Некоторые вопросы регионального писанкарства Украины: источниковедческий аспект
Автор: Ткаченко Виктор Николаевич
Журнал: Современные проблемы сервиса и туризма @spst
Рубрика: Региональные студии туризма
Статья в выпуске: 4 т.9, 2015 года.
Бесплатный доступ
В статье на основе исследования Архивных научных фондов рукописей и фонозаписей Институ- та искусствоведения, фольклористики и этнологии им. М.Т. Рыльского НАН Украины рассматри- вается украинское писанкарство - один из видов народного искусства. Автором проанализированы и обнародуются различные фонды Архива. Установлено, что среди материалов архива хранятся сведения об изготовлении пасхальных яиц - писанок, их использо- вания в обрядах и верованиях украинского народа. Отмечено, что среди них имеются материалы не только из этнографических регионов Украины, но и из России (в частности, нами исследуются исторические сведения по территории Ярославской губернии), удостоверяется существование писанок в разных регионах страны. В статье рассматриваются сообщения из этнографических районов Украины - Закарпатья, Под- ляшья, Бойковщины, а также Житомирщины, Львовщины, Винничины и Черниговщины. Автором обработано личные фонды Е. Спасской, П. Литвиновой, В. Кравченко, Г. Танцюры, материалы М. Сумцова, Л. Демьяна и других исследователей, которые хранятся в различных фондах. Про- работаные документы дают возможность выделить среди них следующие группы источников: эпистолярные, рукописные, печатные, иллюстративные, что значительно обогащает источни- коведческую базу украинского писанкарства ХХ в. как народно-художественного промысла.
Архив, единица хранения, техники изготовления, региональные особенности, писанка, пасха
Короткий адрес: https://sciup.org/140206421
IDR: 140206421 | DOI: 10.12737/14538
Текст научной статьи Некоторые вопросы регионального писанкарства Украины: источниковедческий аспект
Украинская писанка – уникальная миниатюра, памятник материальной и духовной культуры, которая занимает особое место в культуре народа. Как информационный источник она воспроизводит в орнаментальном украшении и цветовой гамме регион, из которого происходит. В традиционной писанке, как и в народном костюме, пересеклись мировоззрение и эстетические вкусы народа, утилитарность и декоративность. На протяжении кон. ХІХ – нач. ХХІ вв. она менялась, развивалась от простых и обобщенных, до сложных и совершенных форм в орнаментации, технологии изготовления (рис. 1). Именно поэтому эволюция традиционной писанки дает возможность проследить не только трансформации в писанкарстве, но и региональные особенности его развития в определенный период, изменения в обрядности и миграционные влияния на этот уникальный народный промысел.
Современные научные исследования не возможны без анализа документов, хранящихся в различных архивных учреждениях Украины. Среди таковых можно выделить Архивные научные фонды рукописей и фонозаписей Института искусствоведения, фольклористики и этнологии им. М.Т. Рыльского НАН Украины (далее – Архив), в которых хранятся разноплановые материалы. В различных фондах содержатся сведения об изготовлении пасхальных писанок, их иллюстрации, верованиях и обрядах, с ними связанных.
Автором статьи частично уже опубликованы материалы о росписи из рукописных фондов Института [2–4]. Однако сведения о писанках, содержащиеся в разных единицах хранения Архива как источнике изучения региональных особенностей пи-санкарства, остаются не исследованными.
Цель статьи – проанализировать информационный потенциал Архива, в котором немало сведений об изготовле-

Рис. 1 – Набор пасхальных яиц – писанок из разных регионов Украины (фото автора)
нии и использования писанок во время празднования Пасхи и в послепасхальный период.
Среди архивных материалов следует выделить группу документов, в которых рассматривается писанкарство – это эпистолярные источники. Именно в письмах к известным ученым М. Сумцову, С. Кул-жинскому и другим имеем возможность почерпнуть информацию о некоторых нюансах исследования этой отрасли народнохудожественного промысла. В переписке ученые обсуждали различные вопросы, в том числе получали информацию от респондентов об обычаях и верованиях, связанных с писанками, их орнаментации. В дальнейшем они использовали ее для своих публикаций по проблемам писан-карства. Находим эти материалы в ед хр. 1 фонда «Этнографическая комиссия» 1. В своем письме за 1889 г. львовянин М. Павлик к неизвестной особе пишет, что разместил в газете вопросник о писанках и вышивке. Соответственно до этого он получил 113 писанок из 6 мест. Упоминается в письме фамилия известного исследователя гуцульских писанок В. Шухевича. Очевидно, что речь шла о формировании кем-то коллекции писанок, куда должен был передать и свои автор письма М. Павлик.
