Некоторые замечания о происхождении одного из образов раннесредневекового искусства

Автор: Ахмедов Илья Рафаэлевич

Журнал: Нижневолжский археологический вестник @nav-jvolsu

Рубрика: Статьи

Статья в выпуске: 2 т.18, 2019 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена происхождению образа «дракона» со змеевидным телом, известного по раннесредневековым древностям восточноевропейских кочевников. Изображения этого существа на различных предметах, найденных в памятниках Поволжья и Приуралья, давно обсуждаются исследователями. Наиболее актуальная версия, выдвинутая Н.А. Лифановым, устанавливает общее соответствие этого образа античному «Kyфпт», который, по его мнению, был заимствован в результате знакомства степняков с образцами позднеантичного / ранневизантийского искусства. В публикуемой работе приводится круг источников, позволяющих предложить другую версию генезиса указанного образа. Выделяются изображения фантастических существ, связанных с раннебуддийским искусством и известных в ряде памятников Восточного Туркестана. Они демонстрируют прямые морфологические и стилистические соответствия с восточноевропейскими изображениями. Близки им также изображения из монументальной живописи и пластики Согда. Изображения из Восточного Туркестана воспроизводят прототипы, которые хорошо известны в буддийском искусстве Гандхары. В основе гандхарских изображений лежат образы «KЮфеб» и других «seamonsters», широко распространенных в искусстве эллинистической Бактрии и являющихся частью его средиземноморской составляющей. «KЮфеб», спутники морских божеств в античной мифологии, органично включаются в декор головных уборов скульптурных изображений Будды, известны в сценах поклонения Будде или его реликвиям, часто встречаются на архитектурных деталях ступ. Есть предположения, что «KЮфеб» в греко-индийской традиции эволюционировали из «порождения моря» в «Творение моря, воздуха и земли», становясь медиаторами между мирами, которые могли наделяться и «сотериологическими» функциями. Видимо, эти свойства были понятны тюркам, принимавшим непосредственное участие во всех событиях, происходивших в Средней Азии и Восточном Туркестане, а сами образы могли быть переосмыслены и включены в состав их изобразительной системы.

Еще

Раннесредневековое искусство, зооморфные образы, культурные контакты, кочевники поволжья и приуралья, средняя азия, восточный туркестан

Короткий адрес: https://sciup.org/149130864

IDR: 149130864   |   DOI: 10.15688/nav.jvolsu.2019.2.2

Список литературы Некоторые замечания о происхождении одного из образов раннесредневекового искусства

