Некоторые линии отношения к Византии, проявленные в русской историософской литературе начала – середины XIX в. (И.В. Киреевский, П.Я. Чаадаев, А.С. Пушкин, А.А. Куник)

Бесплатный доступ

Введение. Я выявляю в славянофильском учении И.В. Киреевского особое, специфическое отношение к Византии («византийскому просвещению»), которое квалифицирую как византиноцентризм. Методы и материалы. Я использую стандартные исторические методы исследования. Материал – русская историко-публицистическая литература. Анализ. В ходе исследования выявлено две противоположные линии в плане восприятия образа Византии, проявляющиеся в круге Киреевского. Одну из этих линий можно назвать антивизантийской, другую – провизантийской. Первая линия восходит к антивизантийскому посылу, характерному для эпохи Просвещения; она нашла свое проявление в «Лекциях по философии истории» Г.В.Ф. Гегеля, которые стали известны в России вскоре после их публикации. В настоящем исследовании я указываю на следы в статье Киреевского «О характере просвещения Европы» имплицитной полемики с антивизантизмом Гегеля и выявляю контекст этой полемики в русской историко-публицистической литературе. Такой контекст я обнаруживаю в статьях А.А. Куника. Результаты. Эта просвещенческая антивизантийская линия ярко проявлена у П.Я. Чаадаева, для которого тема родственной связи русской цивилизации с византийской была острой – потому что Чаадаев рассматривал такое родство весьма негативно. Такой взгляд противоположен взгляду Киреевского, для которого эта связь также представляется очевидной, однако Киреевский воспринимает ее как счастливую. А.С. Пушкин – близкий знакомый как Чаадаева, так и Киреевского (еще в его дославянофильский период) – также признает эту родственную связь и, как и позднее Киреевский, воспринимает ее как счастливую и благотворную для России (то есть у обоих имеет место провизантийская линия). При этом взгляд Пушкина предполагает свободу и отсутствие детерминированности русских византийским наследием, каковая заложена в позиции Чаадаева. Разница же между Пушкиным и Киреевским в этом плане в том, что византиноцентризм Киреевского включает в себя представление о некой высшей духовной связи между Византией и Россией, тогда как Пушкин оставляет России свободу от Византии и в этом отношении.

Еще

Византия, Россия, И.В. Киреевский, А.С. Пушкин, Г.В.Ф. Гегель, П.Я. Чаадаев, А.А. Куник, славянофильство, философия истории, историософия.

Короткий адрес: https://sciup.org/149135725

IDR: 149135725   |   DOI: 10.15688/jvolsu4.2021.4.2

Список литературы Некоторые линии отношения к Византии, проявленные в русской историософской литературе начала – середины XIX в. (И.В. Киреевский, П.Я. Чаадаев, А.С. Пушкин, А.А. Куник)

