Некоторые вопросы систематизации объектов судебно-баллистической экспертизы

Бесплатный доступ

В статье рассмотрены проблемы систематизации объектов судебной баллистики с учетом современного состояния оружейного дела в России, законодательства в области оборота оружия, теории и практики судебно-баллистической экспертизы.

Баллистическая экспертиза, оборот оружия, стрелковое оружие, судебная баллистика

Короткий адрес: https://sciup.org/142197516

IDR: 142197516

Текст научной статьи Некоторые вопросы систематизации объектов судебно-баллистической экспертизы

В настоящее время вопросы систематизации объектов судебно-баллистической экспертизы приобретают особую актуальность, прежде всего, по причине бурного развития стрелкового вооружения и специальных средств в России и ряде зарубежных стран, появления в обороте не только новых моделей ручного стрелкового оружия и патронов к нему, но и новых типов такого оружия [1].

В этой связи представляется важным как для эксперта-баллиста, так и лица, принимающего процессуальное решение о назначении судебно-баллистической экспертизы, иметь четкое представление обо всем объеме известных теории и практике объектов этой экспертизы.

Следует сказать, что в процессе развития судебно-баллистической экспертизы были высказаны различные точки зрения в отношении систематизации этой экспертизы и перечня ее объектов.

Так, В.С. Аханов выделяет 4 группы специфических судебно-баллистических объектов - различные предметы, вещества, повреждения и материально-фиксированные отражения. Содержание перечисленных автором групп выглядит следующим образом.

  • 1.    Предметы – объекты судебно-баллистического экспертного следования: огнестрельное оружие и подобные ему устройства; части и принадлежности оружия (кобуры, чехлы); тайники-хранилища (книги, поленья с вырезанными углублениями); устройства, стреляющие ампулами с отравляющими, дымовыми, красящими и другими зарядами; огнеметы; устройства, не являющиеся оружием, но имеющие с ним сходство, например, строительно-монтажные пистолеты, сигнальные устройства (стартовые пистолеты или револьверы и ракетницы), зажигалки и игрушки в виде оружия; боеприпасы, т.е. патроны и их части (гильзы, капсюли, пыжи, концентраторы, дробь, картечь, пули, фрагменты разорвавшихся пуль); специальные приборы для снаряжения ружейных гильз капсюлями; закрутки для заделки картонных корпусов гильз; слитки, полосы свинца; пресс-формы для штамповки и отливки снарядов; куски войлока, картона, бумаги и других волокнистых материалов; высечки для изготовления пыжей; полуфабрикаты, заготовки, чертежи и слепки отдельных частей оружия и боеприпасов; инструменты, в частности, пуансоны для набивания номерных знаков.

  • 2.    Объекты исследования – вещества: бездымный и дымный порох, его компоненты; масса спичечных головок; копоть выстрела на пораженных предметах, на оружии, гильзах, пулях, пыжах; копоть, снятая с кисти руки стрелявшего; частицы ржавчины и смазки на хранилищах оружия (кобурах, тайниках); частицы металла на инструментах, применявшихся для переделки патронов и оружия.

  • 3.    Объекты исследования - повреждения: пулевые и дробовые пробоины, трещины или разрывы, опаления вокруг них на пораженных предметах; деформация и фрагментация снарядов, гильз и пыжей; раздутия и разрывы стволов; поломки других частей оружия.

  • 4.    Объекты исследования - материально-фиксированные отражения: вмятины и ис-черченности на пулях и гильзах от инструментов, использовавшихся при их креплении в патроне, и от частей оружия; вмятины и исчерченности на снарядах от пресс-форм и от стенок корпусов гильз; отпечатки (штанцмарки) переднего среза оружия на пораженном предмете вокруг пулевого входного отверстия; пояски обтирания снарядов на краях входных огнестрельных отверстий; фигурные зоны отложения копоти выстрелов из пистолетов-пулеметов на пораженных предметах; налеты ржавчины, запечатлевшие на одной детали оружия признаки другой его детали; исчерченности от одних деталей оружия на других его деталях; отпечатки внешних признаков оружия на внутренних поверхностях кобуры и других хранилищ; отпечатки маркировочных обозначений донышка гильзы на патронном упоре затвора оружия [2, С. 8-10].

Анализ содержания приведенных В.С. Ахановым групп объектов судебной баллистики позволяет говорить об определенных огрехах представленной системы. Так, например, недостаточно четко определены границы между объектами-веществами и материальнофиксированными отображениями - следами действия оружия. Как представляется, вообще противоречиво по определению отнесение группы веществ к объектам судебнобаллистической экспертизы. Приведенный В.С. Ахановым список скорее следует отнести к объектам криминалистической экспертизы материалов, веществ и изделий. Соответственно задачи экспертного исследования основного металла выстрела, установление марки пороха, ружейного масла на кобуре пистолета - задачи не судебно-баллистические. Судебнобаллистическая оценка частиц пороха, копоти и других продуктов выстрела осуществляется в рамках изучения их как материально-фиксированных следов выстрела.

