Некоторые правовые проблемы вовлечения отходов недропользования в технологический процесс добычи полезных ископаемых

Бесплатный доступ

В научной статье осуществлен анализ некоторых проблемных аспектов правового регулирования использования отходов недропользования. На основе анализа действующего законодательства, материалов правоприменительной практики, выявлены пробелы и противоречия, которые препятствуют эффективному вовлечению отходов недропользования в технологический процесс добычи полезных ископаемых. В ходе исследования сформулированы возможные направления и пути решения обозначенных коллизий, в том числе по внесению изменений и дополнений в нормы действующего законодательства о недропользовании.

Отходы недропользования, проблемы правоприменения, правовой режим, добыча полезных ископаемых, недропользователь, отходы производства и потребления

Короткий адрес: https://sciup.org/170201286

IDR: 170201286   |   DOI: 10.24412/2500-1000-2023-11-1-179-181

Текст научной статьи Некоторые правовые проблемы вовлечения отходов недропользования в технологический процесс добычи полезных ископаемых

Рациональное использование полезных ископаемых и полезных компонентов, в соответствии с действующим законодательством о недропользовании, предполагает, в числе прочего, комплексное использование недр, а также наиболее полное извлечение хозяйствующим субъектом основных и попутных полезных ископаемых. Данная цель не может быть осуществима без вовлечения в технологический процесс добычи ресурсов недр, отходов недропользования, в которых могут содержаться как недоизвлеченные, так и попутные полезные ископаемые. В рамках правового предписания ст. 23.4 Закона РФ 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» [1] (далее – Закон «О недрах») предусмотрено право пользователя недр по извлечению из отходов недропользования соответствующих природных ресурсов, а также по использованию данных отходов для собственных производственных и технологических нужд, ликвидации горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, для рекультивации земель. Закрепление Федеральным законом РФ от 14 июля 2022 г. № 343-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской

Федерации «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2] данных правомочий хозяйствующего субъекта свидетельствует о желании законодателя расширить сферу использования отходов недропользования и необходимости их вовлечения в гражданский товарооборот.

Несмотря на положительные изменения действующего законодательства, в сфере правового регулирования соответствующих социальных связей, все еще присутствуют пробелы и противоречия, которые влекут за собой проблемы в правоприменительной практике.

Во-первых, анализируемый нормативный акт не содержит законодательного закрепления терминов и определений, которые используются в правовых предписаниях о недропользовании. Данное обстоятельство влечет за собой неопределенность и двусмысленность толкования понятийного аппарата, что приводит к проблемам в правоприменении и как следствие негативно влияет на вовлечение отходов недропользования в оборот. Так, например, отсутствует легальное понятие «отходов недропользования», а также их системообразующих признаков. Законодатель ограничился лишь перечислением, указав их исчерпывающий перечень в преамбуле к Закону «О недрах». Кроме того, не определена дефиниция «техногенного месторождения», которое может быть образовано в результате добычи полезных ископаемых и складирования отходов недропользования. В настоящее время толкование некоторых терминов разъясняется в ГОСТ Р 59071-2020 Охрана окружающей среды. Недра. Термины и определения [3], который не имеет силу нормативного акта и применяется лишь на добровольной основе. С учетом этого назрела необходимость разработки и законодательного закрепления в преамбуле Закона «О недрах» используемых дефиниций.

Во-вторых, в Законе «О недрах» отсутствует закрепление правового режима отходов недропользования, что влечет за собой смешение данных объектов с отходами производства и потребления, оборот которых регламентируется отдельным Федеральным законом РФ от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» [4] (далее – Закон «Об отходах»). На практике хозяйствующие субъекты, а также правоприменительные органы государственной власти в сфере недропользования, как правило, отождествляют данные категории, что является абсолютно не приемлемым с позиции рационального использования недр. Это связано с тем обстоятельством, что отходы производства и потребления не содержат полезных компонентов, в связи с чем, подлежат утилизации, обезвреживанию и захоронению в целях защиты окружающей природной среды, чего нельзя сказать об отходах недропользования, которые в большинстве случаев содержат недоизвлеченные и попутные полезные ископаемые.

В-третьих, Закон «О недрах» не содержит четких правовых предписаний, в рамках которых происходит закрепление права собственности на отходы недропользования за конкретными участниками анализируемых социальных связей. Данное обстоятельство влечет за собой ошибочное распространение на соответствующие объекты хозяйствующего господства со сто- роны пользователя недр в рамках рассматриваемых судебных споров [5]. Помимо этого, подтверждением могут служить противоречивые правовые предписания ст. 23.4 и ст. 23.5 Закона «О недрах», закрепляющие за недропользователем возможность распоряжаться отходами недропользования по своему усмотрению в рамках законодательных пределов. В связи с тем, что отходы недропользования помимо основного добываемого недропользователем природного компонента содержат попутные полезные ископаемые, право собственности на отходы недропользования принадлежит государству – РФ, а при наличии общераспространенных полезных ископаемых – субъекту РФ. Право собственности публично-правовых образований подтверждается ст. 1.2 Закона «О недрах», в которой закреплено, что содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Лишь добытые, то есть извлеченные полезные ископаемые и иные ресурсы, по условиям лицензии могут принадлежать хозяйствующему субъекту – недропользователю.

В-четвертых, в правовых нормах Закона «О недрах» отсутствует обязательность проведения комплексной геологоэкономической оценки отходов недропользования хозяйствующим субъектом, на основе которой возможно установить их правовой режим и тем самым вовлечь данные объекты в технологический процесс добычи полезных ископаемых и полезных компонентов. В настоящий момент недропользователь вправе самостоятельно, по своему усмотрению, без геологоэкономической оценки, решать вопрос о включении отходов недропользования в классификационный каталог отходов производства и потребления в соответствии с приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 г. № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» [6]. Данная возможность противоречит абсолютному характеру права собственности государства на отходы недропользования, так как хозяйствующему субъекту на праве собственности могут принадлежать лишь отходы производства и потребления. В связи с чем, в Законе «О ет о необходимости дальнейшего совер- недрах» следует императивно закрепить обязанность недропользователя проводить шенствования законодательства о недрах. Лишь законодательное закрепление четко- комплексную    геолого-экономическую го правового режима и механизма вовле- оценку отходов недропользования, по результатам которой возможно определить их правовой режим.

Наличие указанных проблем и противоречий в правовом регулировании оборота отходов недропользования свидетельству- чения отходов недропользования в техно логический процесс добычи полезных ис копаемых и компонентов может способ ствовать реализации программы рацио нального использования природных ре сурсов в РФ.

Список литературы Некоторые правовые проблемы вовлечения отходов недропользования в технологический процесс добычи полезных ископаемых

  • О недрах: Закон РФ 21 февраля 1992 г. № 2395-1 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 10. - Ст. 823.
  • О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 14 июля 2022 г. № 343-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2022. - № 29 (ч. III). - Ст. 5310.
  • ГОСТ Р 59071-2020 Охрана окружающей среды. Недра. Термины и определения // КонсультантПлюс. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 27.11.2023).
  • Об отходах производства и потребления: Федеральный закон РФ от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 26. - Ст. 3009.
  • Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 07 октября 2013 г. № ВАС-10438/12 по делу № А53-9523/11 // КонсультантПлюс. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 27.11.2023).
  • Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов: приказ Росприроднадзора от 22 мая 2017 г. № 242 // Официальный интернет-портал правовой информации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru.
Еще
Статья научная