонов С.С., Чёрная М.П. Итоги раскопок исторического центра города Тары в 2016 году//Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. -Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2016. -Т. XXII. -C. 432-434.
  • Татауров С.Ф., Чёрная М.П. Усадьба на территории Тарской крепости: итоги исследований 2011-2014 годов//Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. -Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2014. -Т. XX. -С. 292-294.
  • Татауров С.Ф., Чёрная М.П. Земляная летопись Тары: археологически комментарий к истории города//Археология Западной Сибири и Алтая: опыт междисциплинарных исследований. -Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2015. -С. 86-91.
  • Чёрная М.П., Татауров С.Ф. Ограды как элемент планировки и застройки городской усадьбы в историко-археологическом контексте Томска и Тары//Археологические изыскания в Западной Сибири и на сопредельных территориях. -Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. пед. ун-та, 2015а. -C. 127-135.
  • Чёрная М.П., Татауров С.Ф. Ограждения в бытовом контексте городской усадьбы (по материалам Томска и Тары)//Вестн. Том. гос. ун-та. Сер.: История. -2015б. -№ 6 (38). -C. 100-107.
Еще
Статья научная