Некоторые особенности личности серийных убийц с сексуальной мотивацией

Бесплатный доступ

В статье исследуются некоторые психологические особенности поведения личности серийных убийц с сексуальной мотивацией на основании анализа заключений судебно-психологической экспертизы. Анализируется роль проведения данной экспертизы, а также учитываются некоторые аспекты психологического обследования личности при выявлении тех или иных особенностей криминалистических характеристик указанного типа субъектов.

Личность серийного убийцы, сексуальная мотивация, судебная психологическая экспертиза, криминалистическая характеристика, психологическая деформация

Короткий адрес: https://sciup.org/170187199

IDR: 170187199   |   DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11539

Текст научной статьи Некоторые особенности личности серийных убийц с сексуальной мотивацией

Личность серийного убийцы является центральным многоплановым объектом изучения криминалистической характеристики преступных деяний, актуальность исследования которых отделена от иных групп преступлений своим уникальным содержательным элементом. На сегодняшний момент времени существуют различные подходы к пониманию феномена «личности серийного убийцы». Однако в первую очередь необходимо отталкиваться от представления самой категории «личность». Наиболее оптимальным является позиция, согласно которой личность представляет собой совокупность социальнозначимых психологических качеств, присущих индивиду, на которых основываются его поступки, мера овладения ими и способность реализовывать различные ценности, имеющие значение для общества. На основании вышесказанного можно сделать вывод, что отличительным элементом личности преступника, того же самого «серийного убийцы», выступает психологическая деформация лица, наделяющая человека набором социальнонегативных свойств и качеств, и, впоследствии при взаимодействии с внешними обстоятельствами повлекшая к совершению противоправных деяний [1].

В большинстве своем мотивацией к совершению преступлений серийными убийцами служит факт достижения определенного удовлетворения на психологическом уровне. Так, принято считать, что лиц, совершающих неоднократные преступные деяния, характеризует наличие аморальных поведенческих наклонностей, циничное поведение в быту, а также признаки расстройства личности. И в этом контексте как раз и стоит проанализировать криминалистические особенности личности серийного убийцы на основании судебно-психологических экспертиз отечественной практики.

Актуальным представляется вспомнить уголовные дела, когда сексуальные серийные убийцы изобличались при помощи экспертов-психологов. Так, например, известный советский преступник Василий Кулик, работавший врачом скорой помощи, был задержан в городе Иркутске в 1986 г. при совершении очередного преступления сексуального характера (покушение на мужеложство). Стоит отметить, что у Кулика при этом была жена и двое малолетних детей. Сам он вырос в обычной полноценной семье, где отец являлся доктором биологических наук, известный профессор Иркутского государственного университета, мать всю жизнь преподавала в школе, а с места учебы и работы имел превосходные характеристики. Этот факт очень важен, так как большинство серий- ных убийц - выходцы из неблагополучных семей, однако здесь мы видим перед собой пример интеллигентной семьи. Поэтому следствие интересовал главный вопрос: «Какова психологическая характеристика Кулика согласно Миннесотскому многопрофильному опроснику личности?».

В сложившейся ситуации была назначена судебно-психологическая экспертиза. Был определен тип личности советского преступника, который имеет антисоциального аморального психопата, а также склонность к агрессии [2]. В обществе, по мнению психолога, Кулик может быть разговорчив, сентиментален и мил, что сочетается у него с гибкостью ума, изобретательностью. Но такие особенности психики арестованного имеют место быть у него с хроническим чувством психологического дискомфорта, отсутствием внутреннего душевного равновесия и гармонии.

С помощью судебно-психологической экспертизы можно установить отдельные особенности психики, к примеру, уровень чувствительности, особенности цветоощущений, объем восприятия, особенности восприятия времени, движения и пространственных качеств предметов и явлений. Необходимо отметить, что широкий диапазон индивидуальных различий имеет как память и мышление лица, так и воображение человека, такие особенности личности как внушаемость, склонность к фантазированию.

