Незаконное производство и оборот алкогольной продукции, посягающие на порядок управления (статьи 327, 327.1 УК РФ)
Автор: Шайдуллина Э.Д.
Журнал: Вестник Казанского юридического института МВД России @vestnik-kui-mvd
Рубрика: Трибуна молодым
Статья в выпуске: 2 (4), 2011 года.
Бесплатный доступ
Данная статья раскрывает основные характеристики элементов составов преступлений, совершаемых в сфере производства и оборота алкогольной продукции и посягающих на порядок государственного управления (статьи 327 и 327.1 УК РФ). Кроме того, раскрываются отдельные вопросы, связанные с верной квалификацией указанных преступных посягательств, с которыми сталкивается правоприменитель в лице правоохранительных органов в своей повседневной служебной деятельности
Короткий адрес: https://sciup.org/142197379
IDR: 142197379
Текст научной статьи Незаконное производство и оборот алкогольной продукции, посягающие на порядок управления (статьи 327, 327.1 УК РФ)
Производство и оборот алкогольной продукции в России во все времена оказывали существенное влияние на развитие экономики, являясь одной из важнейших составляющих, влияющих на доходную часть бюджета, и, как следствие,
– во все времена находились под пристальным вниманием криминальных структур, желающих поучаствовать в перераспределении сверхприбылей в данной отрасли.
В настоящее время Уголовный кодекс РФ не предусматривает отдельной статьи (или статей) за незаконное производство и оборот алкогольной продукции.
Одной из групп преступлений, совершаемых в сфере незаконного производства и оборота алкогольной продукции, являются деяния, посягающие на порядок управления, а именно – на установленный федеральным законодательством порядок документооборота в исследуемой экономической деятельности. Ответственность за такие преступные посягательства наступает в соответствии со статьями 327 и 327.1 УК РФ.
Непосредственным объектом для данной категории преступлений являются общественные отношения, обеспечивающие нормальную деятельность органов государственной власти, связанную с порядком обращения марок акцизного сбора, специальных марок, а также иных официальных документов, подтверждающих законность деятельности лиц в сфере производства и оборота алкогольной продукции.
Предметом деяний, предусмотренных статьей 327.1 УК РФ, выступают марки акцизного сбора и специальные марки. Предметом преступлений, предусмотренных статьей 327 УК РФ, из перечисленных в диспозиции данной статьи предметов, для сферы незаконного производства и оборота алкогольной продукции могут выступать официальные документы, штампы, печати и бланки, подтверждающие законность деятельности лица в сфере производства и оборота алкогольной продукции. Все перечисленные предметы преступного посягательства обладают одним единым (общим) свойством – они являются такими объектами материального мира, которые правомочно изготавливать (создавать) и выпускать (сбывать, реализовывать) государство в лице определенных органов.
В свою очередь, под официальным документом как предметом преступлений, предусмотренных статьей 327 УК РФ, следует понимать юридический документ [1], выполняющий правоустанавливающую либо правопрекращающую функцию, исходящий от государственных, муниципальных органов, организаций, предприятий, учреждений, их должностных лиц, а также юридических и физических лиц, в том случае, если государство признает их юридический статус [2]. Документ же, составленный частным лицом либо от имени несуществующей организации, не может считаться официальным и не является в данном случае предметом преступления [3].
Штампы представляют собой ручную печатную форму, содержащую реквизиты, предназначенные для производства оттисков при составлении документов. По форме штампы могут быть разных видов: прямоугольные, квадратные и т.д. Они содержат реквизиты предприятия, учреждения, организации, физического лица, выдающего документ, дату выдачи и номер документа, назначение штампа. Под печатями понимается клише с вырезанными знаками, обозначающими реквизиты предприятия, учреждения или организаций. Выделяются гербовые и простые печати [4].
Бланк – это лист бумаги или сброшюрованные книжки определенной формы (бланки паспортов, военных билетов и т.п.) с оттиском углового или центрального штампа либо с напечатанным любым способом текстом штампа либо иным текстом, используемые для составления документа (бланк лицензии, заявления и др.). Есть так называемые бланки строгой отчетности, которые, как правило, имеют номер, а иногда и серию, зарегистрированные в установленном порядке и имеющие специальный режим использования [5].
Статья 327.1 УК РФ является специальной по отношению к статье 327 УК РФ. Специальный характер нормы заключается в особом предмете подделки – марок акцизного сбора и специальных марок, защищенных от подделок.
