Некоторые вопросы уголовной ответственности за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности
Автор: Зорин Алексей Вячеславович
Журнал: Вестник Академии права и управления @vestnik-apu
Рубрика: Теория и практика юридической науки
Статья в выпуске: 3-1 (69), 2022 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена проблемам дальнейшего совершенствования уголовно-правового противодействия преступным посягательствам на половую свободу и половую неприкосновенность личности. Указанная категория преступлений требует выработки научно обоснованных рекомендаций по противодействию им, адресованных как законодателю с целью устранения недостатков нормативной регламентации ответственности за данные преступления, так и правоприменителю с целью правильного и единообразного применения уголовного закона. В работе проведен криминологический анализ опыта противодействия преступлениям отмеченной категории, а также разработаны предложения по совершенствованию правового регулирования ответственности за преступления против половой свободы и половой неприкосновенности личности.
Преступления против половой неприкосновенности, преступления против половой свободы, половые преступления, сексуальное насилие
Короткий адрес: https://sciup.org/14126297
IDR: 14126297 | DOI: 10.47629/2074-9201_2022_3.1_23_27
Текст научной статьи Некоторые вопросы уголовной ответственности за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности
Всоответствии со ст. 21 Конституции РФ человеку гарантируется охрана достоинства личности и одновременно запрещаются пытки, насилие, жесткое обращение или наказание. Ст. 22 Конституции РФ провозглашает, что каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Среди основных прав и свобод человека и гражданина особо оговорена и половая свобода, а правовая защита половой неприкосновенности традиционно выступает мерилом цивилизационной зрелости общества, его реальной возможности создавать и обеспечивать все необходи- мые условия для всестороннего и гармоничного развития подрастающего поколения. Совершенствование уголовно-правового противодействия преступным посягательствам на половую свободу и половую неприкосновенность личности является злободневной проблемой и требует выработки научно обоснованных рекомендаций, адресованных как законодателю с целью устранения недостатков нормативной регламентации ответственности за указанные преступления, так и правоприменителю с целью правильного и единообразного применения уголовного закона.
Установленная методом уголовно-правового запрета во всех государствах мира система преступлений против половой свободы и неприкосновенности, имея различный характер на разных этапах эволюции обществ и государств, предопределяется целым рядом групп факторов. Среди них можно выделить группы факторов в зависимости от установившихся в отдельных сообществах укладов межполовых отношений, действующих норм традиций и провозглашенных приоритетов правовой защиты, в свою очередь обусловленных цивилизационными и религиозными особенностями тех или иных стран.
Глобальные векторы развития уголовного законодательства об ответственности за подобные преступления выражаются в нескольких основных тенденциях. Первой выступает его последовательная либерализация (например, путем декриминализации прелюбодеяния, обольщения, добровольного мужеложства) и устранение гендерного неравенства, а второй тенденцией является усиление уголовно-правовой защиты малолетних от разнообразных проявлений сексуального насилия и сексуальной эксплуатации.
Структура преступлений, которые покушаются на половую свободу и половую неприкосновенность личности, составляют:
-
1) действия насильственного вида сексуальной направленности по ст. 132 УК РФ;
-
2) изнасилование на основании ст. 131 УК РФ;
-
3) развратные действия – ст. 135 УК РФ;
-
4) непосредственное сношение и другие противоправные деяния с потерпевшим младше 16 лет – ст. 134 УК РФ;
-
5) принуждение к действиям, относящимся к сексуальному типу преступлений – ст. 133 УК РФ.
Приведенный в разделе VII Особенной части УК РФ перечень уголовно-правовых запретов в целом можно признать оптимальным, что нельзя сказать об их содержании. Совершенствование уголовно-правового противодействия преступным посягательствам на половую свободу и половую неприкосновенность личности является злободневной проблемой и требует выработки научно обоснованных рекомендаций, адресованных как законодателю с целью устранения недостатков нормативной регламентации ответственности за указанные преступления, так и правоприменителю с целью правильного и единообразного применения уголовного закона.
Система преступлений, которые были зарегистрированы, отводит центральное место преступлениям с сексуальной составляющей, связанным с посягательством на половую свободу граждан, принятые общественные устои и др. Общее количество подобных преступлений против граждан в системе противоправных деяний за 2021 год не превышает 8 %. По отношению к общему количеству преступле- ний подобные противоправные деяния составляют не более 4 %.
