Незаконная госпитализация в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях (ст. 128 УК РФ): некоторые проблемы квалификации и законодательной регламентации

Автор: Жинкин Андрей Алексеевич

Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica

Рубрика: Юридические науки

Статья в выпуске: 4, 2015 года.

Бесплатный доступ

В статье отражен авторский подход к решению дискуссионных вопросов квалификации преступления, предусмотренного ст. 128 УК РФ, сформулированы предложения по корректировке отечественного законодательства. Проводится разграничение ответственности лиц за незаконное помещение и незаконную госпитализацию в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях. Определяется субъект преступления по ч. 1 и 2 ст. 128 УК.

Уголовное право, квалификация преступления, субъект преступления, преступление против личной свободы, медицинская организация, психиатрическая помощь

Короткий адрес: https://sciup.org/14938159

IDR: 14938159

Текст научной статьи Незаконная госпитализация в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях (ст. 128 УК РФ): некоторые проблемы квалификации и законодательной регламентации

Незаконная госпитализация в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях (ст. 128 УК РФ) (далее – незаконная госпитализация), относится к числу посягательств против личной свободы и обладает определенной спецификой в ряду преступлений, предусмотренных гл. 17 УК РФ (далее – УК). Изначально рассматриваемое преступление именовалось как незаконное помещение в психиатрический стационар и приобрело свой нынешний вид благодаря изменениям, внесенным Федеральным законом от 21.11.2013 № 317-ФЗ. Во многом корректировка ст. 128 УК была обусловлена реформой законодательства о здравоохранении, в частности принятием Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ об охране здоровья), изменениями и дополнениями в Закон РФ от 02.07.1992 № 3185–1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (далее – Закон о психиатрической помощи).

Стоит отметить, что терминологические изменения в наименовании и диспозиции ст. 128 УК (как и в гл. 15 УК) почему-то не коснулись некоторых законодательных актов. Так, Федеральный закон от 07.05.2009 № 92-ФЗ «Об обеспечении охраны психиатрических больниц (стационаров) специализированного типа с интенсивным наблюдением» до сих пор содержит термин «психиатрический стационар». Согласно ст. 2 данного закона, психиатрический стационар – учреждение здравоохранения, предназначенное для проведения по решению суда принудительного лечения лиц, совершивших деяния, предусмотренные Особенной частью Уголовного кодекса Российской Федерации, в состоянии невменяемости, лиц, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания, если они по своему психическому состоянию представляют особую опасность для себя или других лиц и требуют постоянного и интенсивного наблюдения. Как мы видим, данный федеральный закон имеет непосредственное отношение к уголовно-правовой сфере. При этом налицо явное нарушение правил законодательной техники о единстве терминологии законодательства. Подавляющее большинство нормативных актов, в той или иной мере регулирующих вопросы госпитализации психически больных лиц (Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Налоговый кодекс

РФ и т. д.), в терминологической части уже унифицированы. Думается, что положения закона «Об обеспечении охраны психиатрических больниц (стационаров) специализированного типа с интенсивным наблюдением» следует скорректировать.

Закон о психиатрической помощи, также подвергшийся правке 25 ноября 2013 г., содержит термин «медицинская организация, оказывающая психиатрическую помощь в стационарных условиях». Интересно отметить, что данный термин был использован еще в Постановлении Правительства РФ от 25.05.1994 № 522 «О мерах по обеспечению психиатрической помощью и социальной защите лиц, страдающих психическими расстройствами», а именно в утвержденном этим постановлением «Положении об учреждениях, оказывающих внебольничную и стационарную психиатрическую помощь». Согласно данному документу, учреждением, оказывающим стационарную психиатрическую помощь, является учреждение государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, прошедшее в установленном порядке лицензирование и получившее право на деятельность по оказанию психиатрической помощи. Психиатрическую помощь оказывают самостоятельные специализированные учреждения и структурные подразделения других лечебно-профилактических, учебных и научно-исследовательских учреждений. Как мы видим, здесь термин «психиатрический стационар» не упоминается.

Рассматриваемое преступление не является для российского уголовного законодательства новым. Подобные составы содержались в Уголовном уложении 1903 г., УК РСФСР 1922, 1926 и 1960 гг.

