Некоторые замечания по вопросу информационного суверенитета России и роли органов внутренних дел в части его обеспечения

Бесплатный доступ

Статья посвящена актуальному вопросу противодействия современным атакам деструктивного характера на информационный суверенитет нашего государства. Уточняя некоторые сущностные аспекты инструментария реализации внешних и внутренних угроз на суверенное существование российской государственности, автор: во-первых, акцентирует внимание на особенностях проявления охранительной миссии органов внутренних дел, по определению призванных быть на страже защиты национального информационного суверенитета; во-вторых, излагает свое видение участия органов внутренних дел в решении комплексной задачи по обеспечению надежного информационного щита от различного рода внешних и внутренних атак на отечественную идентичность.

Еще

Информационный суверенитет, цифровой суверенитет, информационная безопасность, кибератаки, киберпространство, органы внутренних дел

Короткий адрес: https://sciup.org/170197121

IDR: 170197121   |   DOI: 10.24412/2500-1000-2022-12-5-135-137

Текст научной статьи Некоторые замечания по вопросу информационного суверенитета России и роли органов внутренних дел в части его обеспечения

Современная тенденция к переформатированию существующего миропорядка и прямая угроза существованию нашей страны со стороны коллективного Запада, находящегося под управлением США, дополнена стремлением указанных акторов международного взаимодействия перейти от внешних угроз российскому суверенитету к прямому вмешательству в процесс развития Российской Федерации. Общими направлениями внешнего воздействия на российскую государственность со стороны ряда зарубежных стран, международных объединений и международных организаций выступают их попытки повлиять на основы конституционного строя, внешнюю и внутреннюю политику Российской Федерации, ее территориальную целостность и состав органов публичной власти. При этом анализ государственных переворотов и «цветных революций», организованных под руководством либо при участии США, показывает набор характерных технологических схем и этапов, характерных для деструктивной парадигмы внутреннего разрушения российского государства. Наиболее зримо они проявились среди стран постсоветского пространства в украинских событиях 2003-2014 гг. и в пе- риод проведения Российской Федерацией «Специальной военной операции» на территории четырех новых субъектов нашего государства, а также на территории Украины. К числу отмеченного инструментария деструктивного порядка относятся:

  • 1)    агентурная работа внутри национальной элиты (включая формирование групп иноагентов);

  • 2)    подготовка управляемых извне местных политических лидеров (заводил);

  • 3)    организация широкой сетки влияния в социальных сетях;

  • 4)    постоянные кампании поддержки проамериканской оппозиции в аффилированных с Западом СМИ;

  • 5)    провоцирование массовых уличных акций экстремистской направленности и их радикализация;

  • 6)    выбор «сакральных жертв»;

  • 7)    создание и вброс в общество «объединяющих символов» от имени «борцов с режимом»;

  • 8)    внешняя поддержка через СМИ, политико-дипломатические круги так называемых «общественников» и «экспертов»;

  • 9)    сговор с представителями влиятельных деловых элит внутри страны;

  • 10)    привлечение на сторону проамериканской оппозиции лидеров этнических, религиозных групп, футбольных фанатов и т.п. формальных и неформальных общественных объединений (особенно в молодежной среде);

  • 11)    внедрение в силовые структуры государства-цели и т.д. [1, с. 23].

Как представляется, отсутствие необходимого контроля со стороны государства за процессом продвижения информационного контента, в том числе и в цифровой форме, а также наличие серьезных изъянов в вопросе правового регулирования указанного процесса, приводит к возникновению сложных проблем в области реализации национальных интересов и способствует «размыванию и отчуждению национальных ценностей и разрушению основных устоев образа жизни личности, а в конечном итоге даже разрушению государства как института» [2].

Указанное предопределяет целесообразность осознанного отношения личного состава органов внутренних дел (далее – ОВД) к пониманию своей правоохранительной миссии, содержание которой по определению имеет прочное сопряжение с активным противодействием различного рода преступным посягательствам на суверенитет Российской Федерации, важнейшей ипостасью которого является цифровой суверенитет.

