Некоторые вопросы формирования понятия в юридической науке

Бесплатный доступ

В статье анализируются вопросы формирования понятия в философии, логике и юридической науке. Рассматриваются свойства и признаки понятия в указанных науках, а также выделяется точка зрения по определению общего понятия в науке. В статье проводится исследование в ретроспективном ракурсе, начиная с идей и воззрений XVIII века, затрагивается советский период. Кроме того, понятие рассматривается как процесс познания объективной действительности в психологическом аспекте. Формирование понятий в юридической науке происходит в зависимости от присущих им свойств, признаков, и таким образом они образуются и классифицируются по общим правилам науки. Кроме того, следует обратить внимание на два основных подхода определения понятия в философии и логике.

Еще

Понятие, философия, логика, юридическая наука

Короткий адрес: https://sciup.org/147149876

IDR: 147149876

Текст научной статьи Некоторые вопросы формирования понятия в юридической науке

Различным отраслям науки присущи свои особые средства познания объективной действительности. В то же время среди средств, используемых в процессе познания окружающего мира, можно выделить универсальное средство «понятие», при помощи которого постигается сущность предметов и явлений, обнаруживаются присущие им закономерности.

В «Большой советской энциклопедии» понятие – это отображенное в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений; мысль или система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфическим для них признакам [1, с. 434]. В «Философском словаре» понятие определяется как результат применения категории к восприятию. Отсюда понятие в его отвлеченности противостоит конкретности восприятия [1, с. 205]. Также понятие противостоит слову, которое можно трактовать как знак понятия.

Под понятием И. Кант понимал любое общее представление, поскольку последнее фиксировано термином. Отсюда и его определение: «Понятие… есть общее представление или представление того, что обще многим объектам, следовательно, – представление, имеющее возможность содержаться в различных объектах» [7, с. 83].

Понятие для Г. Гегеля – «прежде всего синоним действительного понимания сущест- ва дела, а не просто выражение любого общего, любой одинаковости объектов созерцания. В понятии раскрывается подлинная природа вещи, а не ее сходство с другими вещами, и в нем должна поэтому находить свое выражение не только абстрактная общность (это лишь один момент понятия, роднящий его с представлением), а и особенность его объекта. Вот почему формой понятия оказывается диалектическое единство всеобщности и особенности, которое и раскрывается через разнообразные формы суждения и заключения, а в суждении выступает наружу. Неудивительно, что любое суждение ломает форму абстрактного тождества, представляет собою ее само-очевиднейшее отрицание. Его форма – А есть В (то есть не – A)» [5, с. 143]. Всеобщее понятие выражает не простую абстрактную общность, одинаковость единичных представителей данного класса, но «действительный закон возникновения, развития и исчезновения единичных вещей» [5, с. 167].

Ф. Энгельс определил понятие как «сокращения, в которых мы охватываем, сообразно их общим свойствам, множество различных чувственно воспринимаемых вещей» [14, с. 550], а также нечувственных объектов, таких как другие понятия. Понятие не только выделяет общее, но и расчленяет предметы, их свойства и отношения, классифицируя последние в соответствии с их различиями. Так, понятие «человек» отражает и существенно общее (то, что свойственно всем людям), и отличие любого человека от всего прочего. Ф. Энгельс подчеркивал, что «результаты, в которых обобщаются данные его естествознания опыта, суть понятия…» [14, с. 14]. В. И. Ленин определял понятие как «высший продукт мозга, высший продукт материи» [12, с. 143].

В русских философских словарях XVIII века термин «понятие» сближался с «идеей» [9, с. 231]. Идея – в широком смысле – мысленный прообраз какого-либо предмета, явления, принципа, выделяющий его основные, главные и существенные черты.

В ряде философских концепций понятие – это умопостигаемый и вечный прообраз реальности. Антиох Кантемир, дипломат, деятель раннего русского Просвещения, ввел в оборот русской речи слова «идея» и «понятие» и отождествлял их. Григорий Теп-лов сближал понятие с идеей в своем основном философском сочинении «Знания, касающиеся вообще до философии, для пользы тех, которые о сей материи чужестранных книг читать не могут» (1751 г.) [17, с. 132].