Имеются возражения и в отношении причисления В.С. Ахановым к объектам судебно-баллистической экспертизы тайников-хранилищ (книги, поленья с вырезанными углублениями). Спорна также логика разнесения тех или иных объектов в различные группы. Например, отнесение следов выстрела то в группу повреждений, то в группу материальнофиксированных отображений [3, С. 9-10].

А.С. Лазари и М.Н. Ростов представили свой взгляд на систематизацию объектов судебно-баллистической экспертизы, ставя во главу угла в качестве главного основания процессуальный статус объекта. В соответствии с этим объекты разделены на вещественные доказательства; объекты, не имеющие определенного процессуального статуса; модели вещественных доказательств; образцы для сравнительного исследования; иные материалы уголовного дела [4, С. 9].

Избранное основание систематизации, по нашему мнению, не отражает в нужной мере содержательной стороны объектов судебно-баллистической экспертизы, что ставит под сомнение ее научную и практическую ценность.

Иной прием в представлении объектов судебно-баллистического экспертного исследования избрал Е.Н. Тихонов. Автор ограничивается простым перечислением известных теории и практике объектов. К ним он, в частности, относит: огнестрельное оружие, его части, детали и принадлежности; патроны и их элементы; материалы, инструменты и иные средства для изготовления оружия либо патронов и их снаряжения; огнестрельные повреждения и отложения продуктов выстрела на преградах, оружии и стрелявшем; фактические данные об обстоятельствах изготовления и применения оружия и патронов, их хранения, ношения и др., содержащиеся в протоколах следственных действий, приложениях к ним и заключениях экспертов (судебных медиков и др.) [5, С. 9]. При этом он добавляет, что «сюда же относятся пиротехнические средства, патроны к ним и их элементы, пневматическое оружие и снаряды к нему и т.п.» [6, С. 9].

Несложно заметить, что Е.И. Тихонов, по сути дела, уходит от решения проблемы систематизации объектов. Вместе с тем такой подход к тактике представления объектов судебно-баллистической экспертизы в дальнейшем нашел своих сторонников и был использован в ряде современных учебников по судебной баллистике [7].

Так, например, в учебнике по судебной баллистике, подготовленном коллективом авторов Волгоградской академии МВД России (2004), к числу объектов судебнобаллистической экспертизы были отнесены:

  • 1.    Стрелковое огнестрельное оружие, его детали и механизмы.

  • 2.    Принадлежности огнестрельного оружия (предметы ухода, ношения оружия и пр.).

  • 3.    Незавершенные производством детали и механизмы оружия на различных стадиях его технологической готовности (заготовки, полуфабрикаты).

  • 4.    Стреляющие устройства (строительно-монтажные, стартовые пистолеты), использующие принцип огнестрельного оружия, а также пневматическое и ствольное газовое оружие.

  • 5.    Боеприпасы и патроны к огнестрельному оружию, стреляющим устройствам и газовому оружию, а также их отдельные компоненты, снаряды к пневматическому оружию.

  • 6.    Материалы, инструменты и устройства для производства, снаряжения патронов и их компонентов, следы изготовления на указанных объектах.

  • 7.    Материалы, инструменты и устройства для изготовления огнестрельного оружия и их следы на его деталях.

  • 8.    Следы применения оружия на снарядах, гильзах, преградах, стрелявшем и предметах окружающей обстановки.

  • 9.    Образцы для сравнительного исследования, необходимые для решения экспертных задач (в большинстве случаев их получают в процессе экспертного исследования).

  • 10.    Матеральная обстановка места происшествия.

  • 11.    Процессуальные документы уголовного дела, содержащие информацию, необходимую для решения поставленных перед экспертом вопросов (протоколы осмотра места происшествия и других следственных действий, аудио- и видеозаписи, фотоснимки, схемы, чертежи и пр.) [8, С. 65-66].

Говоря о содержании приведенного выше перечня объектов судебно-баллистической экспертизы, а также используемом приеме представления объектов судебно-баллистической экспертизы, следует признать их далеко не бесспорными. Так, в частности, озвученный список нуждается в определенной корректировке приведенных в нем видов и типов стрелкового оружия, оружия самообороны и других объектов, встречающихся в современной экспертной практике. Отчасти необходимость проведения такой корректировки есть результат, как отмечалось, создания новых типов и образцов стрелкового оружия, специальных средств и различного рода изделий производственного и хозяйственно-бытового назначения, развития отечественного законодательства в области регулирования оборота оружия. К сказанному следует добавить, что отказ от систематизации объектов вряд ли можно считать продуктивным шагом в процессе развития теории судебной баллистики.

И, наконец, систематизация объектов судебно-баллистической экспертизы должна проводиться на базе генерального основания (принципа), отражающего специфику этих объектов. Этим генеральным основанием, по нашему мнению, и является ручное стрелковое огнестрельное оружие – его типовая конструкция и заложенный в него принцип действия – использование для метания снаряда энергии пороховых газов. Все остальные известные судебной баллистике объекты производны от него [9]. Именно это основание связывает воедино самые разнообразные по природе и функциональному назначению объекты судебнобаллистической экспертизы.

