Некоторые тактические особенности проведения допроса представителя потерпевшего при расследовании мошенничества в сфере автострахования

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются проблемы, связанные с участием представителя потерпевшего юридического лица в расследовании мошенничества в сфере автострахования. На основе анализа генезиса возникновения ряда сложностей предлагаются некоторые тактические рекомендации для проведения допроса указанных лиц.

Тактика допроса, методика расследования мошенничества в сфере автострахования, представитель потерпевшего-юридического лица, автострахование, мошенничество

Короткий адрес: https://sciup.org/143174532

IDR: 143174532   |   DOI: 10.24412/2587-9820-2021-1-140-146

Текст научной статьи Некоторые тактические особенности проведения допроса представителя потерпевшего при расследовании мошенничества в сфере автострахования

Проанализировав эмпирические источники, можно с уверенностью сказать, что на начальном этапе расследования большинства преступлений в рамках допроса лица, признанного потерпевшим по уголовному делу, возможно получить уникальную информацию, которая в дальнейшем поможет в формировании этапа планирования расследования, а также при выстраивании следственных версий.

В этой связи допрос потерпевшего является одним из приоритетных следственных действий, в ходе которого устанавливаются и фиксируются 140

в процессуальном порядке показания о различных обстоятельствах, имеющих значение для уголовного дела [1, с. 10]. Допрос выступает в качестве самостоятельного следственного действия, основной целью которого является получение от допрашиваемых лиц показаний о любых обстоятельствах, подлежащих установлению по делу [2, с. 226].

Сущность допроса потерпевшего, согласно постулатам криминалистики, заключается в получении информации (показаний) от потерпевшего лица об известных ему событиях и фактах, прямо или косвенно связанных с расследуемым преступлением. Порядок проведения допроса регламентируется ст. 187—191 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ).

Сущность производства допросов рассматривается многими учеными-криминалистами, несмотря на характерные особенности в допросах лиц, обладающих разным процессуальным статусом в рамках расследуемого уголовного дела, ученые сходятся во мнении, что данное следственное действие является одним из наиболее актуальных и востребованных следственных действий [3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12].

Довольно очевидно, что, когда лицо, которому причинен физический вред или материальный ущерб, признаётся потерпевшим по расследуемому уголовному делу и, соответственно, допрашивается по обстоятельствам дела в качестве потерпевшего. Признание такого лица потерпевшим и его допрос не вызывает какого-либо затруднения у сотрудников правоохранительных органов, осуществляющих предварительное расследование.

Однако данная ситуация актуальна в случаях, когда в качестве потерпевшего признаётся физическое лицо. Нередки случаи, когда потерпевшим по делу выступает юридическое лицо, тогда данная процедура признания в качестве потерпевшего несколько изменяется. Так, анализ уголовных дел показал, что при расследовании мошенничества в сфере автострахования зачастую потерпевшей стороной выступают юридические лица — представители страховой компании, которой был причинен материальный ущерб в ходе совершения мошеннических действий преступниками [13, с. 14].

Возможность признания юридического лица в качестве потерпевшего, когда последнему в результате мошеннических действий был причинен вред его имуществу либо его деловой репутации, предусмотрена частью 1 статьи 42 УПК РФ.

В данной ситуации потерпевшим необходимо признавать именно юридическое лицо как организацию, в которой довольно часто свою деятельность осуществляет огромное количество работников, занимающих различные должности и, соответственно, выполняющих большое количество разноплановых функций.

В законодательстве прямо указано на то, что в случае признания юридического лица потерпевшим его права осуществляет представитель.

