Нормативно-правовые акты, регулирующие политические отношения в сфере новых медиа

Автор: Волков С.Ю., Никитенко В.А.

Журнал: Огарёв-online @ogarev-online

Статья в выпуске: 7 т.4, 2016 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена изучению законодательной базы, регулирующей деятельность различных политических субъектов в сфере Новых социальных медиа. Авторы подчеркивают очевидные пробелы в существующем законодательстве РФ и указывают на необходимость создания единой кодифицированной системы, которая предотвращала бы возможные злоупотребления, не допуская при этом существенного ограничения политических прав и свобод граждан.

Блоггинг, неправомерные действия в социальных сетях и блогах, новые медиа, нормативные акты, политические коммуникации

Короткий адрес: https://sciup.org/147250621

IDR: 147250621

Текст научной статьи Нормативно-правовые акты, регулирующие политические отношения в сфере новых медиа

Стремительное развитие Интернета привело к тому, что традиционные способы политической коммуникации дополняются новыми, более совершенными формами. Одним из важнейших последствий развития информационных технологий стали принципиально новые явления, такие как Новые медиа, во многом превосходящие своими возможностями традиционные СМИ и серьезно влияющие на траекторию их развития.

Блоги и социальные сети являются носителями наиболее актуальных политических новостей. Для блогосферы очень характерно распространение сведений через так называемых «лидеров мнения». Сегодня тысячу самых популярных русскоязычных блогов читают более 200 тысяч других блогеров [1]. Таким образом, тема, о которой напишут в первой тысяче блогов, имеет шанс быть растиражированной их читателями, и, следовательно, достичь максимальной аудитории. В то же время Новые медиа имеют и свои недостатки. Социальные сети и блоги предоставляют большую свободу распространения информации, что создает благоприятные условия совершения правонарушений.

В современном мире глобального развития политической и социально-экономической жизни на основе информационных и коммуникационных технологий основным объектом внимания становятся вопросы правовой организации интернет-пространства. Эти процессы активно происходят на различных интернет-площадках, существующих без точных географических границ, которые позволяли бы контролировать информационные потоки. Многочисленные проблемы интернет-пространства можно проследить и в сфере Новых медиа, которые активно используются государственными деятелями.

Содержание правового статуса лиц, участвующих в интернет-общении, сложно определить при массовом использовании социальных сетей, а правовой статус личности имеет основополагающее значение среди юридических аспектов любого общественного явления. Можно утверждать, что функционирование Новых медиа основано на реализации конституционных прав. К таким правам следует отнести:

  • 1)    право на объединение (в сфере Новых медиа формируются сообщества и группы по поводу самых разнообразных интересов, однако создание таких объединений не должно противоречить принципам, установленным Конституцией и законодательством РФ);

  • 2)    право на свободу мысли и слова (одна из причин привлекательности социальных сетей и блогов состоит в возможности свободно выразить свое мнение, суждение, оценку по какому-либо вопросу);

  • 3)    информационные права, связанные с распространением, передачей, получением и использованием информации) [2].

Реализация указанных конституционных прав часто сопровождается неправомерными действиями и влечет за собой нарушения законных прав и интересов граждан. К ним могут относиться незаконный доступ к персональным данным, разглашение конфиденциальной информации, нарушение авторских прав, мошенничество и т.п. Многие из этих вопросов урегулированы в рамках действующего отраслевого законодательства: например, в Уголовном, Административном, Гражданском и других кодексах РФ. Эти законы одинаково распространяются на субъекты реального и виртуального общения. Несмотря на это, действующие правовые акты во многом не учитывают личностные преобразования участников виртуального общения в социальных сетях и блогах.

Многие считают, что «виртуальная личность» формируется самостоятельно и чаще всего не совпадает с реальным субъектом общественных отношений. Как отмечает И.Н. Курносов, виртуальная личность - это виртуальное тело, имя (ник), набор определенных характеристик, в совокупности своей являющие виртуальный статус личности. Со временем граница между виртуальной и реальной действительностью может стать настолько прозрачной, что будет трудно определить, кто выступает субъектом реальных общественных отношений – «виртуальная личность» или «реальный человек» [3]. Именно поэтому возникает проблема регулирования социальных сетей с помощью закрепленных в законодательстве механизмов и процедур.