Объект и субъективная сторона незаконной госпитализации достаточно подробно и с большой степенью однозначности раскрыты на страницах научной и учебной литературы. Некоторые трудности вызывает определение объективной стороны преступления и коррелирующие ему положения о субъекте преступления. Вопрос о последнем продолжает оставаться в науке дискуссионным. Ряд авторов указывают, что субъект преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 128 УК РФ, - общий [1, с. 385], иногда уточняя, что «обычно субъектами преступления выступают лица, в должностные обязанности которых входит принятие решения о госпитализации в психиатрический стационар (дежурный врач приемного отделения психиатрического стационара; лечащий врач госпитализированного лица; врач, оказывающий неотложную помощь). В случае принятия и исполнения решения о госпитализации неправомочными лицами (медсестра, фельдшер) они также подлежат уголовной ответственности по ч. 1 ст. 128 УК РФ» [2, с. 114-115]. Недостатком такого подхода является то, что признание в качестве субъекта преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 128 УК РФ, лиц, исполняющих служебные обязанности и использующих свое служебное положение, не позволяет отграничить составы ч. 1 и 2 рассматриваемой статьи.

В литературе высказывается мнение о том, что частные лица могут быть лишь соучастниками преступления [3, с. 91; 4].

А.С. Горелик считает, что субъектами рассматриваемого преступления являются только работники психиатрического стационара, а выбор квалификации преступления по части статьи зависит от выполняемых виновным функций. При выполнении чисто профессиональных функций (обследование, постановка диагноза) и за неправомерные действия по госпитализации ответственность наступает по ч. 1 ст. 128 УК, а при осуществлении распорядительных функций (в качестве заведующего отделением, председателя врачебной комиссии, руководителя лечебного учреждения) при незаконной госпитализации - по ч. 2 ст. 128 УК [5, с. 442]. Данная позиция представляется логичной, однако критикуется в литературе [6, с. 103].

Решение вопроса об объективной стороне преступления, как мы уже отмечали, напрямую зависит от корректной и всесторонней трактовки термина «госпитализация».

Словарь русского языка С.И. Ожегова определяет госпитализацию довольно широко, а именно как помещение в больницу, госпиталь для лечения [7, с. 130]. Аналогичные по смыслу определения можно часто встретить в медицинской литературе. При таком общем понимании мы, соответственно, признаем субъектами незаконной госпитализации вообще любых лиц, поместивших потерпевшего в медицинское учреждение, оказывающее психиатрическую помощь в стационарных условиях без надлежащих, установленных законом оснований либо в нарушение установленного законом порядка.

Мы уже говорили о том, что до внесения изменений законом от 23.11.2013 в ст. 128 УК РФ использовался термин «незаконное помещение в психиатрический стационар». Каким же образом соотносятся термины «госпитализация» и «помещение»? Представляется, что поместить человека в стационар может гораздо больший круг лиц, нежели чем осуществить госпитализацию. Так, поместить в психиатрическую больницу, то есть фактически доставить лицо в приемный покой, могут близкие, в том числе родственники, законные представители, соседи, работники правоохранительных органов и т. д. Процедура госпитализации же более узко специфична, имеет фактические и юридические основания. К их числу законодательство относит:

  • 1.    Наличие психического расстройства у лица и решение врача-психиатра о проведении обследования или лечения в стационарных условиях при наличии информированного добровольного

  • 2.    Постановление (определение) о назначении стационарной судебно-психиатрической экспертизы на основании норм ГПК РФ или УПК РФ; определение о принудительном направлении лица на экспертизу (ст. 283 ГПК РФ); постановление о помещении в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, для производства экспертизы (ст. 203 УПК РФ).

  • 3.    Установление факта психического заболевания у лица, совершившего запрещенное уголовным законом деяние, и решение суда о переводе (помещении) данного лица в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, принятое в порядке, предусмотренном ст. 435 УПК РФ.

  • 4.    Постановление суда об освобождении лица от уголовной ответственности (или от наказания) и о применении к нему принудительных мер медицинского характера в виде принудительного лечения в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях определенного типа; постановление суда об изменении или продлении применения указанных мер.