Хранятся в этом фонде и материалы о Пасхе из Ярославской губернии Центральной России 2. Респондент сообщил, что готовят к Пасхе, какие блюда, а также об использовании яиц во время праздника. В частности, автор сообщения пишет, что во время Пасхи молодежь, дети и пожилые ходят проведывать женатые пары, которые вступили в брак, в последний год, и пели молодой паре песню. За это им в основном дарили яйца как благодарность. Не отблагодарить считалось неприличным. Данный обычай несколько похож на украинский, под названием «волочільний».
На значительной территории Украины на второй день Пасхи ходили «христосоваться», то есть приветствовать с праздником: родные к родным, дети к бабушкам и крестным родителям, и произносили поздравительные стихи. Образцы такого пасхального величального фольклора на- ходим в материалах фонда Кабинета музыкальной этнографии 3. Их особенностью является то, что в них идет речь об использовании писанок в обрядности.
В рукописных фондах Архива хранится немало печатных источников – таких, как статьи, заметки, отдельные номера редких журналов, газет, вырезки из них. Именно среди таких материалов хранится в фонде Института украинского фольклора статья М. Сумцова «Писанки». Нам удалось установить, что она, очевидно, была напечатана в газете «Южный край». Известный ученый освещает вопрос о происхождении писанок, употребления яйца как весеннего символа и в детских играх на Украине. Этнограф отмечает, что еще Боплан указывал, что украинцы христосовались на Пасху раскрашенным яйцом. Приведена им и легенда о воскресении Иисуса Христа и крашеном яйце, а также о помощи крестьянина Спасителю нести крест на Голгофу. Подытоживая, Н. Сумцов пишет, что «каждый час, всякое новое поколение вносит что-то новое, в соответствии своих интересов» , а «писанки дают людям маленькую радость, маленькую “втіху”» 4.
В материалах Л. Демьяна 5 из Западной Украины об обрядах, обычаях, верованиях и свадьбах, имеем информацию и об окрашивании яиц в красный, синий, зеленый цвета, а также их росписи к Пасхе. Отмечается, что скорлупы из яиц разбрасывали по огородам, на грядках, или выбрасывали в воду, правда, не указывается, почему так делали.
В материалах фонда ИИФЭ находим не менее интересные сведения о Пасхе, подготовку к ее празднованию, изготовлению писанок тремя способами, записанные учителем М.И. Парлач из Закарпатья. Автор приводит поверье, что горцы спешили после освящения корзин с едой домой, ибо кто последним покинет это место, тот «незадолго [вскорости] умрет». Отметим и такое явление, которое не характерно для других регионов, как первоначальное христосование хозяина освященным яйцом со скотиной в хлеву, а потом уже – с родными в доме. Приводится пример того, что семья сначала разговляется одним общим яйцом (желтком), которое разрезали на части по количеству членов семьи, а потом ели уже все остальное. Это делалось ради того, чтобы «все они держались в куче, как не разрезанный желток». Не обошел автор и такого распространенного явления в Карпатах и на Закарпатье, как обряд «влива-ного понедельника», во время которого девушки дарили парням писанки 6.
В фондах ИИФЭ хранятся материалы из Подляшья, собранные И. Игнатюком, в частности, о пасхальных празднованиях. Собиратель рассказывает об изготовлении в этом регионе писанок, малеванок, скробанок (дряпанок) и одноцветно раскрашенных яиц (крашанок). Для их росписи использовали природные красители. Описывает он и сам способ восковой росписи яйца, и пасхальные игры, которые проводились крашенками между детьми, молодыми и взрослыми людьми. Сама игра на Подляшье, где записывался материал, имела название «кумканням» или по местному «тачанкі». Записал И. Игнатюк и материал о воло-чебне, отмечая, что здесь крестные отцы шли навещать своих крестников в отличие от других регионов, где было наоборот, и приносили им в дар волочебне (подарки). В него входило несколько яиц, крашенки или писанки, пироги и конфеты. Стоит отметить, что эта информация несколько отличается от той, что имеем из других мест, где обычно дети ходили к крестным, поздравляли их стихами, а те дарили им писанки, о чем писалось ранее. Как пишет автор: «Волочебное яйцо было доказательством памяти хрещоних батькуов о своих хрещони дети» 7.
