Некоторые вопросы валютно-финансового регулирования экономики
Автор: Султанова М.К., Аллахвердиева Л.М.
Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium
Рубрика: Основной раздел
Статья в выпуске: 7 (26), 2016 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена вопросам валютно-финансового регулирования российской экономики. С овременная экономическая ситуация рассматривается как, результат сложного взаимодействия различных политических, экономических и внешнеторговых факторов. В работе выделены причины и условия развития валютно-финансовых отношений в условиях открытой экономики, их негативное влияние на темпы и масштабы развития экономики. Сделан вывод о том, что возникновение и углубление большинства финансово-экономических проблем во многом имеет неэкономический характер.
Валютно-финансовое регулирование, денежно-кредитные условия, глобализация, финансовая дезинтеграция, дерривативы, стерилизация, счет текущих операций
Короткий адрес: https://sciup.org/140121075
IDR: 140121075
Текст научной статьи Некоторые вопросы валютно-финансового регулирования экономики
В очередной раз неэффективность экспортно-сырьевой модели экономики России подтвердил последний мировой экономический кризис. В значительной степени ухудшение экономической обстановки в стране обусловлено структурными диспропорциями, вызванными зависимостью экономики от мировых цен на энергоносители. При этом, в условиях западных санкций все более обостряется необходимость поиска новых методов и подходов к решению проблем структурной перестройки экономики.
Считаем, что для России сохранение стабильности экономики в свете глобализационных процессов требует существенных структурных преобразований. В частности вполне вписывается в рамки сегодняшних реалий рыночных отношений постепенный отказ от экспортно-сырьевой модели развития экономики, создание институциональных предпосылок для обеспечения финансовой стабильности на основе собственной ресурсной базы, интернационализация национальной валюты и введение системы государственного регулирования движения финансовых потоков и капитала.
Обеспеченность страны природными богатствами предполагает высокую ресурсообеспеченность, и на этой основе возможность создания конкурентоспособной, самодостаточной модели экономического роста. В таких передовых странах, как Норвегия, Канада, Австралия среднее потребление топлива составляет более 10 т. в нефтяном эквиваленте на душу населения, в частности в США и Канаде – около 8 т., что в основном обеспечивается за счет импорта. Россия по этому показателю вместе с Венесуэлой, Казахстаном, Габоном и Данией попадает в группу нефтеэкспортеров, где собственная добыча топлива находится в пределах 510 т. В следующую группу входят Иран, Ирак, Азербайджан, и Мексика.
Россия, бесспорно, обладает возможностью создания независимой от остального мира экономики, или как минимум достижения высоких показателей социально-экономического развития. По сравнению со странами-лидерами по ресурсному параметру она имеет заметно лучшие позиции и отличается крупными объемами и многообразием природных ресурсов. По оценкам ООН, доле России приходится 30% разведанных запасов природного газа, нефти – 10%, угля – 12%. Стоимость разведанных полезных ископаемых составляет 30 трлн. долл., или 200 тыс. долл. на душу населения, а прогнозный потенциал – 150 трлн. долл.
Следует отметить, что в 2000-е годы Россия получила редкий шанс, оздоровить свою экономику и догнать передовые страны Запада за счет небывало высоких цен на нефть (свыше 110 долл. за баррель).
Но этот исторический шанс был упущен, в силу того, что по рекомендациям МВФ, страна стремилась интегрироваться в западную финансовую систему и вступить в ВТО. Вместе с тем, многие ученые и деловые люди выступали за использование нефтегазовых доходов для модернизации экономики, строительства нефтеперерабатывающих заводов и совершенствования человеческого потенциала. Под предлогом того, что внутренняя цена на нефть привязана к мировой, в России раскручивалась инфляция, и заоблачные цены больно ударили по внутренним потребителям нефтепродуктов. Вслед за этим выросли и тарифы естественных монополий, обвалив сельское хозяйство и промышленное производство.
В целом за непродолжительный период (с 2000 г. по 2008 г.), по оценкам Минфина РФ страна, заработала дополнительно 475 млрд. долл., из которых 74% поступили в бюджетную систему на текущие расходы и 36% - в Стабилизационный фонд. Нефтедолларовые доходы использовались в основном для покупки высокорискованных ценных бумаг иностранных компаний. В 2007 г. Министерство финансов РФ утвердило список иностранных агентств, куда могут быть инвестированы средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Помимо прочих в этот список вошли американские компании («Freddie Mae», «Fannie Mae», «Federal Home Loan Banks»), через которые предоставлялись государственные гарантии по ипотечным кредитам. Они контролировали почти 40% рынка жилищного строительства, и в результате кризиса 2008 г., более 100 млрд. долл. вложенные Центральным Банком РФ в ипотечные ценные бумаги, обесценились более, чем на 20%. При этом потеряв миллионы долларов, Россия, с начала 2009 г. более чем в 3,5 раза увеличила вложения в казначейские облигации США (US Treasuries), доходность которых практически равна нулю 1.