Таким образом, в понимании понятия в истории философии выражены две противоположные линии – материалистическая, считающая, что понятия объективны по своему содержанию, и идеалистическая, согласно которой понятие есть спонтанно возникающая мысленная сущность, абсолютно независимая от объективной реальности. Например, для Г. Гегеля понятия первичны, а предметы, природа суть лишь бледные копии их [5, с. 109]. Феноменализм рассматривает понятие как последнюю реальность, не относящуюся к объективной действительности [16, с. 23]. Некоторые идеалисты рассматривают понятия как фикции, созидаемые «свободной игрой сил духа» (фикционализм) [16, с. 100]. Неопозитивисты, сводя понятия к вспомогательным логико-языковым средствам, отрицают объективность их содержания [16, с. 18].

В научной литературе советского периода исследования на тему определения понятия встречаются в незначительном количестве. И в основном эти исследования проводились в таких науках, как философия и логика, чуть позже в юридической науке и то в качестве оценочных понятий.

Как отмечает И. Н. Бродский, большинство понятий возникает непосредственно в практической деятельности прежде, чем осознаются те свойства, которые составляют ос- нову обобщения соответствующих предметов [2, с. 60].

Е. К. Войшвилло определяет понятие как одну из форм мышления. Переход от чувственной ступени познания к абстрактному мышлению характеризуется прежде всего как переход от отражения мира в форме ощущений, восприятий и представлений к отражению его в понятиях и на их основе в суждениях и других логических формах. Само мышление, таким образом, может рассматриваться как процесс оперирования понятиями; именно благодаря понятиям мышление приобретает характер обобщенного отражения действительности [3, с. 173]. В монографии 1989 года «Понятие как форма мышления: логико-гносиологический анализ» понятие определяется как совокупность известных нам основных и производных признаков, мыслимых в понятии предметов, а также знания о том, в каких конкретных формах существуют в действительности эти обобщаемые в понятии предметы [3, с. 99].

Понятие используется не только в правовой науке, но и в праве, которое, отражая закономерности социальной реальности, само может выступать источником информации о той или иной исторической эпохе [8, с. 38]. Понятие в праве Т. В. Кашанина делит на две группы: правовые понятия, отражающие специфические явления правовой действительности, и понятия, пришедшие из других сфер человеческой жизни. Анализируя различные аспекты содержания правовых понятий, она выделяет: а) понятие – носитель познавательной, информационной нагрузки права: б) понятие включается в право, опосредуясь через классово-волевой аспект содержания права, и само является одним из средств его выражения; в) понятие – один из способов, с помощью которого объективируется специально-юридическое содержание права. Данные положения имеют практическое значение. Их применение дает возможность законодателю создавать лаконичные, информационно насыщенные нормативные акты, четко выражающие его волю, удобные для обозрения и понимания, а также располагать нормативный материал экономно, избегая повторений [8, с. 38].

Следует согласиться с мнением Т. В. Ка-шаниной, считающей, что понятие в праве характеризуется большей стабильностью, чем понятие в правовой науке, поскольку остается неизменным до тех пор, пока действует закон. Изменения в их содержание может вносить только законодатель. Это очень важное свойство понятий в праве, поскольку от него зависят стабильность и однозначность права в целом. Текучесть, чрезмерная гибкость юридических понятий отрицательно сказываются на применении права, подрывают его престиж, разрушают право как социальное явление [8, с. 38].

По своему происхождению понятие является результатом длительного процесса развития познания, концентрированным выражением исторически достигнутого знания. Образование понятия – сложный диалектический процесс, который осуществляется с помощью таких методов, как сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, обобщение, эксперимент и др. Понятие – это необразное, выраженное в слове отражение действительности. Оно обретает свое реальное мыслительно-речевое бытие лишь в развертывании определений, в суждениях, в составе определенной теории.