Анализ следственной практики показал, что представителем юридического лица является, как правило, штатный юрист или сотрудник службы безопасности юридического лица. В большей степени в страховых компаниях компетентность этих лиц не всегда позволяет следователю своевременно выяснить у них все имеющие значения для расследования уголовного дела обстоятельства. Например, установить, кто конкретно принимает решение о производстве выплаты по страховому случаю, на каком основании направление на осмотр и калькуляцию ущерба транспортного средства после ДТП было направлено в ту или иную экспертную организацию, по какой причине при отказе в осуществлении ремонта было выдано направление в какую-то конкретную организацию и т. д. Зачастую только региональный директор (представитель) может указать на лиц, которые несут ответственность за то или иное направление деятельности в конкретной страховой компании, пояснить сотрудникам правоохранительных органов политику руководства по поощрению и депремированию сотрудников, указать на лиц, которые напрямую несут ответственность за убытки, понесенные от мошеннических действий, и иные вопросы.

Без разрешения данных вопросов у правоохранительных органов не будет четкого понимания об обстоятельствах произошедшего преступления, однако при расследовании мошенничества в сфере автострахования важно понимать, что, общаясь только с одним представителем юридического лица, может возникнуть ситуация, при которой в ходе проведения допроса будут сообщаться заведомо ложные сведения. Причин для дачи ложных показаний может быть несколько: от банального страха потерять работу в случае раскрытия нежелательной, по мнению руководства, служебной информации или нежелания испортить личные или трудовые отношения с коллегами, которые просили не разглашать определенные сведения сотрудникам правоохранительных органов, до причастности самого лица к расследуемому преступлению в качестве организатора или соучастника.

Ситуация, при которой допрашиваемое лицо может по какой-либо причине скрывать сведения либо озвучивать заведомо ложную информацию, может быть охарактеризована как неблагоприятная. И она требует от сотрудников правоохранительных органов особых умений и навыков как с точки зрения подготовки к допросу с заранее сформулированным перечнем вопросов, так и с точки зрения наличия определенных психологических навыков доращивающего.

Допрос является одной из разновидностей профессионального общения, и успех проведения данного следственного действия напрямую зависит от уровня коммуникативных навыков допрашивающего [14, с. 257]. Под коммуникативными качествами в данном случае подразумевается умение понимать людей, их интересы, особенности социализации, оценка сторон личности, способность прогнозировать поведение участников уголовного процесса

[15, с. 200]. Здесь важно понимать, что при выстраивании линии допроса необходимо строить беседу без использования наводящих вопросов и при этом не раскрывать известную органам следствия или дознания информацию, которую представитель потерпевшего может сообщить заинтересованным лицам с целью дальнейшего противодействия расследованию по уголовному делу.

Для предотвращения такой ситуации помимо стандартных рекомендаций, таких как:

  • —    предварительное изучение личности представителя потерпевшего;

  • —    установление у него каких-либо финансовых проблем;

  • —    наличие у допрашиваемого конфликтов в страховой компании, в которой он работает;

  • —    наличие у него судимости или установленной оперативной информации о его связи с ранее судимыми лицами;

  • —    предварительная оценка его деловых и профессиональных качеств (таких как умение входить в доверие, хитрость);

  • —    осведомленность о недостатках деятельности юридического лица либо его отдельных сотрудников.

При проведении допроса, очевидно, важно, чтобы сотрудник правоохранительных органов умел грамотно выстраивать диалог с допрашиваемым и имел достаточный опыт.

Анкетирование сотрудников правоохранительных органов позволило выделить следующие прямые рекомендации по установлению так называемого в криминалистической литературе психологического контакта:

  • —    создание комфортной обстановки;

  • —    корректное и деликатное общение;

  • —    предварительная беседа на отвлеченные темы, что позволит допрашиваемому лицу расслабиться, ослабит его бдительность и концентрацию.

Далее отметим, что допрос в своем развитии проходит три этапа:

  • 1.    Подготовительный (включает в себя оценку ситуации, принятие решения, подготовку и планирование тактики допроса).

  • 2.    Рабочий этап (заключается в установлении психологического контакта, применение тактических средств для решения задач допроса).

  • 3.    Заключительный этап (фиксация доказательственной информации, оценка хода и результатов допроса).

Эффективное производство такого следственного действия, как допрос, во многом детерминирует качество всего процесса расследования, при этом основной его целью является получение определенной доказательственной информации о расследуемом событии [16, с. 111]. Грамотно спланированный, организованный и проведенный допрос — качественное подспорье для всего дальнейшего хода и проведения расследования по уголовному делу.

