Некоторые особенности лесопользования в Швеции и Финляндии

Автор: Марковский А.В., Родионов А.В., Поташов В.Н.

Журнал: Resources and Technology @rt-petrsu

Статья в выпуске: 9 (1), 2012 года.

Бесплатный доступ

Приводится краткий обзор некоторых особенностей организации лесопользования и охраны природы в Швеции и Финляндии по сравнению с Северо-Западом России.

Лесопользование, охрана природы, особенности

Короткий адрес: https://sciup.org/147112268

IDR: 147112268

Текст краткого сообщения Некоторые особенности лесопользования в Швеции и Финляндии

В настоящее время на Северо-Западе России, и в Республике Карелия в частности, активно обсуждаются возможности интенсификации лесопользования, в т. ч. на основе «скандинавского метода лесопользования». Предполагается, что применение этого метода позволит увеличить съем древесины с 1 га лесной площади в 4…6 раз [1–3]. Однако при выборе новой модели ведения лесного хозяйства и лесопользования следует учитывать как положительный, так и отрицательный опыт соседних стран, чтобы не повторять их ошибок.

В России распространено мнение, что при весьма эффективном лесопользовании в странах Скандинавии (в частности, в Швеции и Финляндии) соблюдается природоохранное законодательство и сохраняются ценные территории. Однако результаты ряда проведенных в 2010-2012 гг. экспедиций в шведских и финских лесах этого не подтверждают.

По свидетельству опрошенных в ходе экспедиций скандинавских специалистов, более трети рубок на территории Швеции проводится с нарушением действующего природоохранного законодательства, которое и без того довольно «мягкое».

В шведских лесах практически нет охранных зон вокруг водоемов, а интенсивные рубки уже привели к тому, что ртуть из поверхностных слоев почвы попадает в воду рек, и поэтому беременным женщинам рекомендовано не употреблять в пищу местную рыбу. На многих шведских реках установлены известковые башни, с помощью которых восстанавливается нормальная кислотность воды [4].

При изучении опыта стран Скандинавии (в т. ч. Швеции и Финляндии) следует учитывать следующие отличительные особенности лесопользования и охраны лесов по сравнению с Северо-Западом РФ.

Частная собственность и собственность компаний на лес составляет 70-80 % от площади лесов

При этом мелкие частные лесовладельцы не являются свободными в своих действиях по выбору модели лесопользования в собственных лесах, видам производимой лесопродукции и ценам на нее. На внутреннем рынке лесоматериалов Швеции и Финляндии установилась монополия крупных потребителей – целлюлозно-бумажных компаний. Эти компании при участии государства фактически навязывают мелким собственникам малодоходные и высокозатратные модели ускоренного плантационного производства балансового сырья, препятствуют широкому внедрению более прогрессивных и выгодных моделей лесопользования на основе несплошных рубок [4].

Цель деятельности в негосударственных лесах – максимизация прибыли

Вся активность владельцев лесов направлена на увеличение собственного текущего дохода от имеющегося леса, в ущерб соблюдению даже имеющихся мягких экологических ограничений. При этом основную прибыль от выращиваемого древесного сырья получают крупные потребители – целлюлозно-бумажные компании, которые фактически предопределяют для собственников выбор модели лесопользования.

Следует отметить, что применяемые в Швеции и Финляндии модели лесопользования предполагают существенную поддержку мелких собственников из государственного бюджета на стадии закладки лесных культур и проведения первых (агротехнических и лесоводственных) уходов за ними. По оценке скандинавских ученых, применяемые модели лесопользования нежизнеспособны в условиях России, где подобная поддержка из бюджета отсутствует. Несмотря на такую поддержку, мелкие лесовладельцы все равно несут значительные затраты (денежные либо в виде собственного бесплатного труда) на выращивание лесных плантаций.

Заметим также, что поддержка мелких собственников из государственного бюджета и их бесплатный труд означают опосредованное субсидирование всем обществом деятельности крупных потребителей сырья.

Декларативность природоохранных законов

Природоохранное законодательство Швеции и Финляндии довольно «мягкое» в сравнении с аналогичным законодательством России. Однако в погоне за мизерной прибылью (по сравнению с прибылью конечных потребителей-монополистов) собственники лесов готовы на любые нарушения.