Несмотря на сложные отношения, и сегодня Россия делает ставку на US Treasuries, доведя их объем до 72 млрд. долл. в 2015 г., и наряду с Китаем (23%), Японией (22%), стран ОПЕК (5%), Бразилии (4,9%) Россия вошла в первую пятерку крупнейших кредиторов США.
Очевидно, что замораживая нефтяные доходы Россия, упустила уникальную возможность создания базы для ускоренного развития. Борьба монетарных властей с инфляцией в течение последних двух десятилетий путем сбережения нефтяных доходов в иностранных активах, наряду с жесткой монетарной политикой, под предлогом сдерживания инфляции становится основной причиной экономических неудач 2.
На наш взгляд, ограничение денежной массы в целях снижения инфляции типично для экономики, функционирующей в нормальных условиях и достигшей определенного уровня использования всех своих возможностей 3 [2, 158].
Однако ресурсные и интеллектуальные возможности России полностью не вовлечены в хозяйственный оборот, капиталистическая экономика все еще не запущена в полную мощность и значительный потенциал экономики остается невостребованным. Основная причина - отсутствие четкой
-
1 Султанова М.К., Аллахвердиева Л.М., Султанов П. Ш. Особенности выбора целей инфляционного
таргетирования //Экономика и предпринимательство. - 2015. №10-1 (63-1). – С.171-174.
-
2 Султанова М.К., Аллахвердиева Л.М., Султанов П. Ш. Особенности выбора целей инфляционного
таргетирования //Экономика и предпринимательство. - 2015. №10-1 (63-1). – С.171-174.
-
3 Султанова М.К. О методах и инструментах монетарной политики государства при дестабилизирующем влиянии глобальной среды. Экономика России: ресурсный потенциал / Коллективная монография. Под ред. В.Д. Байрамова, И.Л. Литвиненко. Москва, 2015. – С. 142-160.
правительственной промышленной программы и жесткие условия кредитования субъектов бизнеса.
Ограничение денежной массы, высокая процентная ставка, повышенные требования к качеству заемщиков и обеспечению, наряду с сохранением высокой долговой нагрузки предприятий определяют неденежный характер инфляции. Основной вклад в высокую инфляцию вносят структурные факторы, связанные с затратным механизмом хозяйствования и неконкурентным ценообразованием 1.
Сильное влияние малейших колебаний нефтяных цен на темпы роста экономики России является ненормальным явлением. Тем не менее, в последнее время активно обсуждаются причины беспрецедентного обвала цен на нефть, как стратегического ресурса станы. Среди основных причин, рассматривается соотношение спроса и предложения в результате изменения конъюктуры рынка. В качестве причин падения цен на нефть называют затухание экономической активности в большинстве стран мира, одностороннее (без согласования в рамках ОПЕК) увеличение добычи нефти Саудовской Аравией, снятие санкций с Ирана, энергетические кредиты, распродажа стратегических запасов нефти, ожидание финансовых рынков повышения процентной ставки ФРС и т.п.
Действительно эти факты имели место, но они способны изменить соотношение спроса и предложения всего в несколько процентных пунктов в течение непродолжительного времени. Если отсчитывать от максимума нефтяных цен, достигнутого в 2008 г., то падение к началу 2016 г. измеряется в разах (от 130 долл. до 30 долл. за баррель), такие раскачки цен возможны только в случае сговора между всеми нефтедобывающими странами, что маловероятно. Ввиду этих обстоятельств, можно утверждать, что нефтяной рынок становится объектом ценовых манипуляций преимущественно неэкономическими методами.
Все чаще экспертами высказываются мнения о том, что манипулятором нефтяного рынка является глобальный банковский картель. Здесь важную роль играет элемент субъективности. Это стало возможным благодаря росту финансовых инноваций. С расширением производных финансовых дерривативов и увеличиваются сделки с «бумажными ресурсами», которые не заканчиваются реальными поставками сырьевых ресурсов. Обороты такого рынка в десятки раз превышают обороты физических товаров и ресурсов. При этом часто цены и курс доллара движутся в противоположном направлении, так как контракты заключаются исключительно в долларах. В результате такой азартной игры сильно страдает реальный сектор экономики.
