Неолитическое поселение Автодром-1 в Барабинской лесостепи: результаты раскопок в 2013 году
Автор: Бобров В.В., Марочкин А.Г., Юракова А.Ю.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Археология каменного века палеоэкология
Статья в выпуске: XIX, 2013 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/14521945
IDR: 14521945
Текст статьи Неолитическое поселение Автодром-1 в Барабинской лесостепи: результаты раскопок в 2013 году
В 2013 г. на поселении Автодром-1 заложены два раскопа, площадью 60 м2 и 6 м2. Результатом работ стали коллекция артефактов, уточнение данных о стратиграфии памятника на различных его участках, выявление новой разновидности древних сооружений.
Проблемы стратиграфии. Поселение Автодром-1, как и другие памятники северной периферии урочища Таи, в плане геоморфологии связано с водораздельными ландшафтами эолового происхождения, «обрезанными» с юга широкой долиной р. Тартас (устное сообщение Я.В. Кузьмина). Эоловые отложения на этом участке, суммарная мощность которых пока не установлена, представлены легкими супесями белого или светло-желтого цвета [Молодин и др., 2003]. Кроме супесей, естественным геостра-тиграфическим элементом являются различные по мощности плотные суглинистые прослойки, в археологическом контексте играющие роль стерильных горизонтов и условного «материка» [Бобров, Марочкин, 2011б]. Для уточнения локальной ситуации на памятнике Автодром 1 в текущем году заложен стратиграфический шурф глубиной до 1,2 м (рис. 1). Выявлены следующие слои:
-
1. Дерн: до 0, 01 м.
-
2. Гумусированная супесь темно-серого цвета: до 0,1 м.
-
3. Супесь светло-желтого цвета: до 0,12 м.
-
4. Плотный суглинок красно-коричневого цвета: до 0,5 м.
-
5. Супесь светло-желтого цвета, более плотная по сравнению с аналогичной вышележащей фракцией: до 0,45 м.
-
6. Песок желтого цвета, насыщенный белесыми включениями: до 0,2 м.
Рис. 1. Стратиграфия поселения Автодром-1.
1 – дерн; 2 – гумусированная супесь; 3 – «белый песок»; 4 – «материковый» суглинок;
5 – плотная светло-желтая супесь; 6 – желтый песок.
За весь период наблюдений (2010–2013 гг.) установлено, что единственным слоем, вмещающим культурные остатки, является светло-желтая супесь (№ 3). Она же формирует заполнение жилищных котлованов. Столь незначительная мощность культурного слоя не имеет однозначного объяснения. Причинами этого могли выступать множественные факторы, как природные (водная или ветровая эрозии), так и антропогенные. Согласно свидетельству местных жителей, территория памятника нарушалась в недавнем прошлом при сооружении отсыпной дороги, что могло привести к частичному планированию поверхности. Полученная информация отчасти подтверждена в этом году данными разведывательных раскопов. В частности, на краю террасы, к юго-западу от основной группы западин, выявлены следы механического смешения слоев и частичного нарушения «материкового» слоя.
Жилище № 5. Изученное в 2013 г. жилище № 5 продолжает в юго-восточном направлении центральную группу сооружений [Бобров, Марочкин, 2012а, рис. 1]. Судя по сохранившемуся котловану округлой формы, конструктивно оно представляло собой полуземлянку, углубленную в материк на глубину от 0,25 до 0,50 м. Размеры котлована по внешнему абрису составляют 5,2×4,6 м (СЗ–ЮВ×ЮЗ–СВ). Стенки крутые, но не отвесные. Какие-либо признаки входа и очага отсутствуют.
Важным элементом, характеризующим сооружение, являются земляные нары, примыкающие к стенам на всем протяжении, кроме юго-западного сегмента. Ширина предполагаемой лежанки составляет от 0,6 м (северная часть) до 1,8 м (восточная и южная части), а высота над нижним горизонтом пола – до 0,3 м.