При этом возникает вопрос: если существует специальная норма, то следует ли включать в классификацию преступлений в сфере незаконного производства и оборота алкогольной продукции статью 327 УК РФ?
На наш взгляд, стоит, т.к. к незаконному производству и обороту алкогольной продукции следует отнести не только использование в своей преступной деятельности ранее подделанных специальных либо акцизных марок, но также иных сопроводительных документов, подтверждающих законность осуществляемой деятельности.
Так, для реализации алкогольной продукции преступники используют поддельные документы, штампы, печати и бланки следующими способами. Подставные фирмы, используемые для увода «в тень» сделок с алкогольной продукцией, могут быть зарегистрированы либо по чужим паспортам, либо по фиктивной доверенности на несуществующих лиц. Расчетный счет, реквизиты и печать этой фирмы используется производителем (реализатором) алкоголя при оформлении бухгалтерских, договорных, товарнотранспортных и иных документов на продажу алкогольной продукции. Для создания видимости, что дальнейший оборот алкогольной продукции осуществляется легитимно, подделываются товарно-транспортные накладные, а также необходимые справки и уведомления [6]. Подпись на оформляемых документах от имени покупателя ставится произвольно. На случай же проверки правоохранительными и иными контролирующими органами изготавливаются также договоры купли-продажи данной партии фальсифицированной винно-водочной продукции у какой-нибудь несуществующей фирмы, выписываются доверенности на вымышленных лиц [7].
Примером вышесказанного может послужить уголовное дело в отношении Адамяна, который в ходе осуществления незаконной предпринимательской деятельности, связанной с оборотом алкогольной продукции, с целью облегчения совершения данного преступления незаконно подделал документы – товарно-транспортные накладные, договор поставки на алкогольную продукции, которые предоставлял правоохранительным органам при незаконной перевозке водочной продукции. За свои действия Адамян осужден, в частности, по части 2 статьи 327 УК РФ [8].
С субъективной стороны преступления, предусмотренные статьями 327 и 327.1 УК, РФ характеризуются умышленной формой вины в виде прямого умысла. Для таких действий, как подделка документов, изготовление штампов, печатей, бланков (ч. 1 ст. 327 УК РФ) и изготовление марок акцизного сбора или специальных марок (ч. 1 ст. 327.1 УК РФ) необходимо установление специальной цели: дальнейшее использование либо сбыт предметов преступления. Кроме того, часть 2 статьи 327 УК РФ предусматривает специальную цель в виде сокрытия другого преступления или облегчения его совершения. Также для части 3 статьи 327 и части 2 статьи 327.1 УК РФ обязательным признаком состава преступления является изначальная осведомленность лица об использовании им подложного документа либо марок акцизного сбора и специальных марок.
Признаки общественно опасных действий, предусмотренных статьями 327 и 327.1 УК РФ, частично схожи.
Под подделкой официальных документов, штампов, печатей и бланков (ч.1 ст. 327 УК РФ) следует понимать изготовление фальшивого, фиктивного документа. Существуют две разновидности подделки документов – полная либо частичная. Подделка может быть произведена различными способами: путем полного изготовления фальшивого документа, когда поддельным является не только содержание документа, но и сам бланк – материальная основа документа (полная подделка); путем внесения заведомо ложных сведений в чистый подлинный бланк документа, а также изменения содержания подлинного документа путем подчистки, дописки, травления, изменения даты, исправления текста и иных подобных действий [9].
Внешне подложный документ должен иметь сравнительно высокую степень сходства с подлинным, а если подлинного не существует – то с обычным документом такого рода. Окончанием же подделки следует считать момент, когда виновный субъективно посчитает созданный им предмет обладающим высокой степенью сходства (в первую очередь внешнего или формального сходства) с истинным документом либо пригодным для его обманного использования с учетом особенностей сложившейся обстановки. При материальных подлогах факт подделки устанавливается с помощью экспертизы [10].
Изготовление (штампов, печатей и бланков – ч. 1 ст. 327 УК РФ, а также марок акцизного сбора и специальных марок – ст. 327.1 УК РФ) – их создание из исходных материалов противоправным способом с использованием специально приспособленного или изготовленного оборудования с нарушением установленных нормативными актами требований от имени несуществующих юридических лиц, а равно внесение в содержание или форму указанных предметов исправлений, изменений, дополнений и т.п. [11]. Следуя логическому толкованию уголовного закона, изготовление, применительно к статье 327.1 УК РФ, включает в себя и подделку марок акцизного сбора и специальных марок. Поэтому если на знаке соответствия вместо одного обозначения проставляется другое, то такая манипуляция свидетельствует о появлении нового предмета, т.е. о его изготовлении [12].