Среди экспедиционных материалов Архива сохраняется работа авторов М.С. Глушко, Г.В. Демьяна и Г.П. Сокол о Бойковщине. В томе о календарной и семейной обрядности имеем сведения о росписи писанки исследуемого региона. Материалы этнографами о народном искусстве писанки собирались в селе Долгом Стрыйского района Львовской обл. В частности, они были записаны от мастериц В. Килас, М. Барщак, С. Карпы и др. Приводится также выборка материалов А. Кня-жицкого о писанках на Бойковщине. Сам материал проиллюстрирован изображением булавок, которые используют для росписи писанок, емкостей для растапливания воска и фотографиями с самыми писанками. Стоит отметить, что авторы дополнили свою работу рисунками наиболее применяемых орнаментальных мотивов, которые использовали художницы в расписывании, привели их названия. В своих рассказах информаторы указывали, когда начинали писать писанки, кто у кого учился, кому их дарили, какие имели место технологические особенности изготовления бойковских писанок, какова расцветка и какие используются узоры 8.
В 14-м фонде хранятся также сведения о Пасхе и писанках в с. Стебниця Вла-димир-Волынского района Житомирской обл. Проводя экспедицию в этом селе, Т. Колос в процессе опроса выяснил, когда начинали печь куличи и изготавливать пасхальные яйца – крашанки и писанки, чем занимались дети и молодежь после разговения на Пасху 9.
Немало этнографических материалов, касающихся писанкарства и связанных с ним обрядов, обычаев и верований, хранятся в фонде В.Г. Кравченко. Он был известным этнографом, исследователем народной культуры. Работая в Волынском музее, Василий Кравченко наладил сеть из корреспондентов, которые присылали ему разные материалы. Обычно он посылал им вопросники, на которые они присылали ответы. Среди них был и В. Лукьянов, который собирал сведения в с. Бэхи Житомирского района. В частности, что касается пасхальных празднований, то автор пишет, что при розговлении в этом селе сначала ели освященную просфору, затем яйцо. Существовало верование в то, что летом от такого мужчины будут прятаться и убегать гадюки. Далее Лукьянов отмечает, что скорлупы свяченых пасхальных яиц хранили и использовали при лечении коров, сглаза, больных глаз, на Пасху играли в игры, в «битки» и «котка», при этом дается их описание. Достаточно полно зафиксированы поминальный обед на кладбище, на Томиное воскресенье, с указанием того, какие продукты брали с собой, в том числе и писанки. Последние раздавали бедным детям и старикам. Корреспондентом также приводится оригинальная легенда о навской Пасхе и рахманах. Стоит отметить, что речь в ней идет о князе Владимире. Согласно легенде, именно князь сказал рахманам, когда они будут праздновать Пасху. А будет это тогда, «когда киевляне в первый день Пасхи спустят на воду скорлупу с освященных яиц и они доплывут до них» 10.
Среди материалов В. Кравченко – известного исследователя Волыни, музееведа, находим сведения о христосовании пасечника писанками или крашенками на Пасху со своими пчелами 11, о Навской Пасхе встречаем информацию в ед. хр. 251 12 этого же фонда. В частности, приводится легенда о ее происхождении. Отличается она от других уведомлением, что в море есть такой остров «навский» и именно к нему доплывают за четыре дня скорлупы от освященных яиц. Соответственно тогда они празднуют свою Пасху.
В записях И. Стефанива из с. Розваж Золочевского уезда на Львовщине так- же находим ведомости о писанках. Автор приводит легенду о крашеных яйцах, которая зафиксирована в других регионах. Достаточно интересным является запись верований о том, почему остатки скорлуп с освященного яйца бросают на дом. Связывалось оно с тем, что это делали христиане в Киевской Руси, чтобы отличаться от язычников. Корреспондент отметил, что в селе, к сожалению, уже не пишут писанки, а только красят в один цвет яйца, по местному – «галунки». Кто хотел иметь писанку на Пасху, то нес яйца в соседнее село Закопаря, где умели их писать 13.
В течение 1928–29 гг. в с. Зятковцы на Винничине собирал и записывал верования и обычаи, связанные с писанками и крашанками, известный украинский фольклорист Г.Т. Танцюра. Данный материал подтверждает, что писанкарство в 1920х гг. имело место в жизни и быту украинской семьи 14.
Автор материала из с. Лавы Сосницкого района на Черниговщине основательно описал процесс изготовления писанок к Пасхе в этом селе. Исследователь объясняет, как выглядит яйцо, а как писанка, указывает на то, что готовят последние, в основном, для детей и для подарков родственникам. Не обошел автор и технологию изготовления красок из природных красителей для росписи писанок, и из покупных. Имеем сведения о том, какие принадлежности используется при этом. В корреспонденции также представлены названия расписных орнаментов и их значение. Это один из немногих исследователей, который подает такие сведения в своих записях. Как и многие другие авторы, он обращает внимание на игру с яйцами, которая называлась здесь «битки», указывает, что для этого иногда делали подделки. В конце записи подается легенда о том, почему пишут писанки 15.
