Незаконная добыча водных биологических ресурсов: некоторые направления совершенствования правового регулирования

Бесплатный доступ

Статистические данные свидетельствуют о том, что в последние годы наметился устойчивый рост противоправных посягательств на водные биологические ресурсы. Обостряется криминогенная обстановка. Неконтролируемый доходный промысел приводит к истощению популяций отдельных видов фауны. Проблема обострилась настолько, что стала одним из факторов национальной угрозы. Эффективную охрану окружающей природной среды уголовное законодательство может обеспечить, если в этой сфере оно будет единым, целенаправленным и вместе с тем комплексным. В статье высказаны предложения по совершенствованию уголовного законодательства по борьбе с «морским браконьерством».

Еще

Организованные преступные формирования, незаконный оборот биоресурсов, транснациональная организованная преступность, криминологические исследования

Короткий адрес: https://sciup.org/14118952

IDR: 14118952

Текст научной статьи Незаконная добыча водных биологических ресурсов: некоторые направления совершенствования правового регулирования

Для преодоления последствий системного кризиса Российской Федерации необходимо эффективное законодательство, обеспечивающее поступательное развитие. В данной статье рассмотрены некоторые аспекты состояния нормативного правового обеспечения защиты интересов Российской Федерации, направленного на противодействие транснациональной организованной преступности в сфере «морского браконьерства».

Насущной потребностью правоохранительной деятельности является выявление соответствия системы правового регулирования развивающимся угрозам безопасности Российского государства. На этой основе должно осу щсств-ляться определение перспективных направлений совершенствования законодательства с учетом международного и 'зарубежного опыта. Проведенные криминологические исследования позволяют сделать вывод о том, что в системе правовой защиты личности, общества и государства имеются многочисленные пробелы и противоречия. Ситуация, сложившаяся в сфере незаконной добычи водных биологических ресурсов, подтверждает данное предположение.

По данным Пограничной службы ФСБ России. ущерб, нанесенный стране в результате нарушений правил промысла морских биологических ресурсов за последние восемь лет, превысил 40 млрд долларов, реальный превосходит его в разы. По мнению руководителя российского представителя программы ТРАФФИК А. Вайсмана, доход организованных преступных формирований (далее - ОПФ) различного уровня организованности от незаконной добычи и контрабанды морепродуктов Дальневосточного региона колеблется от двух до пяти млрд долларов США в год. (Прим. Понятие «организованные преступные формирования» не содержится в законе, но фактически используется как обобщенное для организованных преступных групп: банд; незаконных мюружеиных формирований; объединений, посягающих на личность и права граждан; преступных сообществ и преступных организаций) |5, с. 273|.

При этом на внутренний рынок России поступает нс более 10% общего количества выловленных биорссурсов. Только по Дальневосточному региону федеральный бюджет несет убытки из-за контрабанды краба в размере 50 млн долларов. Криминализация рыбодобывающей отрасли влечет значительные убытки добросовестных предпринимателей, вынужденных продавать свой товар по демпинговым ценам |3|.

Преступления в сфере незаконного оборота биоресурсов носят транснациональный характер нс только в связи с тем, что граждане Российской Федерации, осуществляющие преступную деятельность. сдают улов и получают прибыль на территории иностранных государств. Во многих случаях субъектами преступлений, совершаемых в пределах юрисдикции Российской Федерации, являются граждане иностранных государств: Японии, Республики Корея. Китайской Народной Республики. Соединенных Штатов Америки, других государств Щрим. Согласно Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности, от 15 ноября 2000 г. (резолюция 55 25 Генеральной Ассамблеи ООН) к преступлениям транснационального характера относятся: если оно совершено более чем в одном государстве; оно совершено в одном государстве, по осуществленная часть его подготовки. планирования, руководства и контроля имеет место в другом государстве: оно совершено в одном государстве, но при участии организованной преступной группы, которая осуществляет преступную деятельность в более чем одном государстве: оно совершено в одном государстве, но его существенные последствия имеют .место в другом государстве) 141.

Криминологические исследования подтверждают наличие сложной системы ОПФ. имеющих специфическую структуру и осуществляющих противоправную деятельность по незаконной добыче водных биорссурсов в территориальных водах, в исключительной экономической зоне или на континентальном шельфе Российской Федерации. Реализация биоресурсов на территории иностранных государств, способствует формированию и легализации денежных средств, полученных преступным путем. На данные средства осу шсствляется развитие ОПФ и создаются благоприятные условия для их дальнейшей само-детерминации.

