Некоторые особенности рассмотрения гендерных отношений сквозь призму менталитета

Автор: Геляхова Лейла Абдулаховна

Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc

Рубрика: Философия

Статья в выпуске: 3, 2014 года.

Бесплатный доступ

В статье затронуты проблемы межличностных отношений, формирования толерантности как профилактики экстремизма, успешной социальной реализации человека в условиях взаимодействия различных культур, трансформации гендерных ролей. Гендерные отношения представлены сквозь призму норм адыгского этикета. Автор приводит данные собственного исследования гендерной толерантности на основе анализа отдельных качеств современных мужчин и женщин и делает вывод о степени терпимости в отношениях к тем или иным качествам со стороны обоих полов.

Межличностные отношения, гендерная толерантность, адыгский этикет, индивид, взаимодействие, мужчина, женщина, трансформация

Короткий адрес: https://sciup.org/14940602

IDR: 14940602

Текст научной статьи Некоторые особенности рассмотрения гендерных отношений сквозь призму менталитета

Для современной России вопрос гендерной толерантности, относящийся к сфере межполовых отношений, является не только новым, но и особенно актуальным и сложным, поскольку касается сферы межличностных отношений и успешной социальной реализации человека. В условиях глобализации человек часто сталкивается с новыми образцами поведения, новыми мнениями, обычаями и традициями. Одни принимаются и понимаются человеком сразу, к другим привыкают постепенно, а третьи – отталкивают и вызывают негативное отношение.

В современном российском обществе в условиях взаимодействия различных культур все чаще обсуждается проблема толерантности по отношению к представителям другой национальности, проблема формирования терпимости как профилактика экстремизма. Однако стоит отметить, что проблема толерантности сложнее, чем кажется на первый взгляд.

Изменения в отношениях между мужчинами и женщинами, трансформация гендерных ролей, «подчиненных нормам индивидуализации и плюрализации», породили новые формы межполового взаимодействия. Остановимся более подробно на определении терминов «толерантность», «гендерная толерантность». Так, Толковый словарь под ред. Д.Н. Ушакова [1] отсылает нас к понятию «терпимый», то есть «способный, умеющий терпеть что-нибудь чужое, мириться с чужим (мнением, характером и т. п.)». Такое же определение дает и Большой толковый словарь русского языка: «способный, умеющий терпимо относиться к чуждому мнению, поведению» [2]. Под гендерной толерантностью мы будем понимать «непредвзятое отношение к представителям другого пола, недопустимость априорного приписывания человеку недостатков другого пола, отсутствие идей о превосходстве одного пола над другим» [3]. Антиподом гендерной толерантности выступает сексизм, т. е. такая ориентация, которая ставит в неблагоприятные условия один пол по отношению к другому, тем самым ограничивая его права и возможности на индивидуальную реализацию. Выражаясь в актах индивидуального и группового поведения, сексизм ограничивает возможности полноценного участия женщин в профессиональной, экономической жизни и т. п.

Проанализировав основные составляющие элементы понятия толерантности, попытаемся дополнить их применительно к гендерной терпимости. В первую очередь, стоит отметить уваже- ние к личности независимо от ее половой принадлежности. Признание равенства между мужчинами и женщинами выступает важной составляющей гендерной толерантности. Помимо этого, стоит назвать и готовность принимать мнение индивида противоположного пола, исходящее из специфичности его социального бытия.

Вклад гендерной толерантности в нормализацию гендерных отношений бесспорен, но российская реальность еще бесконечно далека от осуществления подобного проекта [4]. Сейчас может казаться, что ситуация катастрофически ухудшается и вовсе не управляема, но это только начало движения, которое означает, быть может, негативную стадию кризиса, способного принести оздоровление сферы межполовых отношений и оформление гендерного порядка, свидетельствующего о рождении новых культурных норм [5].

Большой интерес представляет рассмотрение гендерных отношений сквозь призму менталитета, формирующегося под влиянием культурных факторов, - этики, этикета, религиозных воззрений, эстетических представлений. При этом мы исходим из того, что менталитет, как способ выражения знания о мире и человеке в нем, служит в повседневной жизни онтологическим и функциональным объяснением и содержит в первом случае ответ на вопрос, что это, а во втором - как и зачем это. Кроме того, менталитет как осознанная система символов и смыслов, обладает тенденцией к диверсификации, ему также свойственна трансформация, что дает возможность рассмотреть некоторые культурные факты как результат динамики внутриэтнического взаимодействия или иноэтнического влияния [6].

В Кабарде, независимо от сословной принадлежности, всех мальчиков и девочек учили нормам адыгского этикета, искусство владения которым было непременным условием социальной адаптации индивидуума.

Дифференциация моделей поведения по половому признаку захватывает и этикет. Национальный этикет, являясь отражением культурно-психологической общности народа, менталитета, несет значительные этические, регулятивно-нравственные функции. Его содержание и место в социальной жизни зависят от конкретно-исторических условий развития этноса. Совокупность моральных ценностей, так или иначе соприкасающихся с этикетом, обозначается у кабардинцев словами адыгагъэ (адыгство) как части общеадыгской этики и нэмыс (от араб. намус -честь, достоинство, репутация, совесть) [7].

