Некоторые замечания по вопросу правовых и деонтологических основ служебной деятельности нижних чинов полиции Российской империи

Бесплатный доступ

В статье представлен анализ нормативных установлений должностной инструкции, регламентирующей свод обязанностей нижнего полицейского чина, именуемого как городовой. Выявляя правовую основу деонтологии полицейской миссии отмеченного нижнего чина, автор обращает внимание не только на сугубо профессиональную сферу деятельности указанного полицейского служащего, но и на этику его поведения как в общении с гражданами, так и в процессе взаимоотношения с сослуживцами.

Деонтология, полицейская честь, полиция, городовой, права человека, правовой статус

Короткий адрес: https://sciup.org/170196788

IDR: 170196788   |   DOI: 10.24412/2500-1000-2022-11-3-201-203

Текст научной статьи Некоторые замечания по вопросу правовых и деонтологических основ служебной деятельности нижних чинов полиции Российской империи

В разветвленной системе правоохранительного механизма Российской империи особое место во все времена ее существования занимало полицейское ведомство, основу которого составляли его нижние чины, включая городовых, институт которых действовал с 1862 по 1917 гг. Важно заметить, что слово «городовой» копирует древне-греческое слово «πολιτεία» (общество, город), исключая европейское слово «полицейский» или английское слово «полисмен». Непосредственно подчиняясь околоточному надзирателю (при наличии городского околотка), городовой не был наделен правами государственного служащего и определялся в состав полицейского ведомства по вольному найму для непосредственной работы в полицейской команде.

Комплектование городовых осуществлялось из числа отставных солдат, драгун, егерей и прочих нижних чинов, включая унтер-офицеров. Претенденты для занятия вакантных должностей должны были иметь крепкое физическое здоровье, уметь читать и писать по-русски. При этом, предпочтение при наборе оказывалось женатым. Содержались городовые за счет городского бюджета. В полиции Российской империи существовали следующие виды городовых:

  • 1)    городовой конно-полицейской стражи;

  • 2)    городовой пешей полиции (стражи);

  • 3)    городовой речной полиции (стражи).

Небезинтересным является и вопрос относительно формы одежды городовых. Все чины столичной полиции (г. Санкт-Петербург) и полиции г. Москвы, в том числе и городовые, носили форму черного цвета, а полиции других городов-зеленого. Погончики («контр-погоны») городовых были пошиты из черного сукна с оранжевым кантом, а поверх них находились плечевые шнуры из оранжевого шнура с посеребренными «гомбочками», число которых зависело от оклада:

  • 1)    городовым высшего оклада – три гомбочки;

  • 2)    городовым среднего оклада – две гомбочки;

  • 3)    городовым низшего оклада – одна гомбочка.

«Городовой имел свой определенный участок, на котором он проживал и должен был обходить его пешком по несколько раз за сутки. Также ежедневно по 6 часов он нес постовую службу. При этом служебные инструкции требовали не просто стоять на посту, а вести постоянное патрулирование в зоне своей ответственности. Сотрудник полиции мог отлучиться с поста только для задержания преступника, при оказании необходимой помощи пострадавшим или в случае вызова с другого участка» [1], – констатирует Л. Страхов.

Правоохранительная миссия низшего полицейского чина «городовой» наиболее рельефно представлена в § 2 «Инструкции городовым Московской полиции» (1883 г.): «Городовой есть блюститель порядка и благочиния и страж, оберегающий личность и собственность каждого» [2]. Личность городового и требования к подбору кадров для службы в полицейском чине городового наиболее подробно представлены в работе А.О. Кокорева [3]. Вместе с тем, в отношении уяснения отдельных сторон юридизации правового статуса городового необходимо апеллирование к области полицейского права, сводом важнейших источников которого является «Сборник узаконений, постановлений и распоряжений касающихся полиции» (1874 г.) [4].

Наиболее объемно предназначение должности городового закреплено в § 1 Инструкции городовым Санкт-Петербургской полиции» [3, с. 82-98]. Указанный параграф гласит: «Городовые суть нижние чины полицейской стражи, которая учреждена для наблюдения за порядком и благочинием и для ограждения общественной безопасности посредством предупреждения и пресечения преступлений и устранения несчастных случаев» [4, с. 82]. Непосредственный род служебной деятельности городового регламентирован положениями § 2 Инструкции:

  • а)    служба в качестве дежурного на постах постоянного и подвижного характера;

  • б)    служебная командировка по решению задачи поддержания порядка в местах скопления людей;

  • в)    выполнение отдельных поручений по службе;

  • г)    участие в розыске преступников;

  • д)    конвоирование задержанных лиц и др.

Обеспечивая соблюдение прав человека, городовой был обязан оберегать личность и собственность каждого ( § 3), демонстрируя при этом:

  • а)    нахождение всегда «при деле» для обеспечения подлинной пользы;

  • б)    ведение честной жизни, воздержание от пьянства, соблюдение опрятности и неизменное наличие при себе бляхи;

  • в)    точное и быстрое исполнение приказаний начальства, неизменное нахождение на своем посту при безусловном соблюдении режима и графика дежурства, а также почтительное отношение как к своим начальникам, так и вообще к старшим лицам;

  • г)    учтивое и предупредительное обращение с публикой, настойчивое и достойное требование исполнения закона или полицейского распоряжения, избегая при этом личной мести за проявленную к нему обиду, не дозволяя себе «окончания дела примирением за денежное вознаграждение» [4, с. 83];

  • д)    личный пример по недопущению в публичных местах непристойных шуток, сквернословия, бражничества, пляски и пения;

  • е)    по возможности мирное разрешение мелочных ссор и беспорядков, с применением полицейской власти в исключительных случаях;

  • ж)    задержание виновных в совершении действий, имеющих признаки преступления;

  • з)    подачу помощи любому, кто в ней нуждается;

  • и)    заботу о добром имени и чести своего звания и немедленный доклад о ставших ему известными фактах «бесчестных, наглых и непристойных поступках кого-либо из своих сослуживцев» [4, с. 84].

Важное деонтологическое значение имели предписания § 7 Инструкции, обязывающие полицейского чина в номинации «городовой» быть сметливым, расторопным, исправным государственным служащим, которому должны быть чужды любое пристрастие, предвзятое отношение к человеку и лихоимство: «строгая честность, беспристрастие и неподкупность суть такие качества, которыми должны отличаться все чины полиции» [4, с. 86].

Подводя итог представленному выше, следует отметить глубину и обстоятельность нормативного закрепления свода юридически значимых и морально выверенных требований, предъявляемых к должности и личности полицейского городового, многие из которых в последующем традиционно были включены в норматив- ные правовые акты, ранее регламентирующие деятельность советской милиции и в настоящее время составляющие «ядро»

тельства в отношении пределов компетенции и профессиональной этики личного состава полиции Российской Федерации.

правовых норм современного законода-

Список литературы Некоторые замечания по вопросу правовых и деонтологических основ служебной деятельности нижних чинов полиции Российской империи

  • Страхов Л. Господин городовой. Русский полицейский начала ХХ века. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lhistory.ru/statyi/gospodin-gorodovoj.
  • Инструкция городовым Московской полиции. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: // m.vk.com /topic - 14695980 _29347241.
  • Кокорев А.О. Повседневная жизнь Москвы. Московский городовой, или Очерки уличной жизни. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: // culture.wikireading.ru /16131.
  • Полицейское право. Руководство для служащих в полиции. - СПб.: Тип. Р. Голики, 1874. - 245 с.
Статья научная