В понятии выделяется и фиксируется прежде всего общее, которое достигается за счет отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса. Но оно не исключает единичное и особенное. На основе общего только и возможно выделение и познание особенного и единичного. Научное понятие является единством общего, особенного и единичного, т.е. конкретно-всеобщим. При этом общее в понятии относится не просто к числу экземпляров данного класса, обладающих общими свойствами, не только к множеству однородных предметов и явлений, а к самой природе содержания понятия, выражающего нечто существенное в предмете.

Различают понятия в широком смысле и научные понятия. Первые формально выделяют общие (сходные) признаки предметов и явлений и закрепляют их в словах. Научные понятия отражают существенные и необходимые признаки, а слова и знаки (формулы), их выражающие, являются научными терминами. В понятии выделяют его содержание и объем. Совокупность предметов, обобщенных в понятии, называется объемом понятия, а совокупность существенных признаков, по которым обобщаются и выделяются предметы в понятии, – его содержанием. Развитие понятия предполагает изменение его объема и содержания.

Одним из существенных признаков понятия является его объем. В научной литературе объем понятия рассматривается через классификацию, так как классификация – это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности согласно каким-либо важным признакам [10, с. 163].

Классификация предназначена для постоянного использования в какой-либо науке или области практической деятельности (например, классификация животных и растений). Обычно в качестве основания деления в классификации выбирают признаки, существенные для данных предметов. В этом случае классификация (называемая естественной) выявляет существенные сходства и различия между предметами и имеет познавательное значение. В других случаях, когда цель классификации состоит лишь в систематизации предметов, в качестве основания выбираются признаки, удобные для этой цели, но несущественные для самих предметов (например, алфавитные каталоги). Такие классификации называют искусственными [9, с. 224].

Наряду с логикой и философией в образовании понятия вызывает значительный интерес такая наука, как психология, которая отвечает за процесс образования в человеческом психо-эмоциональном состоянии процесса познания объективной действительности.

Объект, как известно, характеризуется тем, что мы собираемся с ним или по отношению к нему сделать. Он является прежде всего съедобным объектом, сексуальным объектом, объектом, с которым надо поговорить, которому следует дать приказания или о чем-то попросить. Любое понятие об объекте также заключает в себе начало адекватного этому объекту действия. Но всякое действие требует выполнения одного существенного условия: необходимо, чтобы объект был в поле досягаемости наших органов чувств и конечностей. Для того чтобы съесть яблоко или писать пером, необходимо, чтобы яблоко оказалось у нас во рту, а перо – в руке. В основе действия, характеризующего объекта, в основе использования объекта или его восприятия лежит дотрагивание до этого объекта, взятие его в руки, вследствие чего каждый объект вызывает тенденцию приближения [16, с. 191]. Таким образом, необходимо прочувствовать и потрогать понятие для того, чтобы его использовать и применять.

Переход от чувственной ступени познания к логическому мышлению характеризуется прежде всего как переход от восприятий, представлений к отражению в форме понятий.

Будучи отражением объективной реальности, понятия столь же пластичны, как и сама действительность, обобщением которой они являются. Они «… должны быть также обтесаны, обломаны, гибки, подвижны, реля-тивны, взаимосвязаны, едины в противоположностях, дабы обнять мир» [16, с. 131]. Научные понятия не есть нечто законченное и завершенное; напротив, они заключают в себе возможность дальнейшего развития. Основное содержание понятия изменяется лишь на определенных этапах развития науки. Такие изменения понятия являются качественными и связаны с переходом от одного уровня знания к другому, к знанию более глубокой сущности мыслимых в понятии предметов и явлений. Движение действительности можно отразить только в диалектически развивающихся понятиях.

В формальной логике понятие – элементарная единица мыслительной деятельности, обладающая известной целостностью и устойчивостью и взятая в отвлечении от словесного выражения этой деятельности. Понятие – это то, что выражается (или обозначается) любой значащей (самостоятельной) частью речи (кроме местоимений), а если перейти от масштабов языка в целом к «микроуровню», то – членом предложения. Для трактовки проблемы понятия (в ее формальнологическом аспекте) можно воспользоваться готовым арсеналом трех областей современного знания: 1) общей алгебры, 2) логической семантики, 3) математической логики [18, с. 234].