Так, в частности, не вызывает возражений логика назначения следователем, судьей судебно-баллистической экспертизы, объектом которой является макет ручного стрелкового огнестрельного оружия (имеется элемент визуального сходства со стрелковым огнестрельным оружием). Использование в работе строительно-монтажных пистолетов энергии поро- ховых газов также делает логичным их отнесение к группе объектов судебно-баллистической экспертизы. Эту цепочку примеров можно продолжить и далее.

По нашему мнению, представляемая информация о многочисленных видах и разновидностях объектов судебно-баллистической экспертизы должна представляться в систематизированном виде. Это необходимо делать хотя бы из тех соображений, чтобы не впадать в соблазн бесчисленного перечисления этих объектов, что, как известно, не создает необходимых условий для успешного решения научных и практических задач. Вопрос лишь в том, какой уровень обобщения избрать для этих целей. Нам представляется, что оптимальным вариантом может быть уровень рода объекта.

С учетом сказанного объекты судебно-баллистической экспертизы могут быть подразделены на три группы.

Первая группа – предметы (изделия). Сюда следует включить следующие виды объектов:

ручное стрелковое оружие: огнестрельное, огнестрельное ограниченного поражения, газовое, пневматическое на различных стадиях технологической готовности, а также их отдельные части и детали;

специальные средства, а также изделия производственного и хозяйственно-бытового назначения, визуально сходные со стрелковым огнестрельным оружием и/ или использующие в работе его конструктивные принципы действия, а также их отдельные части и детали;

патроны (боевые, специальные, вспомогательные) ручного стрелкового оружия, специальных средств, а также изделий производственного и хозяйственнобытового назначения, визуально сходных со стрелковым огнестрельным оружием и/ или использующих в работе его конструктивные принципы действия, компоненты патронов;

принадлежности ручного стрелкового оружия, специальных средств, а также изделий производственного и хозяйственно-бытового назначения, визуально сходных со стрелковым огнестрельным оружием и/ или использующих в работе его конструктивные принципы действия, инструмента для ухода за ними, снаряжения патронов, материалы и инструменты для производства стрелкового оружия и патронов. Вторая группа – материальные следы-отображения - включает в себя:

следы действия ручного стрелкового оружия, специальных средств, а также изделий производственного и хозяйственно-бытового назначения, визуально сходных со стрелковым огнестрельным оружием и /или использующих в работе его конструктивные принципы действия (следы частей и деталей оружия на патронах, пулях, гильзах, огнестрельные повреждения со следами близкого выстрела и пр.).

Третья группа – процессуальные документы и информационные ресурсы непроцессуального характера. В ее состав входят:

процессуальные документы (протоколы осмотра места происшествия, фототаблицы к ним, заключения эксперта, показания свидетелей, потерпевших и пр.), содержащие необходимую для решения экспертных задач информацию о фактах применения стрелкового оружия при совершении преступлений, правонарушений, следах действия такого оружия и пр.;

информационные ресурсы непроцессуального характера, используемые для решения задач судебно-баллистической экспертизы (справочники, ГОСТы на оружие и патроны, натурные коллекции, электронные банки данных на стрелковое оружие, патроны и др.).

Разумеется, для решения отдельных научных и практических задач могут быть использованы и другие принципы систематизации объектов судебно-баллистической экспертизы. Предложенная же нами система объектов отражает современное состояние развития оружейного дела и законодательства в области оборота оружия в стране, адаптирована к по- явлению в ближней перспективе новых типов оружия, что должно способствовать эффективности раскрытия и расследования преступлений, совершаемых с применением стрелкового оружия.

Список литературы Некоторые вопросы систематизации объектов судебно-баллистической экспертизы

  • Аханов В.С. Криминалистическая экспертиза огнестрельного оружия и следов его применения: учебник/отв. ред. Р.С. Белкин. -Волгоград: ВСШ МВД СССР, 1979. -С. 8-10.
  • Теоретические и методические основы судебно-баллистической экспертизы: методическое пособие для экспертов. -Вып. 1 и 2. -М.: ВНИИСЭ, 1984. -С. 9.
  • Тихонов Е.И. Судебно-баллистическая экспертиза: учебное пособие. -Барнаул, 1991. -С. 9.
  • Криминалистическая экспертиза оружия и следов его применения: учебник/под ред. В.А. Ручкина, И.А. Чулкова. -Ч. 1. -Волгоград: ВА МВД России, 2004. -С. 65-66.
  • Стальмахов А.В., Сумарока А.М. Судебная баллистика: учебник/под общ. ред А.Г.Егорова. -Саратов: СЮИ МВД России, 1998. -С. 7-8.
  • Криминалистическая экспертиза оружия и следов его применения: учебник/под ред. В.А. Ручкина, И.А. Чулкова. -Ч. 1. -С. 65-66.
Статья научная