Новые медиа одинаково важны и для повышения эффективности государственного управления, и для развития институтов демократии гражданского общества. Помощь в развитии институтов демократии и гражданского общества выражается, прежде всего, в том, что социальные сети и блоги становятся действенным механизмом гражданской рецензии. Участники социальных сетей получают возможность быть услышанными властью, а все события находят свою оценку. Социальные сети на практике реализуют стремление каждого человека участвовать в управлении обществом [4]. Ярким примером служит ресурс «Электронная демократия» (e-democratia.ru), который является информационной площадкой общего пользования, предназначенной для публичного обсуждения волнующих тем, написания и отправки в организации открытых коллективных обращений граждан и публичной оценки гражданами полученных от организаций ответов [5].

Новые медиа укрепляют права на участие населения в управлении делами государства, в том числе через свободные выборы, предоставляя дополнительные возможности для проведения общественных дискуссий и повышая их качество. Они стимулируют демократические процессы, активность, инициативность, осведомленность и вовлеченность граждан в вопросы, связанные с государственным управлением.

Прозрачность деятельности государственных органов и политиков, которой способствуют блоги и социальные сети, уже привела к некоторой установке определенного поведения чиновников в рамках, рассматриваемых интернет-площадок. Например, в рамках специальной лекции для государственных деятелей Республики Татарстан, посвященной взаимодействию с населением в социальных сетях, в качестве основных задач чиновников были обозначены: информирование целевых аудиторий, демонстрация открытости, обратная связь и мониторинг пространства Новых медиа [8].

Особого внимания заслуживают проблемы, связанные с защитой основ конституционного строя и безопасности государства (например, от экстремистских проявлений, террористической деятельности) при функционировании Новых медиа. Основным источником угрозы государственной и общественной безопасности является деятельность террористических группировок, организаций и отдельных лиц, которая направлена на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение функционирования органов государственной власти. Не менее разрушительна экстремистская деятельность религиозных, националистических, этнических и иных организаций и структур, направленная на дезорганизацию единства и территориальной целостности государства, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране. Террористические и экстремистские организации находят своих сподвижников и в социальных сетях, и в блогах. Получил распространение так называемый «электронный джихад» или кибертерроризм [7].

Настоятельно назрела необходимость введения в юридическую практику целостной нормативной базы, регламентирующей отношения в социальных сетях, на основе которой можно было бы создать новую самостоятельную отрасль права . Ее главными целями станет формирование условий для регулирования политических отношений в социальных сетях и блогах, обеспечение информационной безопасности, защита законных интересов публичных образований, прав физических и юридических лиц. Одним из важнейших условий для этого является определение правовых границ функционирования Новых медиа в рамках процедур привлечения к юридической ответственности и введения ограничений и запретов. Необходимо создать единую кодифицированную систему, которая будет регламентировать деятельность пользователей социальных сетей и блогов.

Текущее состояние проблемы можно охарактеризовать следующим образом: во-первых, регулирование отношений в сфере Новых медиа на международном уровне практически отсутствует; во-вторых, ни в одной из стран мира нет кодифицированного законодательства, которое бы регулировало данную сферу взаимоотношений; в-третьих, в существующих источниках права есть масса пробелов и противоречий, связанных с правовым регулированием Интернета [8].

В современном российском законодательстве регулирование политической коммуникации в социальных сетях осуществляется с помощью нескольких нормативноправовых актов. Наиболее релевантными можно считать закон «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. (с изменениями от 24 ноября 2014 г.); закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» от 13 января 1995 г.; закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 25 января 1995 г.

Закон «О средствах массовой информации» является основополагающим документом при рассмотрении вопроса о правовом обеспечении политической коммуникации. В нем зафиксированы основные положения о процессах получения, распространения и использования информации, которые регулируют деятельность СМИ как основных распространителей информации в обществе.

