Несовпадение внешней и внутренней точки зрения в тексте с ненадежным нарратором (на материале рассказа Л. Андреева «Мысль»)

Автор: Смоленская М.А.

Журнал: Сфера культуры @journal-smrgaki

Рубрика: Культура и текст

Статья в выпуске: 1 (15), 2024 года.

Бесплатный доступ

Рассказ Л. Андреева «Мысль» отличает сложная нарративная организация. Автор статьи доказывает, что в ткани повествования присутствуют два нарратора - первичный и вторичный. Первичный нарратор знакомит читателя с обстоятельствами преступления и показывает финальную сцену суда. Будучи надежным нарратором, он предпочитает сохранить нарративную интригу и обрывает повествование сообщением о разделении мнения присяжных поровну. Вторичный нарратор - доктор Керженцев, совершивший преступление, пишет для судебной экспертизы записки, в которых предстаёт нарратором ненадёжным с измененным сознанием. В исследовании раскрывается основной принцип построения текста рассказа Л. Андреева - бинарная оппозиция: два нарратора, разделение точки зрения нарратора Керженцева на внешнюю и внутреннюю, противопоставление его нарратива запискам «на клочках» из момента рассказывания, которые показывают «истинное лицо» нарратора.

Еще

Леонид андреев, ненадежный нарратор, точка зрения, событие, метанарративность

Короткий адрес: https://sciup.org/170202387

IDR: 170202387   |   DOI: 10.48164/2713-301X_2024_15_34

Список литературы Несовпадение внешней и внутренней точки зрения в тексте с ненадежным нарратором (на материале рассказа Л. Андреева «Мысль»)

  • Иезуитова Л.А. Леонид Андреев и литература Серебряного века: избр. тр. Санкт-Петербург: Петрополис, 2010. 738 с.
  • Тюпа В.И. Горизонты исторической нарратологии. Санкт-Петербург: Алетейя, 2021. 270 с.
  • Жиличева Г.А. Нарративные стратегии в жанровой структуре романа (на материале русской прозы 1920-1950-х гг.): дис. ... д-ра филол. наук. Москва, 2015. 429 с.
  • Жданова А.В. Структура повествования в условиях ненадежного нарратора (роман В.В. Набокова «Лолита»): автореф. дис. ... канд. филол. наук / СамГУ. Самара, 2007. 24 с.
  • Жданова А.В. К истории возникновения литературного феномена ненадежной наррации // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2009. № 2. С. 151-164.
  • Ласточкина А.С., Коробова Д.М. О семантике ненадежной наррации // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2017. Т. 14, вып. 3. С. 317-325.
  • Шмид В. Нарратология. Москва: Языки славян. культуры, 2003. 312 с.
  • Успенский Б.А. Семиотика искусства. Москва: Шк. «Языки рус. культуры», 1995. 360 с.
  • Еремина Л.И. Графические средства в художественной системе Льва Толстого // Вопросы языкознания. 1978. № 5. С. 25-35.
  • Догнал Й. Русская «малая проза» рубежа Х1Х-ХХ веков в контексте изучения европейских моделей мира: монография / пер. с чеш. О.Л. Бергер. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2014. 184 с.
  • Тамарченко Н.Д., Тюпа В.И., Бройтман С.Н. Теория литературы: учеб. пособие: в 2 т. Т. 1: Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика / под. ред. Н.Д. Тамарченко. Москва: Академия, 2004. 512 с.
  • Абрамовских Е.В. «Нарративные трансформации» в текстах неклассической парадигмы художественности (кино, литература) // Научный диалог. 2018. № 1. С. 71-82.
Еще
Статья научная