  • 5.    Направление комиссии по постановке граждан на воинский учет (или призывной комиссии) на обязательное стационарное психиатрическое обследование в рамках военно-врачебной экспертизы.

  • 6.    Направление специализированного бюро медико-социальной экспертизы на стационарное психиатрическое обследование лица с его согласия в рамках медико-социальной экспертизы в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Правилами признания лица инвалидом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 [8].

согласия лица (в отношении несовершеннолетнего в возрасте до 15 лет - согласия его законного представителя или решения органа опеки и попечительства) либо постановления судьи.

Таким образом, по своей правовой природе госпитализация лица есть не что иное, как правоприменительная процедура, тогда как фактическое помещение лица в медицинскую организацию может осуществляться как в рамках осуществления указанной процедуры, так и вне правоприменительного процесса. При этом преступными могут признаваться нарушения, допущенные как в ходе госпитализации, так и при помещении лица в медицинское учреждение.

Вопрос о госпитализации лица в медицинское учреждение, оказывающее психиатрическую помощь в стационарных условиях, до принятия соответствующего судебного постановления решается поэтапно. В процедуре госпитализации участвуют несколько врачей-психиатров. Во-первых, это врач, оформляющий направление на госпитализацию, либо врач скорой психиатрической помощи при экстренном вызове. Во-вторых, врач приемного покоя, опрашивающий лицо и оформляющий историю болезни. В-третьих, лечащий врач медицинского учреждения. В-четвертых, члены комиссии врачей-психиатров, обязанные освидетельствовать лицо, помещенное в медицинское учреждение, в течение 48 часов. Именно они, в соответствии со ст. 32 Закона о психиатрической помощи, принимают решение об обоснованности госпитализации. В случае признания госпитализации необоснованной лицо подлежит немедленной выписке. Если госпитализация признана обоснованной, представитель стационара обращается в суд с заявлением о недобровольной госпитализации лица. Это может быть главврач данного учреждения или его заместитель согласно положению о соответствующем медицинском учреждении, либо лицо, действующее по доверенности (речь идет о тех учреждениях, которые указаны в Приказе Минздрава России от 06.08.2013 № 529-н «Об утверждении номенклатуры медицинских организаций»).

Мы предлагаем отграничить ответственность лиц, совершивших действия, направленные на незаконное помещение в медицинскую организацию, и лиц, незаконно госпитализировавших потерпевшего. Соответственно выделяются три вида субъектов преступления.

В первом случае субъектами будут выступать лица, не относящиеся к медицинскому персоналу: родственники и близкие потерпевшего, соседи, сослуживцы и т. д. Общественная опасность их действий проявляется в нескольких аспектах. Во-первых, действуя умышленно, виновные стремятся к существенному ограничению свободы передвижения и выбора местонахождения потерпевшего, то есть посягают на его личную свободу. Безусловно, ущерб понесет честь и достоинство человека, ведь сам факт посещения бригадой экстренной психиатрической помощи в определенной степени дискредитирует лицо в глазах окружающих. Попытка незаконного помещения потерпевшего в психиатрическую больницу путем заведомо необоснованного вызова скорой медицинской помощи, доставления в приемный покой причиняет ущерб интересам государства или муниципалитетов, так как необоснованно расходует ресурсы медицинских учреждений. При этом квалифицировать действия виновных в рассматриваемом случае по ч. 1 ст. 128 УК нельзя, в связи с тем что они не являются субъектами данного преступления. Формально в юридическом смысле они не осуществляют госпитализацию, а только фактически помещают лицо в больницу либо совершают действия, направленные на незаконное помещение потерпевшего в медицинское учреждение.

Во втором случае субъектами преступления будут являться медицинские работники, принимающие участие в процедуре госпитализации лица на всех ее этапах, начиная от врача экстренной психиатрической помощи и заканчивая членами комиссии, освидетельствующей поступившего в учреждение. В данном случае действия виновных должны квалифицироваться по ч. 1 ст. 128 УК.

В третьей ситуации речь должна идти о лицах, добивающихся незаконной госпитализации с использованием своего служебного положения. Это может быть главврач стационара, должностные лица органов здравоохранения, иные государственные или муниципальные служащие, добивающиеся незаконной госпитализации потерпевшего с использованием авторитета занимаемой должности, «административного» ресурса и т. д. Действия этих лиц должны квалифицироваться по ч. 2 ст. 128 УК.