С расхищением водных биорссурсов связаны неблагоприятные тенденции экологического, экономического, криминологического характера: истощаются запасы животного мира, нарушаются системы экологического баланса:

снижается поступление сумм налогов и сборов -за пользование водными биологическими ресурсами в бюджеты всех уровней:

сокращается количество рабочих мест и доходов граждан, участвующих в промысловой деятельности:

перспективным работодателем в регионах выступают предприятия, созданные легализовавшимися ОПФ.

Детерминацию негативных процессов обусловливают:

разгосударствление рыбодобывающей и рыбообрабатывающей отраслей:

высокий спрос на живого краба и крабовую продукцию за рубежом при низкой покупательской способности россиян:

несовершенство правового регулирования в сфере рыболовства и сохранения водных биорссурсов:

наличие коррупционного механизма обеспечения транснациональной организованной преступной деятельности:

отсутствие адекватных санкций в отношении лиц, осуществляющих противоправную деятельность в сфере незаконной добычи водных биологических ресурсов.

Развитие транснациональной организованной преступности в данной сфере обусловливают как экономическая выгода, так и несовершенство правового регулирования противодействия данной деятельности. Уголовное дело, возбужденное в отношении президента компании «Глобал Фишинг» Аркадия Гонтмахера, президента ЗАО «Восточные рыбные ресурсы» Абдель Азис Эмбарска и главного бухгалтера этого же ЗАО. наглядно подтверждает данные процессы. Фигу рантам дела были предъявлены обвинения в руководстве и у частии в деятельности прсступ-ного сообщества, нарушении законодательства о континентальном шельфе и исключительной экономической зоне Российской Федерации, легализации денежных средств, полученных преступным путем. По данным следствия, в 2007 г. суда, принадлежащие указанным компаниям, незаконно добыли более 9 млн кг сырца краба стоимостью около 58 млн долларов. Краб добывался сверх установленных квот на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Готовая продукция доставлялась в южнокорейский г. Пусан. Здесь на нес оформлялась необходимая доку мсн-тация. после чего легализованный краб поставлялся в США.

На предварительном слушании судом было удовлетворено ходатайство подсудимых о рассмотрении уголовного дела с участием присяжных -заседателей. В ходе судебного -заседания подсудимые своей вины нс признали. 16 декабря 2010 г. решением присяжных -заседателей Камчатского краевого суда по предъявленному обвинению о незаконной добыче крабов на сумму около 58 млн долл, подсудимые были полностью оправданы. Прокуратура внесла представление на оправдательный приговор, но приговор был оставлен в силе. В отношении Гонтмахера расследуется еще одно уголовное дело I 1 I.

Оставив за пределами наших рассуждений данное и последующие судебные решения в отношении гражданина США и К°. отмстим, что одним из условий, определяющих развитие организованной преступной деятельности является содержание российского законодательства, устанавливающего степень тяжести преступления и предусмотренные в нем санкции.

Квалифицированный состав по ч. 3 ст. 256 УК РФ «Незаконная добыча (вылов) водных биологических рсс}рсов», совершенные лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой - «наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей... либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового».

Столь либеральный подход в отношении лиц, осуществляющих незаконную добычу био-ресурсов. вызывает ряд вопросов.

Во-первых, в диспозиции ч. 3 ст. 256 У К отсутствует квалифицирующий признак, предусмотренный ч. 4 ст. 35 УК - «совершение преступления преет} пным сообществом (преступной организацией)». На наш взгляд, преступная деятельность по осуществлению незаконной добычи (вылова) морских биорссурсов вполне подпадает под признаки организованных преступных формирований.

Во-вторых, сопоставим ли причиняемый ущерб степени тяжести и наказанию, определенному в ст. 256 УК РФ? (Прим. Всем обвиняемым по делу 1 'оптмахера был заявлен и гражданский иск в пользу Российской Федерации на сумму более 5 млрд рублей).

В-третьих, соответствует ли назначаемом} наказанию «цена» преступности |6, с. 18| как социальные последствия в виде реального вреда, причиняемого общественным интересам, выражающегося в совокупности причинно связанных с совершенными прост} плениями прямыми и косвенными, непосредственными и опосредованными негативными изменениями, которым подвергаются социальные ценности, а также совокупность издержек государства и общества на противодействие преступности'.’

В-четвертых, какие виды вреда остаются за рамками данного состава преет} пления?