  • Альбаум Л. И., 1975. Живопись Афрасиаба. Ташкент: Фан. 160 с.
  • Ахмедов И. Р., 2019. "Тюркский" след в Поочье? Меч с кольцевым навершием из Шокшинского могильника // Stratum plus. № 5. С. 133-165.
  • Багаутдинов Р. С., Богачев А. В., Зубов С. Э., 1998. Праболгары на Средней Волге. У истоков истории татар Волго-Камья. Самара: СамВен. 286 с.
  • Беленицкий А. М., 1959. Новые памятники искусства древнего Пянджикента. Опыт иконографического истолкования // Беленицкий А. М., Пиотровский Б. Б. Скульптура и живопись древнего Пянджикента. М.: АН СССР. С. 11-86.
  • Беленицкий А. М., 1973. Монументальное искусство Пенджикента. М.: Искусство. 68 с.
  • Боталов С. Г., 2012. Новые аспекты и перспективы в исследовании проблемы "Magna Hungaria" // Вестник Челябинского государственного университета. № 11 (265). Вып. 50. С. 128-146.
  • Восточный Туркестан..., 1992. Восточный Туркестан в древности и раннем средневековье: Этнос, языки, религии. М.: Восточная литература. 687 с.
  • Гаврилова А. А., 1965. Могильник Кудыргэ как источник по истории алтайских племен. М.; Л.: Наука. 144 с.
  • Голдина Р. Д., 2016. К юбилею Фаяза Шариповича Хузина // Средневековая археология Волго-Уралья: сб. науч. тр. к 65-летнему юбилею д.и.н., проф., член-корр. АН РТ Ф.Ш. Хузина. Казань: Ин-т археологии им. А.Х. Халикова АН РТ. С. 9-20.
  • Голдина Р. Д., Пастушенко И. Ю., Черных Е. М., 2011. Бартымский комплекс памятников эпохи средневековья в Сылвенском поречье. Материалы и исследования Камско-Вятской археологической экспедиции. Т. 13. Ижевск; Пермь: УдГУ. 340 с.
  • Горбунов А. П., Горбунова И. А., 2017. По следам китайского средневекового монаха-путешественника Сюань-Цзана // Вопросы истории естествознания и техники. Т. 38, № 2. С. 268-279.
  • Даркевич В. П., 1976. Художественный металл Востока VIII-XIII вв. Произведения восточной торевтики на территории европейской части СССР и Зауралья. М.: Наука. 199 с.
  • Досымбаева А. М., 2016. Особенности методов комплексного сравнительного и сопоставительного анализа археологического артефакта // Археология, этнология и музеология в системе современного высшего образования: материалы Междунар. науч.-метод. конф. "VIII Оразбаевские чтения", приуроченной к 25-летию независимости Республики Казахстан, 1-2 апреля 2016 г. Алматы: университетi. С. 418-422.
  • Живопись древнего Пянджикента, 1954. М.: Изд-во АН СССР. 206 с.
  • Комар А. В., 2001. К вопросу о дате и этнокультурной принадлежности шиловских курганов // Степи Европы в эпоху средневековья. Т. 2. Донецк: Изд-во ДонНУ. С. 11-44.
  • Комар А., 2018. История и археология мадьяр в эпоху миграций. Budapest: Martin Opitz Kiadу, MTA BTK MХT. 424 c.
  • Лифанов Н. А., 2017. О происхождении образа драконов на пластине из Шиловского могильника // Поволжская археология. № 2 (20). С. 91-107.
  • DOI: 10.24852/pa2017.2.20.91.107
  • Мажитов Н. А., 1981. Курганы Южного Урала VIII-XII вв. М.: Наука. 163 с.
  • Маршак Б. И., 1971. Согдийское серебро: Очерки по восточной торевтике. М.: Наука. 191 с.
  • Распопова В. И., 1980. Металлические изделия раннесредневекового Согда. Л.: Наука. 138 с.
  • Распопова В. И., 1999. Металлические изделия из Пенджикента (находки 1971-1998 гг.). СПб.: Формика. 104 с.
  • Смирнов А. П., 1947. Новый сасанидский золотой сосуд из Молотовской области // Краткие сообщения Института истории материальной культуры. Вып. 14. С. 40-48.
  • Смирнов Я. И., 1909. Атлас древней серебряной, золотой посуды восточного происхождения, найденной преимущественно в пределах Российской империи. Издание Имп. Археологической Комиссии ко дню 50-летия ее деятельности. СПб. 18 с., 130 табл.
  • Соловьев А. И., 1987. Военное дело коренного населения Западной Сибири. Эпоха средневековья. Новосибирск: Наука. 194 с.
  • Сташенков Д. А., 2001. Половозрастная стратификация новинковского населения (по материалам украшений костюма) // Культуры Евразийских степей второй половины I тысячелетия н.э. (из истории костюма). Т. 2. Самара: Самарский историко-краеведческий музей. С. 141-165.
  • Сташенков Д. А., 2010. Еще раз об образе дракона в искусстве раннесредневекового населения Поволжья // Ювелирное искусство и материальная культура: тез. докл. участников восемнадцатого коллоквиума (19-23 апреля 2010). СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа. С. 82-84.
  • Сюань-цзан, 2012. Записки о Западных странах [эпохи] Великой Тан (Да Тан си юй цзи) / пер. с кит., введ. и коммент. Н. В. Александровой. М.: Вост. лит. 466 с.
  • Торгоев А. И., 2011. О происхождении и времени распространения поясов катандинского типа // Вопросы археологии Казахстана: сб. науч. ст. Вып. 3. Алматы: Институт археологии им. А.Х. Маргулана. С. 432-445.
  • Халикова Е. А., Халиков А. Х., 2018. Ранние венгры на Каме и Урале (Больше-Тиганский могильник). Казань: Фэн. 144 с. (Археология евразийских степей. Прил. к журн.; вып. 25).
  • Чиндина Л. А., 1977. Могильник Релка на Средней Оби. Томск: Изд-во Том. ун-та. 192 с.