Закон «Об информации, информатизации и защите информации» - не менее значимый закон, который касается информационной политики в Российской Федерации. В нем прописываются положения, касающиеся принципа информационной открытости органов государственной власти. Данный закон содержит очень важный пункт о том, что информация о деятельности государственных органов власти должна быть общедоступной.

1 августа 2014 года вступил в силу так называемый «Закон о блогерах» (№ 97-ФЗ от 5 мая 2014 года). Под этим названием получили известность поправки, внесенные в закон «Об информации, информатизации и защите информации» и другие законодательные акты с целью упорядочения    обмена    информацией    с    использованием    информационно телекоммуникационных сетей. Данный нормативный акт предполагает, что Роскомнадзор будет вносить в специальный реестр блогеров с аудиторией более 3000 посетителей в сутки, в результате чего блогеры наравне с журналистами должны будут нести ответственность за размещаемую в сети информацию.

К сожалению, данный закон имеет явные недостатки и нарушает конституционные права и свободы граждан. Многие популярные блогеры, например, Рустем Адагамов, Антон Носик, Илья Варламов и другие негативно отнеслись к принятию нового закона. «Я ничего не понимаю в этом законе и не понимаю, зачем он нужен. Он нарушает положения Конституции о свободе высказываний, и более того, в нем нет никакой необходимости: для привлечения к суду за клевету или искажение фактов у нас уже предостаточно законов. Мне кажется, это вежливая попытка намекнуть людям, что молчание – золото» [9]», – считает Дмитрий Чернышов (ЖЖ-юзер mi3ch, четвертое место в общем рейтинге пользователей «Живого журнала» на 2014 год).

Для того, чтобы общество могло поступательно развиваться с помощью информационных технологий, а граждане – пользоваться Новыми медиа без страха быть произвольно наказанными, государству необходимо совершенствовать законодательную базу в сфере Интернет-пространства. Делать это нужно на постоянной основе, подстраивая нормы права под непрерывно меняющуюся реальность. В последнее время в России наблюдается стремление обеспечить национальную безопасность и общественную стабильность ценой запрета на свободу выражения собственного мнения пользователей относительно деятельности властей. Однако без достижения баланса приоритетов свободы и безопасности невозможно построение правового государства и гражданского общества.

Список литературы Нормативно-правовые акты, регулирующие политические отношения в сфере новых медиа

  • Павлютенкова М. Ю. Блоггинг как форма связей с общественностью [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://viperson.ru/wind.php?ID=659124.
  • Губанов Д. А., Новиков Д. А., Чхартишвили А. Г. Социальные сети. Модели информационного влияния, управления, противоборства. - М., 2010. - 228 c. EDN: PFGVLV
  • Курносов И. Н. Информационное общество и глобальные информационные сети: вопросы государственной политики // Информационное общество. - 1998. - Вып. 6. - С. 29-36. EDN: HRNRWX
  • Пантелеев Б. Новые поправки в Закон о СМИ // ЭЖ-Юрист. - 2011. - № 30. - C. 10-14.
  • Перчаткина С. А., Черемисинова М. Е., Цирин А. М., Цирина М. А., Цомартова Ф. В. Социальные интернет-сети: правовые аспекты // Журнал российского права. 2012. № 5 (185). С. 14-24. EDN: OWQAVL
  • Гараева Ю. Высокопоставленные чиновники Татарстана прошли ликбез по соцсетям [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/politics/articles/2012/01/25/ban_dlya_chinovnika.
  • Полякова Т. А. Вопросы ответственности за использование информационно-телекоммуникационных систем в террористических и экстремистских целях // Российский следователь. - 2008. - № 1. - С. 24-27. EDN: IJQHBX
  • Сазонов В. Правовое регулирование социальных сетей. Как успеть за меняющейся реальностью [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://echo.msk.ru/blog/advokat_sazonov/1375070-echo/.
  • Луганская Д. И блог с ним. Как будет работать закон о блогерах [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rbc.ru/newspaper/2014/07/31/56be15219a7947299f72cc0d.
Еще
Статья научная