Некоторые особенности современного российского рынка труда
Автор: Гишкаева Л.Л., Катаев А.А., Хехаева З.В.
Журнал: Экономика и бизнес: теория и практика @economyandbusiness
Статья в выпуске: 11-1 (69), 2020 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена рассмотрению процессов развития на рынке труда различных форм нестандартной занятости, получивших во всем мире в последние годы все большее распространение в результате внедрения новых технологий. Отмечается, что при таких изменениях в сфере социально-трудовых отношений и происходящей ускоренной модификации мирового рынка труда возникает необходимость в создании новых концептуальных подходов по их исследованию. На российском рынке труда также наблюдаются процессы значительного распространения занятости работников на основе устной договоренности всех условий труда, особенно это затронуло отрасли сельского хозяйства, строительство, розничную торговлю, также можно отметить и такую тенденцию как рост числа трудовых мигрантов, готовых работать на неформальной основе, и прежде всего речь идет о нелегальной миграции. Все это содействуют развитию теневой экономики, не попадающей под систему социального и пенсионного страхования. При таких условиях автор обосновывает необходимость создания механизма, направленного на регулирование трудовых отношений, возникающих между работниками, занятых разными формами нестандартной занятости, и их работодателями, с целью защиты трудовых интересов работников и обеспечения безопасности для их деятельности.
Заработная плата, рынок труда, нестандартная занятость, теневая экономика, трудовая миграция, цифровые технологии
Короткий адрес: https://sciup.org/170182138
IDR: 170182138 | DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10900
Текст научной статьи Некоторые особенности современного российского рынка труда
Одной из важнейших особенностей мирового рынка труда в эпоху развития цифровых технологий становится распространение нестандартных форм занятости населения. Телетруд как форма занятости явился следствием развития глобальной сети Интернет и возможности его применения в сфере трудовой деятельности. В начале XXI века, как свидетельствуют результаты исследований зарубежных ученых, в странах Европы и США более 10% работников осуществляли трудовую деятельность удаленно, с использованием Интернет [1]. Необходимость решения задач по снижению безработицы, оптимизации использования рабочей силы особенно важны для малонаселенных стран и государств, где наблюдаются процессы старения населения.
Рынок труда России за последние годы характеризовался относительно низким уровнем безработицы, составлявшим 5,05,5% от общего уровня занятых в экономике. Такой довольно низкий уровень безработицы был следствием незначительного увеличения общей численности занятых в экономике, а также широкого распространения в обществе нестандартных форм занятости, где, как правило, отсутствует юридическое оформление трудовых отношений. Если раньше занятость рассматривалась в более узком понятии как работа по найму в организациях всех форм собственности, то теперь, к ней стали относить и участие работников в предпринимательской деятельности, работу в домашнем хозяйстве, а также самозанятость. В общем же понятии занятости рассматривается и труд работников на государственной службе, а также учащихся в учебных заведениях среднего и высшего образования [2].
Для современного российского рынка труда, как уже отмечалось, стало характерно широкое распространение занятости работников путем устной договоренности всех условий труда, обходясь без юридического оформления трудовых отношений. При самозанятости же сам работник определяет условия работы. Такие нерегистри-руемые формы занятости, согласно исследованиям, применяются в такой предпринимательской среде, где труд не поддается полному учету: сельскохозяйственное производство, строительная индустрия, сфера розничной торговли. В фермерских хозяйствах и в хозяйствах у частников также распространена трудовая деятельность без соответствующего оформления отношений. Количество неформально занятых в 2015 году в стране достигало 14,8 млн чел., а численность самозанятых составляла 4 млн человек [3]. Желание работодателей максимально сократить затраты на рабочую силу путем экономии на социальных выплатах приводит к такому широкому распространению нерегистрируе-мых форм занятости, а также стремление увеличить свои прибыли за счет снижения затрат стимулирует их желания снизить затраты на охрану труда и уменьшить размеры выплачиваемой своим работникам заработной платы.
Трудовая деятельность без соответствующей регистрации не попадает под систему социального и пенсионного страхования. Скрытое производство, скрытые доходы и скрытые от статистики расходы на конечное потребление и накопление рассматриваются как теневая экономика. Начало теневой экономики, наблюдаемой на сегодняшний день и в развивающихся, и в развитых странах, связывают с возникновением государства и созданием фискальной системы. Для оценки размеров теневой экономики принято рассчитывать ее пропорции к ВВП, которые для развитых стран, как принято, не выше 10-12% ВВП, в развивающихся государствах могут достигать и 40-45%, 22-25% ВВП - составляют в странах с переходной экономикой [4]. На сегодняшний день проблема распространения теневой экономики для России особенно остра, негативно влияя как на экономику и социальную деятельность страны, так и на ее позиции в мире.