В рамках производства допроса представителя потерпевшего по делам о расследовании мошенничества в сфере автострахования должны соблюдаться все основные традиционные требования, предъявляемые к допросу, однако, помимо стандартных навыков, лицо, организующее допрос, должно понимать, что представитель потерпевшего является юристом, соответственно, обладает особыми знаниями и навыками, при необходимости с легкостью может вводить в заблуждение и выдавать правоохранительным органам недостоверную информацию, либо использовать приемы «недосказанности», «умалчивания», что негативно отразится на всем процессе расследования. В данном случае умелое использование различных тактических приемов позволит максимально эффективно осуществить сбор необходимой информации [17, с. 105]. В нормах ч. 2 ст. 189 УПК РФ определено, что следователь свободен в выборе тактики допроса. В этой связи следует отметить, что, помимо вербальных приемов взаимодействия между участниками следственного действия, для качественного производства допроса следователю важно использовать невербальные возможности общения, заключающиеся в исследовании, оценке и применении особенностей мимики, жестов, интонации и даже тембра голоса. Естественно, без понимания и учета личностных особенностей допрашиваемого лица, как справедливо отмечают А. А. Шаевич, Е. И. Третьякова, использование любых тактических приемов допроса, подобно стрельбе с закрытыми глазами: есть шансы случайно попасть в цель, но всегда остается еще большая вероятность получить негативные последствия, которые в случае особой неудачи окажутся необратимыми [18, с. 270].

Кроме того, в некоторых случаях уместно применять дополнительные технические способы фиксации информации, это подтверждается в полной мере высказыванием О. П. Грибунова, который отметил, что в настоящее время без современных технологий процесс раскрытия и расследования преступлений уже практически невозможен [19, с. 11].

Подводя итог, подчеркнем важность такого следственного действия, как допрос представителя потерпевшего при расследовании мошенничества в сфере автострахования, и акцентируем внимание на необходимости его применения на первоначальной стадии расследования по уголовному делу. При допросе от представителя страховой компании может быть получена доказательственная и ориентирующая информация. Однако в рассматриваемой категории мошенничеств, в которой, как правило, большой штат работников, сложное административное устройство и учредители, а также собственники часто находятся в различных городах и на удалении от места совершения преступления, возможна ситуация, при которой участники, формально находящиеся на стороне обвинения, могут оказаться на противоборствующей стороне, и оказанная ими, на первый взгляд, «помощь» окажется губительной для всего расследования.

В этой связи грамотно спланированный и организованный допрос может сыграть ключевую роль для дальнейшего хода предварительного расследования, повлияет на формирование этапа планирования и позволит сформулировать качественные следственные версии.

Список литературы Некоторые тактические особенности проведения допроса представителя потерпевшего при расследовании мошенничества в сфере автострахования

