Нормативно-правовые акты и их актуальность в сфере сотрудничества государств в борьбе с экономическими преступлениями
Автор: Добрынинский А.В.
Журнал: Форум молодых ученых @forum-nauka
Статья в выпуске: 5 (46), 2020 года.
Бесплатный доступ
В настоящее время большое значение приобретает участие государств в деятельности международных организаций и различных институтов, занимающихся вопросами противодействия экономическим преступлениям, а также информационное и техническое взаимодействие. Создание механизмов контроля за соблюдением международно-правовых актов по борьбе с преступлениями и их предупреждением играет не менее важную роль.
Государства, международное сотрудничество, экономические преступления, конвенция, коррупционные преступления, отмывание преступных доходов
Короткий адрес: https://sciup.org/140289914
IDR: 140289914
Текст научной статьи Нормативно-правовые акты и их актуальность в сфере сотрудничества государств в борьбе с экономическими преступлениями
В самом общем виде экономические преступления можно рассматривать как общественно опасные деяния, которые посягают на экономические отношения и причиняют им материальный ущерб.
Объектом данных преступления является общественные отношения в сфере экономики.
Международное сотрудничество по противодействию экономическим преступлениям в узком смысле тесно связано с взаимодействием государств по уголовно-правовым и процессуальным вопросам. В данном случае подразумеваются формы международного сотрудничества, непосредственно регламентированные в соответствующих соглашениях [8].
В настоящее время в сфере организованной преступности тенденции развития свидетельствуют о «расширении транснационального характера преступной деятельности, развитии международных связей организованных групп и преступных сообществ разных стран» [9].
Данное обстоятельство также подтверждает необходимость международного сотрудничества. Возникает необходимость в более широком подходе к правовому регулированию противодействия преступлений. Такой подход предусматривает не только принятие целого ряда конвенций по борьбе с отдельными видами преступлений, но и высокую степень их детализации для того, чтобы охватить все аспекты правового регулирования противодействия.
В конвенциях по борьбе с экономическими преступлениями содержание понятия международного сотрудничества сведено к взаимодействию государств по уголовно-процессуальным вопросам.
Так, в Палермской Конвенции ООН регламентированы процедуры международного сотрудничества «в целях конфискации доходов от преступлений, имущества и других средств совершения преступлений, а также вопросы распоряжения конфискованными доходами от преступлений или имуществом» [10].
Предусмотрены такие формы сотрудничества, как выдача и передача осужденных лиц, взаимная правовая помощь, а также совместные расследования. Вместе с тем стоит отметить, что в структуре Палермской Конвенции в отдельную главу не вынесены вопросы международного сотрудничества.
Конвенция вообще не имеет разделов. Отсутствие разделения на главы могло быть вызвано сложностью самой Конвенции, где предпринята попытка урегулировать борьбу комплексно с несколькими транснациональными преступлениями. Однако, это способствует отнесению всех положений Палермской Конвенции ко всем видам криминализуемых деяний без специально отсылки, в том числе и по вопросам сотрудничества.
Коррупционные преступления являются предметом особого внимания государств как самостоятельны вид транснациональных преступлений. В настоящее время борьбе с коррупцией посвящено порядка восьми конвенций, две из которых универсальные. Значительное внимание борьбе с коррупцией как с одним из основных видов транснациональных преступлений в универсальной Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности [4], а также Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003 г.[3].
На региональном уровне приняты следующие конвенции: Конвенция ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при заключении международных коммерческих сделок от 21 ноября 1997 г. [2], Конвенция о борьбе с коррупцией, затрагивающей должностных лиц Европейских сообществ или государств-членов Европейского союза от 26 мая 1997 г., Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г., Конвенция Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию от 4 ноября 1999 г.
Принятие значительного количества актов за относительно короткий период, свидетельствует о глобальном характере проблемы и необходимости ее регламентации. Указанными конвенциями охвачены самые разные регионы. К заключению этих конвенций привело осознание странами невозможности самостоятельного противодействия транснациональным экономическим преступлениям путем лишь внутригосударственного регулирования, а также необходимость международного сотрудничества для успешной борьбы с коррупцией. Вероятно, это вызвано различиями в правовых системах государств-участников, а также многоаспектностью явления коррупции и невозможностью регламентировать борьбу с ней в одном документе [11].
В нормативную базу по противодействию могут быть также включены следующие документы: Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступно деятельности от 8 ноября 1990 г., Конвенция Европейского союза о защите финансовых интересов от 26 июля 1995 г. и другие международные соглашения.
Вышеперечисленные документы образуют нормативную базу противодействия экономическим преступлениям. Однако, без правоприменительного механизма, она вряд ли может быть эффективной сама по себе. В связи с чем, очевидными становится «необходимость правоприменительной деятельности в сфере борьбы и наличие конвенционных механизмов, контролирующих выполнение положении конвенций»[10].
Институциональная основа противодействия, представляющая собой деятельность международных организаций в указанной области, и конвенционная основа тесно взаимосвязаны. Являясь разработчиками положении международных документов в сфере борьбы с коррупцией, международные организации сами создают нормативную основу, а впоследствии и воплощают ее положения. Таким образом, нормативная база и антикоррупционные институты взаимообусловлены и взаимосвязаны.