Исходя из отраслевой специфики распространения неформальной занятости, можно заметить закономерность в том, что предприятия, практикующие неформальную занятость, имеют сезонный характер работ или выполняют временные заказы, что приводит к необходимости к принятию на работу на ограниченный срок определенного числа работников. Временный характер труда способствует использованию предприятием работников без оформления им трудовых договоров, тем самым работодатели могут избегать необходимости делать отчисления во внебюджетные фонды.
В эпоху цифровых технологий для людей больше становятся возможностей выбора занятости и источников получения доходов. Все больше становится работающих на предприятиях не только по принципу удалённой занятости, занятых работой на дому, но и самозанятых, фрилансеров, которые обладают относительной независимостью от работодателей. Уже к 2020 году, как прогнозируют некоторые ученые, в мире примерно до 40% новых рабочих мест может находиться в рамках модели «гигномики», все более расширяющейся за счёт применения современных технологий [5]. Для занятых по принципу гигномики, являющейся одной из форм альтернативной занятости и все более распространяющейся в развитых государствах, присутствуют и некоторые отрицательные стороны, так как, обладая большой свободой в компании относительно времени и вида своего труда и беря все риски на себя, при этом они лишаются таких законодательных гарантий и социальных преимуществ, какими обладают штатные работники организаций и государственных структур. Не обошло стороной данное явление и Россию, где наблюдается рост числа фрилансеров и согласно, некоторым оценкам, масштабы российской гигномики составляют от 5 до 15 млн. человек [5].
В изменении структуры российской занятости можно наблюдать и такую тенденцию как увеличение количества трудо- вых мигрантов, согласных на трудоустройство на неформальной основе. Так, в 2013 году, по оценкам ООН, количество мигрантов в России достигало 11 миллионов человек, тогда как данные Росстата указывали на 1,05 млн человек официально зарегистрированных трудовых мигрантов [6]. Это могло говорить о том, что примерно 10 млн прибывших в страну мигрантов были задействованы в неформальном секторе экономики. Нелегальные мигранты при отсутствии официального разрешения на трудоустройство соглашались на выполнение любой работы при любых условиях его оплаты.
Здесь необходимо отметить, что россияне при наличии допустимого минимума в уровне заработной платы, обеспечивающим возможность осуществить оплату услуг ЖКХ, образования и здравоохранения, не испытывали особого интереса к низкооплачиваемым рабочим местам. Подобная ситуация способствовала созданию на рынке труда ниши профессий, почти не имевших спроса со стороны местного населения. И именно трудовые мигранты, в большей части без официальной регистрации трудовых отношений, могли согла- шаться работать по данным профессиям. Следствием такого положения становилось то, что оно выступало препятствием развитию производства и росту его производительности, не способствовало предоставлению для работников безопасных условий для труда, так как работодатели в условиях наличия на рынке труда дешевой рабочей силы с низким уровнем квалификации, имели возможность снизить свои издержки не только по оплате труда, но и на предоставлении необходимых условий для работы.
Исходя из вышесказанного, нужно отметить, что современный российский рынок труда сегодня находится в процессе серьезных трансформаций, обусловленных возникновением и расширением новых форм занятости, что требует разработки от государственных органов управления соответствующих способов регулировании трудовых отношений, направленных на защиту трудовых интересов работников, трудящихся на условиях нестандартной занятости, и на усиление контроля за со циальной ответственностью их работода телей.
Список литературы Некоторые особенности современного российского рынка труда
- Федченко А., Дорохова Н., Дашкова Е. Гибкая занятость: глобальный, российский и региональный аспекты // Мировая экономика и международные отношения. - 2018. - Т. 62. № 1. - С. 16.
- Михайлов А.Ю. Направления государственного регулирования неформальной занятости // сбор. мат. межд. науч.-практич. конф.: Прорывные экономические реформы в условиях риска и неопределенности. - Уфа: Аэтерна, 2015. - С. 72-75.
- Алексеев А.Н. Влияние глобализации на российский рынок труда // Науковедение. Интернет-журнал. - 2015. - Т. 7. № 2. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/42EVN215.pdf. (дата обращения 20.10.2020.).
- Мурашов Я., Ратникова Т. Неучтенные доходы российских домашних хозяйств // Вопросы экономики. - 2016. - №5. - C. 99-126.
- Пороховский А.А. Цифровизация и производительность труда // США & Канада: экономика, политика, культура. - 2019. - №49 (8). - C. 20.
- Новиков М. Россия занимает второе место в мире по числу мигрантов // Рос. газ. - 2013. - 12 сентябрь. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www/rg.ru/2013/09/12/migrant-site.html. (дата обращения 20.10.2020)