Неоплатоническая экзегеза герметической цепи: некоторые размышления

Автор: Хосе Мария Замора Кальво

Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole

Рубрика: Статьи

Статья в выпуске: 2 т.16, 2022 года.

Бесплатный доступ

В своем изложении философской истории неоплатонической школы в Афинах Дамаский пытается доказать, что душа Исидора была частью гермесовой цепи, к которой принадлежал и Прокл. Согласно Марину (V. Procl. 28), Проклу было откровение именно об этом, он узнал из сна, что обладает душой пифагорейца Никомаха из Герасы. В IV и VI веках выражение "образ Гермеса Логия" передается через различные звенья неоплатонической цепи, Юлиана (Or. 7.237c), Прокла (в Parm. I.618), Дамаския (V. Isid. Fr. 16) и Олимпиодора (в Gorg. 41.10.16-22; в Alc. 190.14-191.2). Формула, которую Элий Аристид (Or. III.663) посвящает восхвалению Демосфена, лучшего из греческих ораторов, возникает в контексте противопоставления риторики и философии и появляется в текстах неоплатонических школ в философском контексте, защищающем экзегетический способ обучения. Демосфен через своего почитателя Аристида оказывает влияние на неоплатонизм, представляя Гермеса как ключевой элемент, укрепляющий цепь разума и красноречия. Гермес, "красноречивый" бог или "друг бесед", передает божественный авторитет через слово экзегета: исключительного философа, образец добродетели, до которого нужно стремиться подняться.

Еще

Гермес, император Юлиан, Прокл, Дамаский, Олимпиодор

Короткий адрес: https://sciup.org/147237644

IDR: 147237644   |   DOI: 10.25205/1995-4328-2022-16-2-439-461

Статья научная