Например, в Швеции фактически легально действуют фирмы, оказывающие собственникам «услуги по уничтожению биоразнообразия» на экономически привлекательных участках спелых и перестойных лесов. Заметим, что на рубку «старых» лесов, в которых имеются ценные c точки зрения сохранения биоразнообразия виды, государство может не дать собственнику разрешения, поэтому на подобные «услуги» имеется спрос.

По данным «Шведского общества охраны природы», более трети рубок в Швеции проводятся с нарушением действующего в стране лесного законодательства. При этом у шведских FSC-сертифицированных компаний по итогам одной из проверок также выявлено 33 % рубок, выполненных с нарушением законов [4].

Среди прочего, площадь сплошной рубки леса может достигать 100…500 га, особенно в северной части Швеции и Финляндии, каких-либо ограничений на повреждение почвы тяжелой лесозаготовительной техникой нет. Также отсутствует практика выделения водоохранных зон, что отрицательно сказывается на качестве внутренних вод и водных биоресурсов.

В итоге большая часть лесных территорий Швеции и Финляндии представляет собой не устойчивые экосистемы, а «лесные огороды» (плантации), неспособные существовать без поддержки человека. Лесные плантации подвержены опасности ветровалов и массового размножения вредителей (насекомых, грибов).

Например, штормовые ветра в январе 2005 г. повалили в Швеции около 70-80 млн. кубометров на лесных плантациях, что примерно соответствует годовому объему лесозаготовок в стране [5]. Впоследствии участки ветровалов были заселены насекомыми-вредителями. При этом т. н. «естественные» леса благополучно пережили стихию.

Помимо этого, на лесных плантациях Швеции активно внедряется новый вид сосны, характерный для Северной Америки – сосны скрученной (Pinus contorta). Площади плантаций составляют в Швеции уже около 500 тыс. га, без какой-либо оценки долгосрочных последствий для лесных экосистем.

Пропаганда «оптимальности» скандинавской модели лесопользования

В Швеции, Финляндии, а также за их пределами ведется интенсивная пропаганда «оптимальности» т. н. «скандинавской модели лесопользования», при этом все негативные последствия этой модели замалчиваются и являются предметом обсуждения только узкого круга специалистов. В обществе поддерживается высокий уровень престижности лесной отрасли.

Следует отметить, что государственными органами Швеции и Финляндии предпринимаются определенные шаги по восстановлению экосистем и развитию сетей охраняемых территорий, однако эта активность осуществляется только в государственных лесах. Например, средств, которые ежегодно выделяются в Швеции на выкуп ценных лесов у частных собственников, хватает примерно на 10…15 тыс. га. При этом средний размер охраняемой территории не превышает 1 тыс. га.

Значительный научный опыт и знания по биологии охраны природы

Учеными Швеции и Финляндии накоплены весьма значительный (по сравнению с российским) практический опыт и теоретические знания по биологии охраны природы и лесопользованию. Почти весь этот багаж знаний не находит практического применения. Среди ученых и членов общественных природоохранных организаций Швеции и Финляндии распространены пессимизм и неверие в возможность изменить сложившуюся ситуацию к лучшему. Одной из задач деятельности общественных организаций называется «недопущение распространения “скандинавской”» модели лесопользования в соседних странах» в ее нынешнем виде.

Список литературы Некоторые особенности лесопользования в Швеции и Финляндии

  • Кузьминов И. Ф. Какая судьба ждет лесопромышленный комплекс России/И. Ф. Кузьминов//Леспроминформ. -2012. -№ 4. -С. 26-32.
  • Поташов В. Н. Виктор Чикалюк высказался за переход на скандинавскую модель лесопользования [Электронный ресурс]/В. Н. Поташов//Лесной портал Карелии. 2012. Ноябрь, 14. Режим доступа: http://forest-karelia.ru/?id=510
  • Поташов В. Н. Александр Худилайнен: «Нам интересно, чтобы древесина оставалась на территории Карелии» [Электронный ресурс]/В. Н. Поташов//Лесной портал Карелии. 2012. Ноябрь, 15. Режим доступа: http://forest-karelia.ru/?id=512
  • Опыт интенсивного лесопользования в Скандинавии [Электронный ресурс]. Петрозаводск: РОО «СПОК», 2011. Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=FqUuR6vNy4w&feature=plcp
  • Штормовое предупреждение [Электронный ресурс]//«Российская лесная газета». № 13 (91) от 08.04.2005. Режим доступа: http://www.wood.ru/ru/lg_2005_181.html
Краткое сообщение