Вернувшись к упомянутому ранее Василию Кулику, при расследовании описываемого дела, пришлось столкнуться с противодействием обвиняемого, когда тот отказался от чистосердечного признания в своих деяниях и на протяжении долгого периода времени утверждал, что никаких преступлений им совершено не было. С его слов он подвергался давлению со стороны группы шантажистов, заставивших выучить информацию об убийствах и сексуальных посягательствах, под угрозой убийства его семьи. В сложившейся ситуации была проведена судебнопсихологическая экспертиза, установившая: «Кулик В.С. обладает способностью запоминать и сохранять большой объем информации только при условии, если за- поминание опирается на зрительные образы, где он сам является активным участником действий» [3]. Иными словами, обвиняемый запомнил на долгое время обстоятельства совершения преступлений и сексуальных посягательств только потому, что лично совершал эти деяния, которые затем воспроизвел во время следственных действий.

Важным моментом при назначении судебно-психологической экспертизы является наличие заключения судебнопсихиатрической экспертизы. Однако стоит учитывать, что вышеуказанные экспертизы не должны проводиться параллельно, а тем более судебно-психологическая перед судебно-психиатрической. Правомерным будет проведение судебнопсихологической экспертизы при наличии заключения психиатра о психическом здоровье подэкспертного или же в тех случаях, когда психическое здоровье лица не вызывает сомнений. Главная цель исследования, проводимого с помощью судебно-психологической экспертизы, - установление способности человека адекватно воспринимать действительность, а также анализ проявления человеческой психики, которые не выходят за пределы нормы (исследования проводится психически вменяемых людей).

По другому уголовному делу подсудимым являлся Анатолий Храпов, ранее осужденный за два умышленных убийства, который в течение 1980-1985 гг. совершил убийства семи женщин, сопряженные с изнасилованиями и разбойными нападениями. На предварительном следствии арестованный Храпов отличался неискренним поведением, пытаясь скрыть истинные мотивы своих деяний и выдвигая совершенно несостоятельные версии на этот счет. Совершенные им преступления он мотивировал тем, что не знает и не может даже объяснить, с какой целью он убивал. Для правдоподобности Храпов утверждал, что убивал человека, встретившегося ему на пути, не зная - это мужчина или женщина. И вот парадокс. Раздевал, насиловал, истязал и не знал, что это женщины. Однако заключение судебнопсихиатрической экспертизы указывает на него, как на психически здоровое лицо. Таким образом, ему выгодно было утверждать, что он, как серийный маньяк, убивал каждого, кого встречал, и мотивировку его следует считать «лицемерно -оправдательной». Его действия были осознанны и целенаправленны, и тем сам, чтобы находится в гармонии со своим внутренним душевным состоянием, Храпов заменил истинные мотивы преднамеренных насильственных действий более приемлемыми неосознанными для него побуждениями, то есть, сознательно вытесняя из головы нежелательную травмирующую информацию [4].

Из заключения психолога, исследовавшего характеристику сексуальной мотивации вышеупомянутого серийного убийцы, следует: «Источник насильственных действий лежит не в патологии мозга, поскольку ее у Храпова нет, а в соответствующих установках его личности, в его нравственных пороках. Совершая насилие над женщинами, сопровождая половой акт телесными истязаниями, приносящими жертве огромные страдания, Храпов получал удовлетворение сексуальной потребности. После первых убийств у него закрепилась потребность в определенном поведении. Оно стало стереотипным, привычным для него самого. И поскольку мотивация - есть процесс внутренней психологической детерминации поведения, то ее структура строится на основе свойств личности». Безусловно, у этого человека была морально-психологическая деструкция, то есть он не воспринимал нормы общечеловеческой морали, а жил по своим законам.