В философии права, по мнению И. П. Малиновой, понятие есть другая форма бытия (идея Аристотеля). Нечто существует не только в своей предметной форме, но и в понятийной, если входит в круг человеческих представлений. И поскольку, как это показал Р. Декарт, логическая причинность совпадает с естественной (causa = racio), постольку исследование логической взаимосвязи понятий, отражающих некоторую область бытия, содержит в себе (воспроизводит) логику развития самой этой области, если, конечно, речь идет не о природных, а о культурных феноменах. Последнее обусловлено прежде всего тем, что понятийная форма бытия социальных явлений представляет собой необходимый момент их развития в реальности [13, с. 13].

Формирование понятий в юридической науке происходит в зависимости от присущих им свойств, признаков, и таким образом они образуются и классифицируются по общим правилам науки. Кроме того, следует обратить внимание на два основных подхода определения понятия в философии и логике. В свою очередь философское понятие относится к внешним свойствам, а логическое – к внутренним. Внешние свойства выявляются непосредственно, внутренние свойства являются ненаблюдаемой непосредственно логической функцией внешних свойств. В процессе познания используются преимущественно внутренние свойства. Использование это состоит в том, что в зависимости от значения свойства выбирается та или иная операция, ведущая к познанию в различных научных областях. И наконец, по нашему мнению, понятие есть форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений в их противоречии и развитии; мысль или система мыслей, обобщающая, выделяющая предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфическим для них признакам.

Список литературы Некоторые вопросы формирования понятия в юридической науке

  • Большая советская энциклопедия. -М.: Советская энциклопедия, 1969-1978. -Т. 14. -837 с.
  • Бродский, И. Н. К вопросу о процессе образования понятий/И. Н. Бродский//Ученые записки Ленинградского университета. Серия философских наук. Вопросы логики. -1957. -Вып. 12. -№ 247. -С. 45-60.
  • Войшвилло, Е. К. Понятие как форма мышления: логико-гносеологический анализ: монография/Е. К. Войшвилло. -М.: Изд-во МГУ, 1989. -240 с.
  • Войшвилло, Е. К. Понятие: монография/Е. К. Войшвилло. -М.: Изд-во МГУ, 1967. -104 с.
  • Гегель, Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук/Г. В. Ф. Гегель. -М., 1974. -Т. 1. -452 с.
  • Ильенков, Э. В. Диалектическая логика/Э. В. Ильенков. -М., 1984. -Очерк 5. -320 с.
  • Кант, И. Логика/И. Кант. -Петроград, 1915. -147 с.
  • Кашанина, Т. В. Правовые понятия как средство выражения содержания права/Т. В. Кашанина//Советское государство и право. -1981. -№ 1. -С. 36-44.
  • Классификация//Философский словарь/под ред. И. Т. Фролова. -М.: Политиздат, 1981. -445 с.
  • Классификация//Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона -СПб., 18901907. -Т. 82. -1058 с.
  • Лекции по истории русской философии (XI-XX вв.). -СПб.: Издательско-торговый дом «Летний сад», 2001. -398 с.
  • Ленин, В. И. Философские тетради/В. И. Ленин. -М., 1927. -332 с.
  • Малинова, И. П. Классическая философия права: материалы лекций/И. П. Малинова. -Екатеринбург, 1997. -64 с.
  • Маркс, К. Полное собрание сочинений/К. Маркс, Ф. Энгельс. -Т. 20. -745 с. Психология эмоций/под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. -М.: Изд-во Моск. унта, 1984. -288 с.
  • Российские универсальные энциклопедии Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия: объединенный словник. URL: http://www.gatchina3000.ru/great-soviet-encyclo pedia/index.htm.
  • Теплов, Г. Н. Объявления слов, которые в философской материи по необходимости приняты/Знания, касающиеся вообще до философии для пользы тех, которые о сей материи чужестранных книг читать не могут/Г. Н. Теплов. -СПб., 1751. -Кн. 1. -301 с.
  • Философский словарь. -СПб., 1911. -672 с.
Еще
Статья научная