Однако и существующее количество данных преступлений представляется достаточно весомым. Существенное количество таких преступных деяний направлено против лиц, не достигших 18 лет. К примеру, по данным за 2016 года подобные преступления составили 12,3 тыс. За период 2017 года было реализовано 12,5 тыс. За 2020 год показатель составил 15,8 тыс. Также в качестве потерпевших от преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы за первое полугодие 2021 года были признаны 6 570 детей, что на 12 % больше чем в 2020 году. Налицо явная тенденция к росту количественных показателей данного вида преступности, общее число подобного вида преступлений, которые были зарегистрированы в установленном законом порядке по отношению к гражданам, не достигшим 18 лет, увеличилось на 40 % начиная с 2013 года [1, с. 47]. Увеличение количества преступлений, связанных с сексуальным насилием в России и спецификой отрицательных результатов подобных деяний должно привести к внесению изменений в содержание гл. 18 УК РФ по вопросу усиления мер ответственности к виновным. В настоящее время в средствах массовой информации, а также в Государственной Думе РФ продолжаются дискуссии по отношению к ответственности педофилов.
Согласно авторскому анализу данных уголовной статистики, система преступлений полового характера имеет следующее соотношение преступных действий:
-
1) насильственные действия, имеющие сексуальную направленность – 40,2 %;
-
2) различные действия сексуальной направленности с лицами младше 16 лет - 28,2 %;
-
3) изнасилование составляет 21,3 %.
Приведенные данные также демонстрируют тенденцию к росту указанных видов преступлений каждый год. Так, 2020 год отмечен увеличением числа преступлений, связанных с изнасилованием, также существует незначительная тенденция к уменьшению количества простых составов преступных деяний изучаемой группы [5]. При этом количество преступлений, прошедших процесс регистрации только частично демонстрирует фактическую ситуацию в указанной области, в связи с высоким уровнем латентности данных преступлений по следующим причинам:
-
1) особенности основания возбуждения подобных уголовных дел;
-
2) воздействие на жертву со стороны насильника в форме психического влияния;
-
3) страх несовершеннолетнего известить о произошедших насильственных действиях, особенно если виновным выступает кто-либо из родственников или знакомых ребенка;
-
4) отсутствие полного понимания совершенных действий, в связи с незначительным возрастом потерпевшего.
Число преступлений, прошедших процедуру регистрации, превышает число виновных лиц, которые были осуждены за их исполнение. К примеру, за период 2018 году в правоохранительные органы поступило 3 374 заявлений об изнасиловании. В то же время число виновных лиц, по отношению к которым были приняты обвинительные приговоры, составило лишь 2049 человек. В 2020 году было совершено 3 535 подобных преступлений, понесло наказание 1 668 преступников. Среди действий насильственного характера сексуальной направленности разница в количестве зарегистрированных преступлений и осужденных лиц более существенна. Так, в 2019 году было зарегистрировано 6 914 преступных действий в результате осуждено только 2 047 человек. Согласно официальным данным за период с января по сентябрь 2022 года было зарегистрировано 2 582 изнасилования и покушения на изнасилование, что на 7,9 % меньше, чем за аналогичный период 2021 года [6].
Следует остановиться и на личности виновного лица, а также исследовать различные признаки, в соответствии с которыми совершаются подобные преступные деяния, взяв за основу статистические данные о числе лиц, отбывающих наказание за преступления, предусмотренные главой 18 УК РФ. Итоги исследования судебной практики за 2021 год свидетельствуют, что указанный вид преступных деяний, направленных против половой неприкосновенности, а также свободы личности в половой сфере, реализуются, как правило, мужчинами. К примеру, из 2 626 преступников женщины составили только 43 виновных лица. Также имеет существенное значение возраст преступника. Отмечается максимальная активность среди лиц в возрасте от 18 до 24 лет (37 % преступников), а также лиц в возрасте от 30 до 49 лет (35 % преступников). Также отмечается активность в период с 25 до 29 лет (15 % преступников). На сегодняшний день существует тенденция снижения возраста преступников, совершающих рассматриваемые преступления. Изучаемые насильственные преступления совершаются гражданами младше 15 лет, привлекаемыми к ответственности по ст. 132, ч. 3-5 ст. 131 УК РФ.
