Нижегородский период в жизни и творчестве М. Горького: пути становления художественного сознания
Автор: Захарова Виктория Трофимовна, Уртминцева Марина Генриховна
Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu
Рубрика: Русская литература
Статья в выпуске: 2 (45), 2018 года.
Бесплатный доступ
Цель данной статьи - изложение аргументов и обоснование тезиса о синтетическом типе художественного мышления писателя, основные черты которого проявились уже в конце 90-х - начале 900-х годов. Новизна предпринятого исследования - доказательство актуальности пересмотра сложившейся концепции раннего творчества писателя, согласно которой его произведения исключаются из анализа явлений Серебряного века. Определяя вектор исследования, авторы статьи обратились к эпистолярию и фельетону, ставя перед собой задачу проследить, как в способах речевого выражения в этих мыслеформах проявились черты неореалистического типа художественного мышления Горького. Включе- ние материала переписки, где эстетическое кредо Горького облечено в форму диалога с адресатом, позволило установить, что в терминах, уточняющих определение реализма: «вещественный» реализм, «одухотворенный», «возвышенный до символа», было дано определение нового типа художественного сознания, впоследствии названного неореалистическим. Анализ эпистолярия вписан в контекст обобщенной характеристики оценок литературной критикой начала ХХ в. первых двух томов его рассказов, что устанавливает онтологический статус поставленной проблемы - определение основных черт индивидуального почерка Горького-художника. Феномен Горького стал стимулом совершенствования философско-эстетической деятельности. Литературная критика рассматриваемого периода обозначила главный вектор его внутреннего развития: глубинную сопряженность творчества писателя с национальной классикой, с традициями устного народного творчества, европейской философией и культурой, обозначив в качестве доминирующего качества его прозы «символизм» как показатель новизны художественного сознания автора. Чертами неореализма отмечено не только художественное творчество писателя, но и его публицистика нижегородского периода. Исследование стилевого своеобразия фельетонов показало, что обновление прозаического письма в ограниченном рамками жанра пространстве идет по пути осмысления конкретного факта в масштабе общенационального бытия - с указанием на онтологически- и аксиологически значимые константы духовной жизни народа. В результате проведенного исследования сделан вывод о том, что основные эстетические принципы неореализма, обозначенные в переписке Горького, были позднее отмечены литературной критикой в его художественных текстах, нашли воплощение в его публицистике нижегородского периода.
М. горький, художественное сознание, неореализм, переписка, публицистика, литературная критика
Короткий адрес: https://sciup.org/14914701
IDR: 14914701 | DOI: 10.24411/2072-9316-2018-00022
Список литературы Нижегородский период в жизни и творчестве М. Горького: пути становления художественного сознания
- Боцяновский В. В погоне за смыслом жизни//Критические статьи о произведениях Максима Горького. СПб., 1901. С. 161-180.
- Геккер Н. «Двадцать шесть и одна», поэма М. Горького//Критические статьи о произведениях Максима Горького. СПб., 1901. С. 210-215.
- Зайцев Б.К. Чехов//Зайцев Б.К. Далекое. М., 1991. С. 277-394.
- Лазарев В.Н. Владимиро-Суздальская Русь//Искусство древней Руси. Мозаики и фрески. М., 2000. С. 87-102.