  • Головин А. Ю., Аристархова Т. А. Тактические особенности проведения допросов членов экстремистских организованных преступных формирований / А. Ю. Головин, Т. А. Аристархова // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. — 2014. — № 4—2. — С. 10—16.
  • Данильян Э. С. Особенности проведения допросов и опросов в целях проверки розыскных версий / Э. С. Данильян // Общество и право. — 2015. — № 1 (51). — С. 224— 229.
  • Варданян А. В., Гончаров К. В. Общие положения допроса свидетелей и потерпевших по делам о злоупотреблениях полномочиями лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческих и иных организациях / А. В. Варданян, К. В. Гончаров // Общество и право. — 2017. — № 3 (61). — С. 130—134.
  • Мисник И. В. Особенности некоторых видов допросов в российском уголовном судопроизводстве / И. В. Мисник // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. — 2018. — № 2 (6). — С. 44—47.
  • Варданян А.В., Говоров А. А. Общие положения допроса подозреваемых, обвиняемых по делам о нецелевом расходовании бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов / А. В. Варданян, А. А. Головин // Вестник Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России. — 2019. — № 1 (88). — С. 127—136.
  • Пермяков А. Л. Некоторые тактические особенности проведения допроса представителя потерпевшего при расследовании преступлений против собственности предприятий с государственным участием в капитале / А. Л. Пермяков // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. — 2018. — № 3 (7). — С. 45—48.
  • Трубкина О. В. Особенности диагностирования и преодоления ложных показаний мошенников, совершающих преступления в отношении материальных интересов страховых компаний / О. В. Трубкина // Вестник Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России. — 2011. — № 1 (56). — С. 27—34.
  • Третьякова Е. И. Допрос несовершеннолетнего: процессуальные и тактические аспекты / Е. И. Третьякова // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях: сб. матер. XXIV междунар. науч.-практ. конф. — Иркутск: Восточно-Сибирский институт МВД России. — 2019. — С. 250—252.
  • Грибунов О. П., Малыхина Е. А. Отдельные вопросы тактики допроса при расследовании взяточничества / О. П. Грибунов, Е. А. Малыхина [Электронный ресурс] // Научный дайджест Восточно-Сибирского института МВД России. — 2020. — № 4 (7). — С. 28—32. — Электрон. текст. дан. (18 632 704 байт). — 60 электрон. опт. диск. (CD-ROM). — Загл. с этикетки диска.
  • Грибунов О. П. Тактические приемы, используемые для изобличения ложных показаний свидетеля / О. П. Грибунов // Российский следователь. — 2016. — № 5. — С. 3—7.
  • Грибунов О. П. Досудебное соглашение о сотрудничестве: некоторые вопросы реализации гл. 40.1 УПК РФ /О.П. Грибунов // Пролог. — 2013. — № 1 (1). — С. 59—62.
  • Грибунов О. П., ДолматоваМ. О. Допрос как источник получения вербальной информации при расследовании хищений нефтепродуктов на объектах железнодорожного транспорта / О. П. Грибунов, М. О. Долматова // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. — 2020. — № 1. — С. 56—65.
  • Трубкина О. В. Характеристика действий преступника по подготовке к инсценировке наступления страхового события как основного способа совершения мошенничества в отношении материальных интересов страховых компаний / О. В. Трубкина // Вестник Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России. — 2011. — № 3 (58). — С. 14—19.
  • Шаевич А. А. Криминалистическая тактика, юридическая психология и практика производства допросов / А. А. Шаевич // Криминалистические чтения на Байкале: матер. междунар. науч.-практ. конф. — Иркутск: Восточно-Сибирский филиал ФГБОУВО «РГУП», 2015. — С. 257—259.
  • Черевко И. М, Никонович С. Л., Шаевич А. А. Психологические основы коммуникативной стороны профессиональной деятельности следователя / И. М. Черевко, С. Л. Никонович, А. А. Шаевич // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2016. — № 7—1 (69). — С. 198—200.
  • Белохребтов В. С. Особенности выявления, раскрытия и первоначального этапа расследования покушения на мошенничество при возмещении налога на добавленную стоимость: дис. ... канд. юрид. наук / В. С. Белохребтов. — Иркутск, 2015. — 215 с.
  • Малыхина Е. А. К вопросу о расследовании хищений комплектующих деталей объектов железнодорожного транспорта / Е. А. Малыхина // Проблемы современного законодательства России и зарубежных стран: сб. VI междунар. науч.-практ. конф., 2018. — С. 103—107.
  • Третьякова Е. И., Гафеева Т. В., Шаевич А. А. Тактические приемы преодоления конфликтной ситуации при допросе: вопросы теории и практики / Е. И. Третьякова, Т. В. Гафеева, А. А. Шаевич // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях: сб. матер. XXV междунар. науч.-практ. конф. — 2020. — С. 268—271.
  • Грибунов О. П. К вопросу о противодействии экстремизму на объектах транспорта / О. П. Грибунов // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. — 2013. — № 3 (66). — С. 9—16.
Еще
Статья научная