  • Шер Я. А., Миклашевич Е. А., Самашев З. С., Советова О. С., 1987. Петроглифы Жалтырак-Таша // Проблемы археологических культур степей Евразии. Кемерово: Изд-во КемГУ. С. 70-78.
  • Шитов В. Н., 2002. Меч с кольцевым навершием из Шокшинского могильника // Труды ГИМ. Вып. 135: Поволжье и сопредельные территории в средние века. М.: ГИМ. С. 171-176.
  • Шишкин В. А. 1963. Варахша. М.: АН СССР. 250 с.
  • Шкода В. Г., 2009. Пенджикентские храмы и проблемы религии Согда (V-VIII вв.). СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа. 280 с.
  • A green schist gable relief. URL: https://www.christies.com/lotfinder/Lot/a-green-schist-gable-relief-gandhara-2nd3rd-5479725-details.aspx (date of access: 15.07.2019).
  • Arzhantseva I., Inevatkina O., 2006. Afrasiab Wall-Paintings Revisited: New Discoveries Twenty-Five Years Old // Royal Naurыz in Samarkand: Proceedings of The Conference Held in Venice On the Pre-Islamic Paintings at Afrasiab. Supplemento 1. Rivista degli studi oriental. Nuova Serie. Vol. 78. Suppl. no. 1. P. 185-211.
  • Behrendt K. A., 2007. The Art of Gandhara in the Metropolitan Museum of Art. New Haven-London: Yale University press. 116 p.
  • Boardman J., 2007. Central Asia: West and East // After Alexander. Central Asia before Islam. Oxford: Oxford University Press. P. 9-25.
  • Falk H., 2010. Libation Trays from Gandhara // Bulletin of the Asia Institute. № 24. P. 89-114.
  • Francfort H.-P., 2015. Figures emblйmatiques de l'art grec sur les palettes du Gandhвra // La Grиce dans les profondeurs de l'Asie (Cahiers de la Villa Kйrylos). Paris: De Boccard. P. 305-339.
  • Grьnwedel A., 1901. Buddist Art in India. London: B. Quaritch. 228 p.
  • Grьnwedel A., 1912. Altbuddhistische Kultstдtten in Chinesisch Turkestan. Вerlin: Georg Reimer. 370 S.
  • Gupta V. K., Zin M., 2016. Parinirvвъa Representations in the Art of Mathura: A Study Based on the Discovery of a Unique Parinirvвъa Stele from the Varвha Temple of Mathura // Art of the Orient. Vol. 5. P. 37-53.
  • Hiyama S., 2010. The Wall Paintings of Kizil Cave 118 - The Story of King Mandhatar and the Early Buddism of Kucha // Journal of the Turfan Studies. Edited by Academia Turfanica. Essays on The third International Conference on Turfan Studies.The Origin and Migrations of Eurasian Nomadic peoples. Shanghai: Shanghai qujishubanshe Publ. Р. 893-901.
  • Le Coq A. von, 1924. Die buddhistische Spatantike in Mittelasien III. Die Wandmalereien. Berlin: D. Reimer und E. Vohsen. 54 S. 26 Taf.
  • Le Coq A. von, 1925. Bilderatlas zur Kunst und Kulturgeschichte Mittel-Asiens. Berlin: D. Reimer und E. Vohsen. 107 S.
  • Le Coq A. von, 1926. Die buddhistische Spatantike in Mittelasien V. Neue Bildwerke. Berlin: D. Reimer und E. Vohsen. 35 S. 26 Taf.
  • Lo Muzio C., 2011. Gandharan Toilet-Trays: Some Reflections on Chronology // Ancient Civilizations from Scythia to Siberia. № 17/2. P. 331-340.
  • Lo Muzio C., 2018. On the relationship between Gandhвran toilet-trays and the early Buddhist art of northern India // Problems of Chronology in Gandhвran Art. Proceedings of the First International Workshop of the Gandhвra Connections Project, University of Oxford, 23rd-24th March, 2017. Oxford: Archaeopress. P. 123-134.
  • Marshall J. H., 1951. Taxila. Cambridge: Cambridge University Press. 895 p. 246 pl.
  • Pons J., 2011. From Gandhвran Trays to Gandhвran Buddhist Art: The Persistence of Hellenistic Motifs from the Second Century and Beyond // From Pella to Gandhara. Hybridisation and Identity in the Art and Architecture of the Hellenistic East. P. 153-175. (BAR International Series, no. 2221).
  • Rhi J., 2009. The Garuaand the Nвgо/Nвgain the Headdresses of Gandhвran Bodhisattvas: Locating Textual Parallels // Bulletin of the Asia Institute New Series. Vol. 23. P. 147-158.
  • Santoro A., 2006. On the Two Intertwined Dragons from Pendћikent // Зrвnud Anзrвn: Studies Presented to Boris Il'iи Marљak on the Occasion of His 70th Birthday. Venezia: Libreria Editrice Cafoscarina. P. 543-553.
  • Schmidt C., 1990. Boddhisattva Headdresses and Hairstyle in the Buddhist Art of Gandhвra and Related Regions of Swвt and Afghanistan. Dissertation. Vol. I. Columbus: The Ohio State University. 553 p.
  • Southworth K., 2016. The Travels of Two Marine Beasts from the Mediterranean to Gandhara - A Transfer of Form and Meaning? // Art of the Orient. Vol. 5. P. 101-108.
  • Stein A., 1921. Serindia: Detailed Report of Explorations in Central Asia and Westernmost China Carried Out and Described Under the Orders of H.M. Indian Government. Oxford: The Clarendon Press. Vol. 1. 547 p.; Vol. IV. 175 pl.
  • The Ancient Culture in Xinjiang along the Silk Road, 2008. Urumqi: Xinjiang People's Publishing House. 303 p.
  • The Silk Road. Trade, Travel, War and Faith, 2004. London: The British Library. 386 p.
  • Zwalf W. A., 1996. Catalogue of the Gandhвra Sculpture in the British Museum. London: British Museum. Vol. 1. 423 p.; vol. 2. 355 p.
Еще
Статья научная