Невербальное поведение и полиграф

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14988347

IDR: 14988347

Текст статьи Невербальное поведение и полиграф

Заместитель министра, начальник ГУ МВД Украины в Крыму, генерал- лейтенант милиции Г.Г.Москаль, зав. лабораторией психологической экспертизы (полиграф) В.И.Егоров

ГУ МВД Украины в Крыму

“Детектор лжи”, или, следуя его более научному определению, полиграф в последние годы получает все большее применение в оперативно-розыскной деятельности и кадровой проверке в структуре органов МВД России и Украины (1). Несмотря на длительно существовавший скептицизм со стороны как ученых, так и специалистов в области психофизиологии, почти вековой опыт использования проверок на детекторе лжи в США и ряде других стран мира, убедительно свидетельствует не только о его эффективности в расследовании сложных преступлений, но и о том, что технологии детекции лжи стремительно развиваются с каждым годом. Однако необходимо отметить, что само название “детектор лжи” не совсем удачное. Ложь как таковую детектор не обнаруживает. Единственное, что он делает, — измеряет интенсивность проявлений возбуждения вегетативной нервной системы, т.е. физиологические изменения, происходящие от эмоционального волнения человека. То же самое происходит и с поведенческими признаками обмана (2).

Проверки на полиграфе во многих странах мира, использующих детектор в своей работе, становятся незаменимым атрибутом деятельности силовых структур. Согласно данным Aме-риканской Ассоциации Полиграфа (ААП), в настоящее время проверки на детекторе лжи осуществляются в 69 странах мира. География использования проверок разнообразна и включает страны Северной и Латинской Америки,

Африки, Азии, Европы. Использование детектора для выявления всевозможных форм обмана весьма широко и имеет тенденцию к увеличению. Трудно определить точное количество таких испытаний, проводимых в Соединенных Штатах Америки, во всяком случае, не менее миллиона в год (2).

Сaма проверка на полиграфе состоит из трех основных периодов. Эти периоды неоднозначны как по своей значимости, так и по продолжительности. Первый, наиболее важный период тестирования, получил название предтесто-вого интервью. Он заключается в том, что оператор полиграфа в процессе беседы с испытуемым выясняет его биографические сведения, уточняет детали преступления, в котором подозревается субъект экспертизы, а также касается непосредственно вопросов, на которые предстоит в последующем ответить испытуемому. По данным американских специалистов по использованию детектора лжи, предтестовое интервью в среднем длится 1-1,5 часа. Важность предтес-та в первую очередь обусловлена тем, что эксперт в процессе нейтральной (в целом) беседы пытается установить необходимый психологический контакт с испытуемым, а также стремится максимально убедить его в непогрешимости детектора лжи. Согласно проведенным исследованиям, достоверность проверок на полиграфе очень высока и составляет 93-97% (3).

Одним из главных критериев оценки психоэмоционального состояния испытуемого является анализ его поведения в процессе предтес-товой беседы. При этом внимание эксперта в наибольшей степени нацелено на невербальное (неречевое) поведение испытуемого. По мнению известного американского психолога П.Экма-на (2), невербальное поведение человека несет в себе 70-85% информативной ценности в процессе коммуникации. Действительно, мы в достаточной степени способны контролировать свою речь, в то время как контроль невербальных каналов коммуникаций (мимики, позы, жеста) нам часто недоступен. В настоящее время разработаны и успешно апробированы глоссарии оценки невербального поведения человека (4).

В анализе невербального поведения обращают внимание как на элементарные единицы поведения (например, движение глазных яблок, бровей, углов рта, частоту мигания), так и на более сложные паттерны поведения. Например, агрессивное поведение будет сопровождаться комплексом невербальных маркеров поведения — оскалом, нахмуриванием бровей, пристальным взглядом в лицо собеседника, сжатием кулаков, наклоном туловища в направлении собеседника и т.д. Наконец, определенное значение имеют и такие поведенческие проявления, как, в частности, индивидуальное расстояние, который выбрал испытуемый в процессе интервью. Индивидуальное расстояние отличается культуральными вариациями. Было установлено, что представители определенных культур эффективно общаются на минимальной дистанции друг от друга (Латинская Америки, южные регионы Европы и т.д.), другие же, напротив, стараются общаться на максимальной дистанции (например, представители Скандинавских стран). К тому же произвольный выбор расстояния коммуникации может косвенно свидетельствовать о скрытых агрессивных намерениях, подчинении, обмане, страхе, тревоге.

По завершению предтестового интервью, как правило, у эксперта уже складывается определенная картина относительно поведения экспертируемого. Не случайно, одной из задач предтестовой беседы является стремление вызвать максимальное психоэмоциональное напряжение или волнение у испытуемого перед началом самого тестирования. “Апогеем” предтес-та является так называемый стимулирующий тест, суть которого сводится к следующему. Перед испытуемым раскладывают пять карточек, например, с цифрами от трех до восьми. Эксперт просит взять одну из них и запомнить цифру. После этого на испытуемого накладывают датчики и просят в ответ на заданные вопросы отвечать только “нет”. При этом подозреваемому называют цифры от трех до восьми. Ответив на перечисление всех цифр “нет”, экс- перт при помощи детектора лжи определяет ту цифру, которую вытащил испытуемый. На фоне высокого психоэмоционального напряжения успех специалиста в отгадывании цифры оказывает ошеломляющее впечатление. Нередко после успешно проведенного стимулирующего теста испытуемый отказывается от последующей проверки на детекторе лжи и соглашается с теми обвинениями, которые ему предъявили до психофизиологической экспертизы, так как, казалось бы, незначащие для его дальнейшей судьбы цифры вызвали психофизиологические изменения.

Таким образом, описание и анализ невербального поведения является неотъемлемой частью успешной проверки на полиграфе в процессе предтестового интервью. Более того, в последнее время разрабатываются методологии, в основе которых лежит видеомониторинг невербального поведения испытуемого непосредственно в процессе прохождения проверки на детекторе лжи, что позволяет синхронизировать данные психофизиологических реакций в ответ на предъявляемые экспертному лицу вопросы и его невербальные реакции. Понятно, что в этом случае анализу подвергаются исключительно мимические реакции испытуемого, так как в процессе проверки на полиграфе он должен быть иммобильным.

Следовательно, описание и анализ невербального поведения в предтестовом интервью перед проверкой на детекторе лжи (полиграфе) во многом определяет достоверность полученной информации.

Список литературы Невербальное поведение и полиграф

  • Варламов В.А. Детектор лжи. -Краснодар: Советская Кубань, 1998. -357 с.
  • Экман П. Психология лжи. -СПб.: Питер, 1999.
  • Matte J.A. Forensic Psychophysiology Using the Polygraph. Scientific Truth Verification. -Lie Detection. -Willsonville: JAM Publ, 1996. -783 p.
  • Самохвалов В.П. Эволюционная психиатрия. -Симферополь: ИМИС Пресс, 1995. -318 с.
Статья