В-пятых, правомерно ли использование пограничными органами береговой охраны Федеральной ел} жбы безопасности оружия при пресечении преступлений небольшой тяжести?

В-шестых, почем} гражданин США ходатайствовал о его невыдаче американской Фемиде?

В седьмых, как осуществляет защиту своих интересов и охран}' биорссурсов сопредельное государство, гражданин которого организовал преступную деятельность в рамках российской юрисдикции?

Поиск ответов на поставленные вопросы обращает к изучению опыта правоприменительной деятельности США. В этом контексте показательным является уголовное дело, возбужденное в отношении экипажа российского тра}лера «Спитак».

В результате ошибки при определении координат местонахождения судна при лове рыбы, во время разворота траулер углубился на 750 метров вглубь исключительной экономической зоны США в Беринговом морс (Прим. Соглашение РФ и США 1992 г. о разграничительной линии в Беринговом море Бейкера-Шеварднадзе Российской Федерацией не ратифицировано). После разворота тра} лер вернулся в российск} ю зон} (!), где был задержан американским сторожевым кораблем. Российское судно было отконвоировано на американскую баз} в порт Датч-Харбор (штат Аляска). При осмотре на борт}' «Спитака» было обнаружено 70 кг минтая. Трюмы траулера оказались пустыми. Экипаж}' судна приписываются три нарушения акта Маг-н}сона-Стивенса по управлению промыслового рыболовства:

«Спитак» вел незаконный промысел в водах Соединенных Штатов:

на борт} была незаконно добытая рыба:

промысловые снасти нс были уложены «по-походно.м\» во время нахождения в водах США.

Максимальная мера наказания, прсдусмот-ренная законом - конфискация судна, снастей и улова |2|. Дело передано в суд США.

Содержание законодательства и основанная на нем правоприменительная практика определяют приоритетные направления защиты национальных интересов США. Эти условия объективно направляют участников организованной преступной деятельности в сфере незаконной добычи водных животных и растений на безопасную территорию с благоприятным правовым режимом.

Соответствие российского законодательства ратифицированным документам международных организаций, сравнительный анализ состояния правового регулирования в противодействии организованной преет} пности позволяют определить направления совершенствования отечественного законодательства. Исходя из характера и степени общественной опасности, размера причиняемого ущерба, роста уровня организованной преступной деятельности транснационального характера в данной сфере представляется необходимым:

  • I.    Действия организованных преступных формирований по незаконной добыче морских биоресурсов квалифицировать по соответствующим частям ст. 258.1 УК РФ «Незаконная добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации» (введена Федеральным законом от 02 июля 2013 г. № 150-ФЗ), если предметом преступления явились указанные в диспозиции статьи виды водных биологических ресурсов. Санкции указанной нормы су щсствснно строже санкций ст. 256 УК РФ. и реально отражают общественную

  • 2.    Перевести преступления, квалифицированные по ст. 256 УК РФ «Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресу рсов» в категорию тяжких и особо тяжких преступлений.

опасность незаконного оборота особо ценных водных биорссурсов.

Включить в качестве квалифицирующего признака совершение преступления прссту пным сообществом (преступной организацией) - ч. 4 ст. 35 УК РФ.

Предусмотреть в качестве субъекта уголовной ответственности юридическое лицо.

Ввести (возродить) в систему видов наказаний. предусмотренных ст. 44 УК РФ. конфискацию имущества.

Очевидно, что в действующих условиях содержание ст. 256 УК РФ нс соответствует причиняемому общественным отношениям у шербу и негативно сказывается на системах экономической, экологической, продовольственной, криминологической безопасности Российской Федерации.

Список литературы Незаконная добыча водных биологических ресурсов: некоторые направления совершенствования правового регулирования

  • http://www.interfax.ru/txt.asp?id=176050
  • http://www.npacific.ru/np/gazeta/2000/16/aug2_7.htm Дата доступа 09 февраля 2011 г.
  • Васильев Э. А., Скуртул А. А. Практика проведения следственных и оперативно-розыскных мероприятий в сфере незаконного оборота водных биоресурсов (по «крабовому» делу)//Оперативник (сыщик). -2006. -№ 3.
  • Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г.//Собрание законодательства РФ. -2004. -№ 40. -Ст. 3882.
  • Проблемы преступности: традиционные и нетрадиционные подходы. -М.: Российская криминологическая ассоциация, 2003. С. 273.
  • Щеблыкина И.В. Основы криминологии: учебное пособие. -Голицыно, 2000.
Статья научная