Очевидно, что крупнейшие манипуляторы действуют не с помощью энергетических кредитов, а посредством дерривативов. Как известно, реакция рынка на энергетические кредиты происходит с определенным временным
-
1 Султанова М.К., Аллахвердиева Л.М., Султанов П. Ш. Особенности выбора целей инфляционного таргетирования //Экономика и предпринимательство. - 2015. №10-1 (63-1). – С.171-174.
лагом, и в этом случае цены были бы более предсказуемыми. Цены же фьючерсных контрактов на ресурсы и прочих производных инструментов, привязанных к нему, зависят от ожиданий игроков, которые формируются экспертными сообществами и рейтинговыми агентствами, а также средствами массовой информации, которые находятся под контролем глобальных банковских картелей и ТНК. Например, в 2013 г. банк Morgan Stanly выдвинул концепцию «хрупкой пятерки» развивающихся стран (Индия, Турция, Бразилия, Индонезия и ЮАР), в соответствие с которой высокая инфляции в сочетании с дефицитом платежного баланса является свидетельством подорожания экспорта, поэтому валюты этих стран должны еще больше падать. Действительно, уже через год курсы валют этих стран упал примерно на 5%.
Эти процессы не могут не сказаться и на российской экономике. Кроме того, выход российских промышленных компаний на мировые биржи совпал с процессами активного сливания мирового финансового и промышленного капитала, поэтому здесь формировалась рыночная экономика под преимущественным управлением внешней конъюнктуры 1.
В режиме свободного плавания, курс национальной валюты зависит в основном от платежного баланса. Падение курсов из-за падения сырьевых цен имеет место практически во всех странах-экспортерах нефти. Однако Россия, единственная страна, где значительное снижение курса происходит при положительном платежном балансе.
Динамика счета текущих операций России, млн. долларов США
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
|
Счет текущих операций |
5038 4 |
67452 |
97274 |
7128 2 |
3480 1 |
58432 |
6585 2 |
Товары и услуги |
9563 0 |
12087 5 |
16339 8 |
1450 76 |
1236 79 |
13445 9 |
- |
Первичные доходы |
- 3973 9 |
47105 |
60399 |
- 6766 1 |
- 7960 4 |
67850 |
- |
Вторичные доходы |
-5507 |
-6318 |
-5725 |
-6133 |
-9274 |
-8178 |
- |
Источник: Банк России
На фоне растущего профицита текущего счета, в течение рассматриваемого периода, наблюдается существенное уменьшение отрицательного вклада баланса услуг и инвестиционных доходов, в том числе, за счет сокращения платежей по внешнему долгу. Причем эта тенденция сохранилась и в 2015 г. Так, в IV квартале профицит текущих операций вырос до 13 млрд. долл., или на 73,3% против 7,5 млрд. долл. в III квартале. Сальдо финансового счета с 130,2 млрд. долл. в 2014 г. сократилось более, чем в два
-
1 Татаркин А.И., Татаркин Д.А. Причины мирового финансового кризиса и возможные сценарии развития России в условиях глобализации// Известия уральского государственного экономического университета. -2009. № 1 (23). – С. 124-138.
раза и составил 61,1 млрд. долл. в 2015 г.
На основе анализа мирохозяйственных процессов и теоретических подходов к исследованию, можно сделать вывод о том, что возникновение и углубление проблем в валютно-финансовой сфере имеют не только экономический характер, и привносятся они целенаправленными и случайными действиями определенных внешних сил. При этом немаловажную роль играет формирование новых мировых тенденций, связанных с НТП, деятельностью институциональных агентов на высокотехнологичных рынках.
Список литературы Некоторые вопросы валютно-финансового регулирования экономики
- Султанова М.К., Аллахвердиева Л.М., Султанов П. Ш. Особенности выбора целей инфляционного таргетирования//Экономика и предпринимательство. -2015. №10-1 (63-1). -С.171-174.
- Султанова М.К. О методах и инструментах монетарной политики государства при дестабилизирующем влиянии глобальной среды. Экономика России: ресурсный потенциал/Коллективная монография. Под ред. В.Д. Байрамова, И.Л. Литвиненко. Москва, 2015. -С. 142-160.
- Татаркин А.И., Татаркин Д.А. Причины мирового финансового кризиса и возможные сценарии развития России в условиях глобализации//Известия уральского государственного экономического университета. -2009. № 1 (23). -С. 124-138.
- Daron Acemoglu, James Robinson «Why Nations Fail: The Origins of Power, Prosperity, and Poverty», Crown Business, New York, 2012. 544 с.