Как мы видим, действующая редакция ст. 128 УК не охватывает все случаи незаконного помещения в медицинское учреждение, оказывающее психиатрическую помощь в стационарных условиях. Исходя из изложенного, мы предлагаем ее новую редакцию.

Ст. 128 УК РФ. Незаконное помещение или незаконная госпитализация в медицинское учреждение, оказывающее психиатрическую помощь в стационарных условиях.

  • 1.    Действия, направленные на незаконное помещение заведомо не нуждающегося в психиатрической помощи лица в медицинское учреждение, оказывающее психиатрическую помощь в стационарных условиях.

  • 2.    Незаконная госпитализация лица в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях.

  • 3.    Деяния, указанные в ч. 1 или 2, если они совершены лицом с использованием своего служебного положения либо повлекли по неосторожности смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия.

По части первой субъект преступления общий – любые лица, не относящиеся к медицинскому персоналу. Важным условием привлечения их к уголовной ответственности будет являться наличие заведомого знания о том, что потерпевший не нуждается в психиатрической помощи. Лицо, не обладающее специальными медицинскими познаниями, может добросовестно заблуждаться относительно психического состояния лица и в силу этого пытаться поместить его в медицинское учреждение. Следовательно, субъективная сторона в данном случае будет выражаться виной в форме прямого умысла. В отличие от этой категории субъектов, в ч. 2 предлагаемой редакции статьи предусматривается ответственность врачей, принимающих участие в незаконной госпитализации и в конечном итоге принимающих коллегиальное решение о госпитализации. Для этой категории субъектов не требуется доказывания заведомости при незаконной госпитализации лица в силу наличия у них специальных медицинских познаний. По части третьей субъектами будут являться лица, добивающиеся незаконной госпитализации с использованием своего служебного положения.

Представляется, что предложенные нами коррективы позволят решить ряд дискуссионных вопросов, касающихся ст. 128 УК.

Ссылки:

  • 1.    Учебно-практический комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / под ред. А.Э. Жалинского. М., 2006. С. 385.

  • 2.    Уголовный закон в практике мирового судьи : науч.-практ. пособие / под ред. А.В. Галаховой. М., 2005. С. 114–115.

  • 3.    Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть : учебник / под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, А.И. Рарога, А.И. Чучаева. М., 2006. С. 91.

  • 4.    Уголовное право России : учебник : в 2 т. / под ред. А.Н. Игнатова, Ю.А. Красикова. Т. 2. М., 1998 ; и т. д.

  • 5.   Полный курс уголовного права : в 5 т. / под ред. А.И. Коробеева. Т. 2. СПб., 2008. С. 442.

  • 6.   Энциклопедия уголовного права. Т. 14. Преступления против свободы, чести и достоинства личности. СПб., 2010. С. 103.

  • 7.    Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1978.

  • 8.    Аргунова Ю.Н. Уголовная ответственность за незаконное помещение в психиатрический стационар // Правовые вопросы в здравоохранении. 2011. № 11.

Список литературы Незаконная госпитализация в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях (ст. 128 УК РФ): некоторые проблемы квалификации и законодательной регламентации

  • Учебно-практический комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации/под ред. А.Э. Жалинского. М., 2006. С. 385.
  • Уголовный закон в практике мирового судьи: науч.-практ. пособие/под ред. А.В. Галаховой. М., 2005. С. 114-115.
  • Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: учебник/под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, А.И. Рарога, А.И. Чучаева. М., 2006. С. 91.
  • Уголовное право России: учебник: в 2 т./под ред. А.Н. Игнатова, Ю.А. Красикова. Т. 2. М., 1998; и т. д.
  • Полный курс уголовного права: в 5 т./под ред. А.И. Коробеева. Т. 2. СПб., 2008. С. 442.
  • Энциклопедия уголовного права. Т. 14. Преступления против свободы, чести и достоинства личности. СПб., 2010. С. 103.
  • Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1978.
  • Аргунова Ю.Н. Уголовная ответственность за незаконное помещение в психиатрический стационар//Правовые вопросы в здравоохранении. 2011. № 11.
Статья научная