В отличие от Палермской Конвенции, Конвенция ООН против коррупции имеет четкую структуру, в главе IV регламентированы вопросы международного сотрудничества. В этой главе содержится конкретный перечень форм международного сотрудничества и раскрывается их содержание. Представляется оправданным отнесение к вопросам международного сотрудничества как положения главы V Конвенции ООН против коррупции о вопросах компенсации и мерах по возвращению активов, так и положения главы VI, регулирующей обмен информацией и оказание технической помощи. Дополнительно, в отношении конвенций Совета Европы следует отметить, что в их структуре также предусмотрены отдельные разделы, посвященные вопросам международного сотрудничества. В обеих Конвенциях Совета Европы, как и в Конвенции ООН против коррупции, смысл и содержание понятия международного сотрудничества сводится к процессуальным вопросам.
В Конвенции ОЭСР не предусмотрен специальный раздел, посвященный вопросам международного сотрудничества, однако содержится ряд положении, регулирующие вопросы взаимной правовой помощи и экстрадиции.
Таким образом, конвенционное понятие международного сотрудничества охватывает взаимодействие государств-участников исключительно по уголовно-процессуальным вопросам. При этом в конвенциях указаны лишь некоторые форм возможного взаимодействия государств и определены общие механизмы.
Ряд конвенций содержит указание на необходимость заключения государствами двусторонних и многосторонних соглашений с целью повышения эффективности сотрудничества государств по борьбе с экономическими преступлениями. Особенностью многосторонних соглашений по борьбе с преступностью является закрепленное в них право государств-участников в случае отсутствия двустороннего соглашения использовать конвенции в качестве правовой основы сотрудничества. Данное обстоятельство свидетельствует о тенденции к расширению взаимодействия государств, поскольку это создает дополнительную правовую основу для сотрудничества [12].
Российская Федерация является участницей ряда международных Конвенций по борьбе с экономическими преступлениями. В частности, Россия ратифицировала Конвенцию ООН против транснациональной преступности, Конвенцию ОЭСР о борьбе с подкупом иностранных должностных лиц, Конвенцию Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности, Конвенцию ООН против коррупции. Данные обстоятельства влекут за собой необходимость привести национальное законодательство в соответствие с международными обязательствами.
Обращаясь к российскому законодательству по борьбе с коррупцией, следует отметить, что понятие коррупции в России отличается от конвенционного определения. Определение содержится в Федеральном законе от 25 декабря 2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и включает в качестве признаков коррупции «злоупотребление служебным положением, дача и получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп и иное незаконное использование своего служебного положения вопреки интересам государства и общества с целью получения выгоды» [7].
Следует обратить внимание, что к числу криминализируемых деяний российское законодательство относит оконченные составы, что отличает его отмеждународных Конвенций, которыми предусмотрена криминализация обещания и предложения взятки. Кроме того, в законодательстве России указантакой криминализируемый признак как особая цель - получение выгоды имущественного характера. В международных документах по борьбе с коррупцией данный признак отсутствует, в качестве признака выступает предоставление или получение любого неправомерного преимущества.
Следующим деянием, подлежащим криминализации в соответствии с нормами Конвенции ООН против коррупции, является легализация преступных доходов. Согласно статьи 23 этой Конвенции деяниями, которые подпадаютпод криминализацию по указанному основанию, являются участие, пособничество, покушение, сговор, содействие при совершении преступлений.
Российское законодательство рассматривает деяния, связанные с легализацией преступных доходов, как преступления в сфере экономической деятельности. Среди них «легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем» (ст. 174 УК РФ), «легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления» (ст. 174.1 УКРФ), а также «приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем» [5].
Однако, следует отметить, что содержание данного деяния, предусмотренного Конвенцией ООН против коррупции, несколько шире, чем вУК РФ.
К Конвенция ОЭСР Российская Федерация присоединилась лишь в 2012 году. Конвенция ОЭСР является одним из первых документов по противодействию экономическим преступлениям и носит специфичный характер – она регламентирует вопросы подкупа иностранных должностных лиц в международных организациях.
Положения этой конвенции легли в основу последующих документах по борьбе с экономическими преступлениями.
Анализируя Конвенцию ОЭСР, можно увидеть механизм контроля за выполнением положений государствами-участниками. Данная работа осуществляется Рабочей группой ОЭСР. Являясь конвенционным органом, онанаделена надзорными функциями, предусматривающими мониторинг на предмет эффективности положений и мер, которые принимают государства участники.
Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что в международных Конвенциях по борьбе с преступлениями в экономической сфере содержатся понятия криминализируемых деяний в широком смысле, определены общие меры ответственности, а также основы сотрудничества государств.
Таким образом, несмотря на то, что ратификация ряда международных соглашений по борьбе с транснациональными преступлениямив экономической сфере была осуществлена относительно недавно, принимаемые в настоящее время меры по предупреждению и противодействию указанных преступлений свидетельствуют об активном участии Российской Федерации в развитии международного сотрудничества по обеспечению противодействия совершения преступлений в экономической сфере.
Список литературы Нормативно-правовые акты и их актуальность в сфере сотрудничества государств в борьбе с экономическими преступлениями
- Устав ООН. [Электронный ресурс]: // Официальное издание ООН. - Нью-Йорк, 1998.- Режим доступа: http://www.un.org
- Конвенция ОЭСР по борьбе с подкупом должностных лиц иностранных государств при проведении международных деловых операций от 21 ноября 1997 г. // Справочная правовая система "КонсультантПлюс". - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
- Конвенция ООН против коррупции, принятая Генеральной Ассамблее ООН от 31 октября 2003 г. // Справочная правовая система "КонсультантПлюс". - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
- Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. // Справочная правовая система "КонсультантПлюс". - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
- Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]:федер. закон от 13.06.1996 N 63-ФЗ ред. от 01.05.2016 // Справочная правовая система "КонсультантПлюс". - Режим доступа: http://www.consultant.ru.