  • А.А. Чумиков – Герцену. Публикация М.Я. Полякова. Письмо от 5 августа 1851 г. // Литературное наследство. Т. 62. Герцен и Огарев II. – М. : Изд-во АН СССР, 1952. – С. 710–725.
  • Бирюков Д. С. Исследование рецепции паламизма в русской мысли начала ХХ в.: вопрос о философском статусе паламизма и варлаамизма, его решения и контекст // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. – 2018. – Т. 23, № 5. – С. 34–47. – DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2018.5.3.
  • Веневитинов, М. А. И. В. Киреевский и цензура «Московского сборника» / М. А. Веневитинов // Русский архив. – 1897. – Кн. 10. – С. 287–291.
  • Виноградов, В. В. Язык Пушкина. Пушкин и история русского литературного языка / В. В. Виноградов. – М. ; Л. : ACADEMIA, 1935. – 462 с.
  • Гегель, Г. В. Ф. Лекции по философии истории / Г. В. Ф. Гегель ; пер. А. М. Водена. – СПб. : Наука, 1993. – 480 с.
  • Киреевский, И. В. Духовные основы русской жизни / И. В. Киреевский. – М. : Ин-т рус. цивилизации, 2007. – 445 с.
  • Киреевский, И. В. Критика и эстетика / И. В. Киреевский ; сост., вступ. ст. и примеч. Ю. В. Манна. – М. : Искусство, 1979. – 439 с. – (Серия «История эстетики в памятниках и документах»).
  • Киреевский, И. В. Полное собрание сочинений. В 2 т. Т. I / И. В. Киреевский ; под ред. М. Гершензона. – М. : Путь, 1911. – 289 с.
  • Киреевский, И. В. Разум на пути к истине: философские статьи, письма, дневник / И. В. Киреевский. – М. : Правило веры, 2002. – 663 с.
  • Куник, А. Литература истории в Германии за последние два года (окончание) [Ч. 2] / А. Куник // Москвитянин. Журнал, издаваемый М. Погодиным. – 1841. – Ч. III, № 5. – C. 68–130.
  • Куник, А. А. Почему Византия доныне остается загадкой во всемирной истории? / А. А. Куник // Ученые Записки Императорской Академии наук по I и III отделениям. Т. II. – СПб., 1853. – С. 423–454.
  • Лаппо-Данилевский, А. С. Арист Аристович Куник. Очерк его жизни и трудов (с портретом) / А. С. Лаппо-Данилевский // Известия Императорской Академии наук. – Петроград, 1914. – С. 1455–1479.
  • Мейендорф, И., протопресв. Церковь в истории. Статьи по истории Церкви : [пер. с англ. и фр.] / И. Мейендорф ; сост. И. В. Мамаладзе ; авт. предисл. и науч. ред. П. Б. Михайлов. – М. : Изд-во ПСТГУ, 2018. – XXXII, 1010 c.
  • Милюков, А. П. Очерк истории русской поэзии / А. П. Милюков. – Второе, доп. изд. – СПб., 1858. – 236 с.
  • Милюков, П. Главные течения русской исторической мысли / П. Милюков. – М., 1897. – Т. 1. – 308 с. 16. Московский сборник / изд. подг. В. Н. Греков. – СПб. : Наука, 2014. – 1308 с. – (Серия «Литературные памятники»).
  • Переписка А. С. Пушкина. В 2 т. Т. 2. – М. : Худож. лит., 1982. – 574 с. – (Переписка русских писателей).
  • Пугачев, В. В. Пушкин и Чаадаев / В. В. Пугачев // Сборник статей к 80-летию члена-корреспондента АН СССР Д. Д. Благого. – М. : Наука, 1973. – С. 101–111.
  • Пушкин, А. С. О ничтожестве литературы русской / А. С. Пушкин // Литературное наследство. Т. 16–18. Александр Пушкин. – М. : Журнально-газетное объединение, 1934. – 1183 с.
  • Пушкин, А. С. Полное собрание сочинений в десяти томах / А. С. Пушкин. – М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1951. – Т. VII. – 768 с.
  • Пушкин, А. С. Полное собрание сочинений в десяти томах / А. С. Пушкин. – М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1951. – Т. X. – 899 с.
  • Стасюлевич, М. Опыт исторического обзора главных систем философии истории / М. Стасюлевич. – СПб., 1866. – 506 с.
  • Чаадаев, П. Я. Полное собрание сочинений и избранные письма. В 2 т. Т. 1 / П. Я. Чаадаев ; под ред. З. А. Каменского. – М. : Наука, 1991. – 801 с.
  • Чижевский, Д. И. Гегель в России / Д. И. Чижевский. – СПб. : Наука, 2007. – 411 с.
  • Hegel, G. W. F. Werke, Band 12. Vorlesungen über die Philosophie der Geschichte / G. W. F. Hegel. – Suhrkamp Verlag AG, 1989. – 568 S.
  • Ivanov, S. A. The second Rome as seen by the third: Russian debates on “the Byzantine legacy” / S. A. Ivanov // The Reception of Byzantium in European Culture since 1500 / ed. By P. Marciniak, D. C. Smythe. – L. ; N. Y. : Routledge, 2016. – P. 55–79.
  • Marciniak, P. Introduction / P. Marciniak, D. C. Smythe // The Reception of Byzantium in European Culture since 1500 / ed. by Przemyslaw Marciniak and Dion C. Smythe. – L. ; N. Y. : Routledge, 2016. – P. 1–8.
  • Meyendorff, J. The Byzantine Impact on Russian Civilization / J. Meyendorff // Windows on the Russian Past: Essays on Soviet Historiography since Stalin. – Columbus, OH, 1977. – P. 45–56.
  • Obolensky, D. Byzantium and the Slavs: Collected Studies / D. Obolensky. – L. : Variorum Reprints, 1971. – 323 p.
  • Obolensky, D. Modern Russian Attitudes to Byzantium / D. Obolensky // Jahrbuch der Ősterreichischen Byzantinische Geselschaft. – 1966. – № 15. – P. 61–72.
  • Tschižewskij, D. Hegel in Rußland / D. Tschižewskij. – Halle, 1934.
Еще
Статья научная