Некоторые специалисты, работающие в области психологической экспертизы, отмечают необходимым факт изучения каждого конкретного случая личности преступника по половым преступлениям, что, несомненно, позволит более ясно детализировать картину преступных событий. Так, по мнению специалиста в области психологии личности А.А. Реана [5], особенности восприятия насильником жертвы (наделение жертвы определенным поведением) имеет существенное значение. Например, преступник может полагать, что все женщины легкомысленны в вопросах сексуальных отношений, но, кокетничая, стараются этого не показать, и поэтому нужно применить силу, чтобы получить их согласие.

Согласно психологическим исследованиям, личность серийного убийцы формируется с детства. А.А. Реан отмечает один из главнейших факторов, формирующих преступное поведение серийного убийцы с сексуальной мотивацией - это особенности семейного воспитания, в частности, возможное насилие со стороны родителей. Так, например, самый известный и жестокий серийный убийца США Генри Ли Лукас подвергался в детстве жестокому отношению со стороны матери, которая работала проституткой и нередко заставляла смотреть маленького Генри на процесс своей «работы». Конечно, это не могло не отразиться на формирующейся психике ребенка.

Несомненно, определяющими для формирования криминальной агрессии у таких лиц, являются неблагоприятные биологические и социальные предпосылки развития. Специализирующийся по преступлениям на сексуальной почве исследователь Роберт Ресслер, твердо уверен, что страдавший в детстве ребенок со временем станет очередным серийным преступником. В подтверждение данной теории, психология серийных убийц содержит так называемую "триаду Макдональда": мочился в кровати - поджигал - издевался над животными. И в самом деле, если возвращаться к вышеупомянутому Василию Кулику, из выдержек биографии можно узнать, что он «трудным ребёнком с самого рождения»,ив детстве самозабвенно любил мучить кошек - ловил их во дворе, и вместе с приятелем вешал. Именно девиантная форма поведения, связанная с проявлением жестокости по отношению к животным, являются тревожным сигналом того, что личность склонна к убийству человека, формированию «сексуального убийцы».

Конечно, лучше, если травмирующую его ситуацию «отработали» еще в детстве. У ребенка должна быть эмоциональная связь с родителями. Однако зачастую, к сожалению, не все зависит от них. На со- циализацию личности ребенка также влияют и сверстники, которые его окружают и другие контакты с внешним ми- ром.

Всегда сложно комментировать конкретный случай, не зная истинных обстоятельств. Именно поэтому, психологическое обследование личности в судебнопсихологической экспертизе должно строиться в соответствии с принципом индивидуализации личности. Так, необходимо учитывать возрастные, гендерные особенностей личности; уровень интеллектуальных, коммуникативных, эмоциональноволевых процессов; мотивационноцелевой сферы; особенностей жизненного пути подэкспертного лица; системы его отношений с окружающим миром и людьми; присущих ему особенностей реагиро- вания на сложные, эмоционально насыщенные ситуации; а также характера профессии конкретной личности как носителя правосознания и субъекта целенаправленной деятельности.

Таким образом, несмотря на многочисленные исследования в области судебнопсихологической экспертизы, до сих пор нет четкого единого понимания криминалистических характеристик, которые присущи такому типу «личности». Соответственно, существует необходимость в дальнейшем изучении этого вопроса.

Список литературы Некоторые особенности личности серийных убийц с сексуальной мотивацией

  • Репецкая А.Л., Рыбальская В.Я. Криминология. Общая часть: учеб. пособие. - Изд-во ИГЭА, 1999. - 55 с.
  • Галкина А.В. Криминалистическая характеристика серийных убийств // Сибирские уголовно-процессуальные и криминалистические чтения. - 2015. - №1. - С. 150-153.
  • Полный текст экспертного заключения приведен в кн.: Китаев Н.Н., Китаева В.Н. Экспертные психологические исследования в уголовном процессе: проблемы, практика, перспективы. - Иркутск, 2002. - С. 330-335.
  • Заключение судебно-психологической экспертизы по уголовному делу от 10 сентября 1986 г. N 43063. С. 5.
  • Реан А.А. Судебно-психологическая экспертиза по делам об изнасиловании // Психол. журн. - 1990. - №2. - С. 74-81.
Статья научная