Как полагают некоторые современные авторы, идея почитания и служения женщине считалась одной из центральных в культуре адыгов (Г.X. Мамбетов, Б.X. Бгажноков, С.М. Мафедзев, З.М. Налоев, А.И. Мусукаев, А.И. Першиц). А.И. Мусукаев этот культурный концепт переводит в гендерную плоскость, он считает, что неотъемлемой составной частью этикета адыгов считалось достойное поведение в общении полов.

В результате опроса мужчин и женщин, проведенного нами, были выявлены наиболее часто упоминаемые качества, с которыми ни в коем случае не согласны мириться респонденты («безответственность», «леность», «эгоизм», «грубость», «слабость», «вредные привычки»). Респонденты могли называть несколько вариантов. Необходимо отметить, что по отношению к сильной половине человечества были критично настроены не только женщины, но и сами мужчины. Данные ответы были типичны как для женщин, так и для мужчин.

Вместе с тем были выявлены некоторые несоответствия между ответами мужчин и женщин. Так, среди ответов респондентов-женщин чаще упоминалось такое качество мужчин, как «безответственность», среди ответов мужчин чаще упоминалось такое мужское качество, как «слабость». Приведенные данные показывают высокий процент неудовлетворенности мужской половиной человечества, весьма критичное отношение к ней. Следует обратить внимание на высокую неудовлетворенность мужчин своими же собственными качествами.

Респондентов также попросили оценить качества современных женщин, в результате чего были выявлены некоторые особенности в восприятии слабой половины человечества. Как оказалось, мужчины более терпимы к противоположному полу. Зачастую они давали женским качествам положительную оценку: «целеустремленность» (75 %), «сила» (67 %), «деловитость», «активность» (63 %), «трудолюбие» (59 %), «независимость» (55 %), «ум» (51 %).

Однако были выделены и отрицательные качества женщин, с которыми мужчины не могут мириться. Среди них на первом месте оказались «вредные привычки» (45 %) и «вульгарность» (25 %). Помимо этого, у мужчин вызывает отрицательные чувства желание некоторых женщин «жить за чужой счет» (10 %). Женщины же по отношению к своему полу оказались непримиримы и назвали ряд неприемлемых качеств, характеризующих современный слабый пол. На первом месте оказались «вредные привычки». Это отметили 73 % опрошенных респондентов-женщин. На втором месте, как и у мужчин, оказался ответ - «вульгарность» (63 %), далее - «наглость» (58 %) и «глупость» (57 %).

Таким образом, по результатам исследования гендерной толерантности было выявлено, во-первых, достаточно критическое отношение женщин как к своему, так и к противоположному полу; во-вторых, более терпимое отношение мужчин к женщинам, нежели наоборот. При этом стоит отметить, что мужчины в возрасте от 40 лет и старше обладают по отношению к женщинам большей терпимостью, нежели мужчины в возрасте 25–33 лет, которые высказывали больше критических оценок по отношению к слабому полу.

Ссылки:

  • 1.    Толковый словарь Ушакова [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/1101192 (дата обращения: 10.08.2014).

  • 2.    Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С.А. Кузнецов [Электронный ресурс]. URL: http://www.gramota.ru/slovari/info/bts/ (дата обращения: 10.08.2014).

  • 3.    Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» [Электронный ресурс]. URL: http://www.tolerance.ru/VT-3-4-toler-kak.php?PrPage=VT (дата обращения: 10.08.2014).

  • 4.    Майерс Д. Социальная психология / пер. с англ. СПб., 1998. С. 102.

  • 5.    Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию / пер. с англ. М., 1999. С. 309.

  • 6.    Рябова Т.Б. Стереотипы и стереотипизация как проблема гендерных исследований // Личность. Культура. Общество.

  • 7.    Агеев В.С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопросы психологии. 1987. № 2.

Т. V. Вып. 1–2 (15–16). С. 120–125.

Список литературы Некоторые особенности рассмотрения гендерных отношений сквозь призму менталитета

  • Толковый словарь Ушакова . URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/1101192 (дата обращения: 10.08.2014).
  • Большой толковый словарь русского языка/гл. ред. С.А. Кузнецов . URL: http://www.gramota.ru/slovari/info/bts/(дата обращения: 10.08.2014).
  • Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» . URL: http://www.tolerance.ru/VT-3-4-toler-kak.php?PrPage=VT (дата обращения: 10.08.2014).
  • Майерс Д. Социальная психология/пер. с англ. СПб., 1998. С. 102.
  • Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию/пер. с англ. М., 1999. С. 309.
  • Рябова Т.Б. Стереотипы и стереотипизация как проблема гендерных исследований//Личность. Культура. Общество. Т. V. Вып. 1-2 (15-16). С. 120-125.
  • Агеев В.С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов//Вопросы психологии. 1987. № 2.
Статья научная