Сбыт, указанный в статьях 327 и 327.1 УК РФ, представляет собой реализацию предметов преступного посягательства различными способами (продажа, обмен, дарение и т.п.). Моментом окончания сбыта считается момент реализации единичного экземпляра поддельного документа, штампа, печати, бланка, марки акцизного сбора или специальной марки [13].
При этом возникает вопрос, в случае если лицо сначала изготовило в целях сбыта, а затем сбыло вышеперечисленные предметы, каким образом осуществлять квалификацию его деяния – как продолжаемое преступление либо как совокупность. Мы полагаем, что в данном случае будет иметь место продолжаемое преступление, т.к. изготовление в целях сбыта является одним из подготовительных звеньев к последующему сбыту поддельных документов, штампов, печатей, бланков, марок акцизного сбора или специальных марок. Однако необходимо учитывать, что моментом окончания изготовления считается момент создания единичного экземпляра предмета преступления [14].
Примером вышесказанного может послужить уголовное дело в отношении Шаядзанова, который, работая продавцом-фотографом и имея свободный доступ к компьютеру, копировальной и множительной технике, изготовил с целью сбыта поддельные специальные марки на крепкие спиртные напитки – водку «Старая Казань», в количестве 520 штук, которые в последующем сбыл. Позже он же изготовил поддельные специальные марки на водку «Усадская хлебная» и на шампанское «Советское шампанское», общим количеством 92 штуки, которые впоследствии сбыл. После этого Шаядзанов изготовил поддельные специальные марки на водку «Старая Казань» (2 978 штук), «Тысячелетие Казани» (2 854 штук) и на шампанское «Советское шампанское» (2 489 штук), которые впоследствии сбыл. Действия Шаядзанова квалифицированы судом по части 1 статьи 327.1, части 1 статьи 327.1 и части 1 статьи 327.1 УК РФ как изготовление в целях сбыта и сбыт поддельных специальных марок, защищенных от подделок [15].
Использование заведомо подложного документа (ч. 3 ст. 327 УК РФ) представляет собой действия, связанные с его предъявлением соответствующему должностному лицу либо предоставлением в государственные или негосударственные организации, если документ остается в распоряжении этих организаций. Преступление, предусмотренное частью 3 статьи 327 УК РФ, считается оконченным в момент использования заведомо подложного документа независимо от того, получил ли виновный желаемые права либо освободился от обязанностей [16].
Не образуют состава преступления, предусмотренного частью 3 статьи 327 УК РФ, действия лица, заключающиеся в обманном использовании подлинного документа (например, один документ выдается за другой), в предъявлении документа, содержание которого не соответствует действительности, в результате извинительной ошибки должностного лица, изготовившего документ и т.п. Такие действия могут быть квалифицированы по иным статьям УК РФ, в зависимости от направленности умысла виновного [17].
Нередко при незаконном производстве и обороте алкогольной продукции лицо, занимающееся указанной деятельностью, сначала подделывает документ, а впоследствии сам же его и использует. В связи с этим в правоприменительной практике могут возникнуть проблемы, связанные с квалификацией таких преступных деяний. На наш взгляд, правы те авторы [18], которые исключают в таких случаях квалификацию по части 3 статьи 327 УК РФ. Квалифицировать действия лица, подделавшего документ и использующего его, по совокупности преступлений, предусмотренных частями 1 и 3 статьи 327 УК РФ, по сути, то же самое, что квалифицировать действия виновного одновременно и за приготовление к преступлению, и за данное же оконченное преступление. К тому же указание в диспозиции части 3 статьи 327 УК РФ на признак заведомости ориентирует на то, что речь идет о другом лице, не подделывавшем документ, потому что для подделывателя документа такое указание не имеет смысла [19].
Использование марок акцизного сбора и специальных марок (ч. 2 ст. 327.1 УК РФ) подразумевает извлечение полезных свойств указанных документов посредством размещения их на алкогольной продукции, выпущенных на продажу или иным способом реализуемым соответствующим товаром. Моментом окончания преступления, предусмотренного частью 2 комментируемой статьи, считается момент выпуска в продажу (предъявления для реализации в иной форме, например предоставление товарного кредита, использование в качестве залога) единичного экземпляра товара, маркированного поддельной маркой акцизного сбора, специальной маркой или знаком соответствия, подлежащими защите от подделок [20].