Подобные конструкции известны в этнографии коренных народов Западной Сибири, и неоднократно зафиксированы археологически на поселениях неолита – палеометалла [Борзунов, Кирюшин, Матющенко, 1993, с. 38]. Как прямые аналогии в неолитических и энеолитических комплексах Западной Сибири, отметим идентичные объекты в жилищах поселения большемысской культуры Танай-4а (Восточное Присалаирье) [Бобров, 2010] и поселения быстринской культуры Кульёган-66 (Нижнее Приобье) [Поселение…, 2006]. На поселенческих памятниках неолита Барабы это первый случай обнаружения земляных нар в жилище, что существенно дополняет знание о домостроительной практике местного населения в новокаменном веке.
Функциональный анализ древних сооружений поселения Автодром-1 еще только предстоит, но зафиксированная ситуация говорит о наличии строений, специально приспособленных для сна, т.е. в меньшей степени связанных с производственными зонами поселка. Принимая этот тезис в качестве рабочей гипотезы, можно дать логичное объяснение относительно небольшому количеству находок – всего 98 экз. (см . таблицу ).
Предметный комплекс. Большая часть предметов найдена в заполнении жилища (73 экз.), но некоторые обнаружены в слое (25 экз.). Каменная индустрия (рис. 2, 1 – 23 ) представлена отщепами различных размеров, пластинами с ретушью и без оной, сколами с поверхности шлифованных орудий, скребками различных форм, что соответствует ситуации предыдущих исследований [Бобров, Марочкин, 2012б]. Особенно выразительным является одно из орудий, имеющее несколько рабочих поверхностей с разными функциями – скребка, ножа, резца, перфоратора (рис. 2, 20 ). Немногочисленная керамика (27 фр.) сильно фрагментирована и обладает плохой сохранностью. Уверенно можно судить о наличии двух сосудов, от одного из которых сохранился венчик с зигзагообразным узором из оттисков гладкого штампа и поясом круглых ямок (рис. 2, 24 ), а от другого – фрагмент плоского дна с нанесенными по ребру мелкими наколами (рис. 2, 25 ). Стратиграфическая позиция обоих сосудов связана с различными, в том числе и верхними горизонтами заполнения котлована. Можно было бы предположить их более «молодой» возраст по отношению к жилищу, но величина хронологического диапазона между нача- 16
Предметный комплекс поселения Автодром-1 (раскопки 2013 года)
Схожая керамика, орнаментированная в накольчатой технике, зафиксирована при раскопках жилищ № 1–3, наряду с фрагментами с гребенчатым декором [Бобров, Марочкин, 2012б, рис. 1]. Наиболее близкие типологические аналогии данному комплексу можно проследить в материалах боборыкинской культуры эпохи неолита, однако полная идентичность исключается таким не характерным для боборыкинских серий элементом, как ямочный декор.
Заключение. В предыдущих работах нами предложена и аргументирована гипотеза о неолитическом, а возможно и ранненеолитическом возрасте поселения Автодром-1, но одновременно с этим подчеркнута недостаточность источников для культурной интерпретации [Бобров, Марочкин, 2012а, б]. К сожалению, результаты 2013 г., несмотря на бесспорно ценные данные о стратиграфии и конструктивной специфике жилых сооружений, не смогли качественно изменить существующую ситуацию. Основной задачей, фундирующей решение проблемы, остается типолого-морфологическая систематика керамического комплекса. Высказанное ранее предположение о присутствии на памятнике двух стратиграфически разновременных групп керамики [Бобров, Марочкин,

Рис. 2. Предметный комплекс поселения Автодром-1.
1–10, 12 – пластины; 11, 13–21, 23 – скребки; 22, 24, 25 – фрагменты посуды.
1–21, 23 – камень; 22, 24, 25 – керамика.
2012б], имеет предварительный характер, и нуждается в проверке на более массовом материале.
Вместе с тем дальнейшие исследования на памятнике безусловно актуальны и в перспективе могут обеспечить коррекцию культурно-хронологической схемы неолита Барабинской лесостепи [Бобров, Марочкин, 2011б; 2012а].