В литературе подчеркивается качественное (по совокупности разнообразных характеристик виновного лица) отличие преступника от рядовых граждан [4, с. 394]. Основные причины подобных преступлений взаимосвязаны с негативным восприятием преступником своей личности, ощущение собственной неполноценности как гражданина. Как правило, для преступников характерно проявление эгоцентризма и концентрация на личных желаниях и эмоциях, проявление доминантного поведения, отсутствие способности к общепринятым отношениям между полами и различные виды сексуальных расстройств и тому подобные проявления.
Среди основных причин совершения подобных преступлений следует отметить:
-
1. Неполноценное воспитание нравственного и полового поведения. Так, родители играют существенную роль при формировании нравственных и моральных принципов поведения ребенка в обществе. Отсутствие надзора со стороны родителей в подростковый период, наличие негативного влияния со стороны более старших друзей, имеет негативное воздействие на формирование личности [2, с. 26]. Кроме этого, образовательные учреждения также принимают участие в формировании необходимого культурного уровня, в том числе нравственного поведения гражданина. Способом формирования подростков является воздействие со стороны средств массовой информации, в которых зачастую содержится значительное количество примеров недостойного сексуального поведения между партнерами [3, с. 50].
-
2. Наличие отклонений в сексуальной сфере. Многочисленные отклонения в гормональном фоне, а также наследственные характеристики, которые имеют отклонение от традиционного восприятия сексуальности в обществе, различные психические отклонения являются причинами совершения преступлений в данной сфере.
-
3. Высокий уровень употребления алкоголя среди граждан. По статистическим данным, 1/3 изучаемого вида преступлений совершается при избыточном употреблении алкогольных напитков. Наличие алкогольного опьянения относится к отягчающему обстоятельству при расследовании любого вида преступлений. Преступник не анализирует результат своих действий, находясь в состоянии опьянения. Однако, его действия порой могут привести к смертельному результату.
-
4. Действия, направленные на самоутверждение личности преступника, выражающиеся в виде: демонстрации себя в качестве сильной личности среди своих знакомых, участвующих в подобном преступлении; попытки повышения своего авторитета; проявления доминантного поведения по отношению к женщине, являющейся жертвой.
-
5. Виктимный характер поведения потерпевшего: формирование благоприятных условий, в связи с поведением потерпевшего для совершения сексуального преступления. К примеру, передвижение по безлюдной, плохо освещенной улице, в позднее время суток, контакты с малознакомыми личностями [8, с. 204].
-
6. Низкий уровень контроля за миграцией населения. Каждый год на территорию страны прибывает существенное число граждан из так называемо-
- го «ближнего» зарубежья. Традиции и обычаи других государств имеют сдерживающий характер, что провоцирует иное поведение в государстве пребывания данных лиц.
-
7. Отрицательное воздействие на разрушение нравственных и моральных принципов гражданского общества с помощью распространения проституции и порнографического бизнеса отрицательно влияет на формирование личности подростков.
Таким образом, преступления против половой свободы и половой неприкосновенности представляют собой общественно опасные деяния, характеризующиеся сексуальным характером, посягающие на нормальное и полноценное развитие личности. Основными детерминантами преступлений против половой свободы являются недостатки нравственного воспитания личности, сексуальные отклонения, проблемы с алкоголем, самоутверждение виновного, виктимное поведение жертвы, неконтролируемая миграция и распространение порнографии и проституции. Детальный криминологический анализ данного вида преступлений, а также имеющихся условий и оснований формирования личности преступника и его дальнейшего поведения способствует созданию результативных способов предупреждения преступлений в сексуальной сфере.
На сегодняшний день ученые подчеркивают, что трудности, связанные с верной правовой оценкой реализованных преступлений в половой сфере взаимосвязаны с пробелами в законодательных требованиях к квалификации подобных преступлений, а также отсутствием единых принципов квалификации преступных подобных действий, что не способствует реализации целей наказания виновных в данных преступлениях лиц [7, с. 89].
Существуют трудности, связанные с отсутствием четкости при квалификации других преступных деяний сексуального характера, которые были реализованы на стадии оконченного преступления. К указанному типу действий относятся деяния сексуальной направленности, помимо непосредственного полового акта с жертвой [9, с. 40]. Также отсутствует общий подход для квалификации действий, связанных с покушением на изучаемый вид преступления. Если преступник не осуществил задуманное в полной мере, возможна квалификация его действий на основании ч. 3 ст. 30 УК РФ либо по ст. 132 УК РФ (как оконченное преступление). Трудности понимания содержания других действий сексуального характера должны преодолеваться на основании судебной практики до момента внесения изменения в правовые нормы.