Существует одна особенность при квалификации деяний, предусмотренных частью 2 статьи 327.1 УК РФ. Казалось бы, формулировка, использованная в диспозиции данной нормы, ничем не отличается от той, которая имеет место в части 3 статьи 327 УК РФ. Однако в части 2 статьи 327.1 УК РФ применительно к незаконному производству и обороту алкогольной продукции предусмотрена ответственность за использование заведомо поддельных марок акцизного сбора и специальных марок, защищенных от подделок. Максимальная же санкция по части 3 статьи 327.1 УК РФ – лишение свободы на срок до пяти лет, которая строже санкции части 1 статьи 327.1 УК РФ (т.е. три года лишения свободы). Получается, что лицо в данном случае при подделке марок акцизного сбора или специальных марок должно отвечать по части 3 статьи 327.1 УК РФ, предусматривающей более строгое наказание (ч. 1 ст. 69 УК РФ). В то же время если обратиться к санкциям частей 1 и 3 статьи 327 УК РФ, то оказывается, что, наоборот, более строгой является максимальная санкция, предусмотренная частью 1 статьи 327 УК РФ (до двух лет лишения свободы), причем часть 3 статьи 327 УК РФ вообще не предусматривает наказания в виде лишения свободы. Из сказанного также вытекает, что лицо, подделавшее марку акцизного сбора или специальную марку с целью ее использования, но не использовавшее ее по причинам, не зависящим от воли виновного, должно привлекаться к ответственности за приготовление к преступлению (ч. 1 ст. 30 УК РФ), предусмотренному частью 3 статьи 327.1 УК РФ [21].
Субъектом преступлений, связанных с незаконным производством и оборотом алкогольной продукции, ответственность за которые наступает в соответствии со статьями 327 и 327.1 УК РФ, является физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.
Подводя итог, хочется отметить следующее: преступления в сфере незаконного производства и оборота алкогольной продукции, связанные с нарушением установленного федеральным законодательством порядка документооборота в исследуемой экономической деятельности, надлежит квалифицировать по статьям 327 и (или) 327.1 УК РФ. Приведенная же уголовноправовая характеристика рассматриваемых преступных деяний и вопросы квалификации могут лечь в основу рекомендаций для правоохранительных органов
Список литературы Незаконное производство и оборот алкогольной продукции, посягающие на порядок управления (статьи 327, 327.1 УК РФ)
- Агаев Г.А. оглы. Преступления против порядка управления: проблемы теории и практика применения законодательства: дисс. … д.ю.н. СПб., 2006. С. 279-280.
- Шаталов А.С., Ваксян А.З. Фальсификация, подделка, подлог. М.: Лига Разум, 2004. С. 7.
- Саруханян А.Р. Преступления против порядка управления: общая характеристика, вопросы квалификации: дисс. … к.ю.н. Ставрополь, 2002. С. 105-106.
- Завидов Б.Д. Отдельные преступления против порядка управления (ст. 324-327.1 УК РФ) (комментарии уголовного законодательства//СПС КонсультантПлюс, 2008.
- Гордеев Я. Суррогатный бизнес//Аргументы и факты. Регион. 28.04.2009-04.05.2009. № 17. С. 14.
- Архив Советского районного суда г. Казани: дело № 1-519/05. 2005 г.
- Козаченко И.Я., Незнамова З.А. Уголовное право. Особенная часть http://www.ozon.ru/context/detail/id/3781920/>: учебник. М.: НОРМА, 2008. С. 699.
- Калегина О.И. Поддельный документ как предмет и средство совершения преступления: автореф. дисс.… к.ю.н. Краснодар, 2006. С. 11.
- Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации/под ред. А.И. Чучаева. 2-е изд., исправл., доп. и перераб. М.: Московская государственная юридическая академия. 2010. С. 256-257.
- Архив Аксубаевского районного суда РТ: дело № 1-45/2007 г. 2007 г.
- Уголовное право России. Части Общая и Особенная: учеб./под ред. А.В. Бриллиантова. М.: Проспект. 2010.С. 1159.
- Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: учебник. Изд. 2-е, исправл. и доп./под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, А.И. Рарога, А.И. Чучаева. М.: ИНФРА-М, 2010. С. 715.