По определению генерального директора компании «Ашманов и партнеры» И.С. Ашманова, под цифровым суверенитетом следует понимать «право государства определять свою информационную политику самостоятельно, распоряжаться инфраструктурой, ресурсами, обеспечивать информационную безопасность и т.д. Цифровой суверенитет также можно поделить на несколько категорий. Одна из них – электронный суверенитет, который связан с защитой от кибератак. Сюда входит все: хакеры, DDoS-атаки, вирусы, спам и т.д. Для того, чтобы построить информационный суверенитет, необходимо иметь единую инфраструктуру: собственные поисковые системы, собственные социальные сети, свои месседжеры, блоги, контентные ресурсы и т.д. Также нужно иметь средства мониторинга персональной среды, средства фильтрации трафика» [3].

С учетом отмеченного, следует обратиться к опыту ряда зарубежных стран, национальное законодательство которых закрепляет правомерность принятия ряда мер ограничительного, запретительного и «фильтрационного» характера в отношении распространения информации по сети Интернет, в их числе:

  • 1)    политика экономического препятствования доступа к Интернету с помощью заградительных тарифов;

  • 2)    политика ограничения скорости подключения к Интернету и снижения качества этого процесса;

  • 3)    политика введения разрешительнонадзорной системы, удостоверяющей право граждан на доступ к Интернету и контролирующей способ использования его ресурсов;

  • 4)    политика сегрегации Интернета и продвижения национального Интранета;

  • 5)    тотальная фильтрация;

  • 6)    существенная фильтрация;

  • 7)    постоянная выборочная фильтрация;

  • 8)    гибкая тактическая фильтрация [4].

Подводя итог изложенному, представляется необходимым сформулировать следующие выводы: во-первых, непременным условием эффективности обширного комплекса защитных мер по поддержанию должного уровня государственного суверенитета является понимание личным составом ОВД, непосредственно интегрированным в общее русло противодействия деструктивному воздействию враждебных сил на устойчивость информационного суверенитета Российской Федерации, персональной ответственности за качество решения своего служебного долга; во-вторых, конструирование и укрепление информационного суверенитета в условиях реалий современного времени неотделимы от процесса формирования единой инфраструктуры, ключевыми компонентами которой выступают собственные (национальные):

  • 1)    поисковые системы и социальные сети, месседжеры, блоги, контентные ресурсы и пр.;

  • 2)    средства мониторинга персональной среды, средства фильтрации трафика;

  • 3)    общее направление международного опыта борьбы с киберпреступность и защиты информационного суверенитета свидетельствует об актуальности наделения российских ОВД функцией интернет-

  • полиции или сетевой полиции, в пределы компетенции которой по направлению борьбы с киберпреступностью, должны быть включены цензура информационных потоков, пропаганда и контроль общественного мнения в сетевом пространстве.

Список литературы Некоторые замечания по вопросу информационного суверенитета России и роли органов внутренних дел в части его обеспечения

  • Ежегодный доклад Временной комиссии Совета Федерации по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела Российской Федерации (23 декабря 2022 г.). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://council.gov.ru/media/files/Cn1QqkcRBswaV6Az7Um0pbtHAVoLyCkz.pdf (дата обращения: 25.12.2022).
  • Дубинина Е.Н., Хорошавина Я.А. Информационный суверенитет Российской Федерации // Advances in Law Studies. - 2021. - Т. 9. - № 3. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/46117/view (дата обращения: 24.12.2022).
  • Ашманов И.С. Сегодня информационное доминирование - это все-равно, что господство в воздухе" // Официальный сайт Центра военно-политических исследований. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://eurasian-defence.ru/?q=node/23494 (дата обращения: 24.12.2022).
  • Винник Д.В. Цифровой суверенитет: политические и правовые режимы фильтрации данных // Философия науки. - 2014. - №2 (61). - С. 95-113.
Статья научная