Представляется, что на основе постановления Пленума Верховного Суда РФ важно уточнить, что под другими действиями сексуальной направленности понимаются формы, связанные с непосредственным контактом с жертвой, которые направлены на удовлетворение физических потребностей, кроме непосредственного полового сношения и др. форм сексуальных действий. Также при квалификации действий развратного характера возможно указать следующую редакцию:
«Развратными действиями являются иные действия сексуального характера, не охватываемые диспозициями ст. 134 УК РФ, и собственно развратные действия, совершаемые без непосредственного физического контакта с целью удовлетворения половой потребности или вызывания у потерпевшего интереса к действиям сексуального характера. К деяниям, предусмотренным примечанием к ст. 131 УК РФ, надлежит относить только иные действия сексуального характера.
В соответствии со ст. 135 УК РФ предусмотрена ответственность за развратные действия, совершенные без применения насилия. При этом совершение бесконтактных развратных действий (собственно развратные действия) с угрозой применения насилия или с использованием беспомощного состояния следует квалифицировать по ст. 135 УК РФ».
По проблемам квалификации продолжаемых преступлений Пленум Верховного Суда РФ может уточнить, что действия, неоднократно совершаемые с сексуальной составляющей, которая относится к объективной стороне указанного преступления, необходимо рассматривать как общее продолжаемое преступление в случае, когда реализация объединяется общим умыслом виновного лица.
Подтверждением наличия умысла могут являться действия виновного лица, при которых продолжается нарушение половой свободы либо неприкосновенности в половой сфере определенной жертвы. Действия по непрерывному нарушению свободы в половой сфере, к примеру, могут иметь форму реализации насилия в применении ранее реализованного насилия при наличии угроз различного вида либо беспомощного состояния жертвы, которые формируют возможность преступника продолжить реализацию своих преступных деяний. В качестве подтверждения непрерывного несоблюдения неприкосновенности в половой сфере является факт совместного проживания с потерпевшим, не достигшим 18 лет и другие действия, которые подтверждают продолжительность общей половой жизни с преступником.
Также целесообразно в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ указать примеры верного применения положении ч. 5 ст. 131, ч. 5 ст. 132 УК РФ, в том числе ч. 6 ст. 134, ч. 5 ст. 135 УК РФ с уточнением соответствующего типа учреждения для отбывания наказания.
С нашей точки зрения, приведенные изменения помогут сохранить баланс разграничения ответственности и будут способствовать реализации прин- ципов УК РФ. Указанная система ответственности става других действий сексуальной направленности, позволит исключить вопросы неопределенности со- которые характерны для уголовного права России.
Список литературы Некоторые вопросы уголовной ответственности за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности
- Гончарова М.В., Бабаев М.М., Шиян В.И. и др. Комплексный анализ состояния преступности в Российской Федерации по итогам 2019 года и тенденции ее развития. М.: ФГКУ "ВНИИ МВД России", 2020. - С. 47.
- Калашник Р.К. Причины насильственной половой преступности // Конституционно-правовое развитие Российской Федерации: проблемы и перспективы. - 2019. С. 26.
- Король Д.П. Несовершеннолетнее лицо как субъект преступлений в сети Интернет // Киберпреступность: риски и угрозы. материалы всероссийского студенческого круглого научно-практического стола с международным участием. - СПб: Астерион, 2021. С. 46-51.
- Краснова К.А. О криминологическом учении о личности преступника в исследованиях профессора Н.С. Лейкиной // Наследие юридической науки и современность. Материалы заседаний V Международной школыпрактикума молодых ученых-юристов. Ответственный редактор: В.И. Лафитский. - М., 2011. С. 394-396.
- Портал правовой статистики [Электронный ресурс]. - URL: https://crimestat.ru/(дата обращения 10.09.2022).
- Сводные статистические сведения о состоянии судимости в России [Электронный ресурс]. - URL: https://www.cdep.ru/(дата обращения 10.09.2022).
- Скрипова И.И. Преступления против половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетних с несколькими потерпевшими // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2019. - № 4 (51). С. 89.
- Томашек В.Ю., Дуничева А.О. Генезис виктимного поведения при совершении половых преступлений против женщин // Молодые ученые России. - 2020. С. 204.
- Хромов Е.В. Границы иных действий сексуального характера // Законность. - 2021. - № 1 (1035). С. 40.