Среди многих материалов рукописных фондов Архива стоит выделить еще одну группу источников – иконографических (иллюстративных). Она не является такой многочисленной и информативной, как письменные, но на них также стоит обратить внимание. Прежде всего, это иллюстрации писанок, которые сопровождают рукописные материалы из фонда «Этнографической комиссии». Не смотря на то, что рисунки иногда довольно примитивные, тем не менее, они подтверждают существование писанок в том или ином селе, местности. Более важным является то, что они выполнены в цвете и есть возможность их воспроизвести.
Достаточно многочисленным по числу изображений писанок, является фонд Волынского краеведческого музея. Это изображения на инвентарных карточках, в материалах анкетных данных, а также в других документах. Они также имеют цветовую окраску и можно найти описания их раскрасок. Среди материалов также имеется значительное количество чернобелых рисунков писанок из разных губерний тогдашней Украины. Напомним, что эти материалы поступали в музей на протяжении 1910–20 гг. Основная часть – это ответы на анкеты-вопросники, которые направлялись Волынским музеем в села и городки разных губерний, и касались обычаев расписывать пасхальные яйца. Иногда корреспонденты дополняли свои ответы рисунками писанок или отдельными элементами орнамента, то есть знаками-символами. Среди них также есть цветные иллюстрации и черно-белые, схематичные. Тем не менее, они также являются весьма интересным источником исследования пи-санкарства и информации о нем в тех или иных регионах Украины.
В фонде 8 «Института украинского фольклора» хранятся иллюстрации писанок из Львовского музея НТШ нач. ХХ в. На цветных рисунках изображены писанки из с. Цеблов Сокальского уезда, с. Зиболки Жовковского уезда, и с. Добровляны Зале-щицкого уезда 16.

Рис. 2 – Макет украинской писанки на фоне колокольни Софийского собора в Киеве
Также черно-белые иллюстрации писанок находятся среди фотографий народной живописи, вышивки, ткачества, керамики, резьбы в фонде ИИФЭ им. М.Т. Рыльского. На фото показаны сюжетные сценки из гуцульской жизни, которые начали изображать на писанках со вт. пол. 50-х гг. ХХ в 17..
Среди материалов Пелагеи Литвиновой, которую интересовал украинский народный орнамент, также имеем небольшое количество рисунков писанок 18. Как известно ими она интересовалась давно, ведь в издании ее книги от 1878 г. [1] были изображены и писаночные орнаменты.
Несколько иллюстраций писанок хранятся в фонде известной исследовательницы Е.Ю. Спасской 19. В альбоме с фотографиями настенных росписей, аппликаций, вышивки и другими образцами орнаментов, помещены открытки, на которых изображены писанки и зарисовка орнамента в развернутом виде.
Таким образом, среди рукописных фондов Архива научных и рукописных фондов и фонозаписей ИИФЭ им. М.Т Рыльского НАН Украины хранятся информативные материалы, в которых освещается история и традиции особого народно-художественного промысла – писанкарства. Немало сведений имеем и о связанных с писанкой верованиях, обрядах и обычаях. Прорабо-таные нами документы дают возможность выделить среди них следующие группы источников: эпистолярные, рукописные, печатные, иллюстративные, что значительно обогащает источниковедческую базу украинского писанкарства ХХ в.
Список литературы Некоторые вопросы регионального писанкарства Украины: источниковедческий аспект
- Литвинова П.Я. Южнорусский народный орнамент. Черниговская губерния, Глуховский уезд. Узоры вышивания, тканья и рисования/Собрала и сост. Пелагея Яковлевна Литвинова. К., 1878. Вып. 1. 13 с., 20 лист., табл.
- Ткаченко В. Архiвнi джерела ВУАН з дослiдження писанкарства//Переяславський лiтопис: зб. наук. ст. Переяслав-Хм., 2015. Вип. 7. С. 100-105.
- Ткаченко В. Великодня обрядовiсть та писанкарство на Волинi в архiвнiй спадщинi Никанора Дмитрука//Науковi записки з української iсторiї: Зб. наук. статей. Переяслав-Хм., 2014. Вип. 34. С. 64-70.
- Ткаченко В. Мистецтвознавчi аспекти дослiдження писанкарства в архiвнiй спадщинi Т. Мiшкiвської//Науковi записки з української iсторiї: Зб. наук. статей. Переяслав-Хм., 2014. Вип. 35. С. 182-188.