Нормативность права и правовая норма: проблема соотношения понятий
Автор: Чернышов С.В.
Журнал: Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право @vestnik-susu-law
Рубрика: Проблемы и вопросы теории и истории государства и права
Статья в выпуске: 13 (68) т.2, 2006 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/147148946
IDR: 147148946
Текст статьи Нормативность права и правовая норма: проблема соотношения понятий
В отечественной теоретической юриспруденции формальность и нормативность традиционно рассматриваются в качестве исходных признаков права как регулятивно-охранительной системы. При этом оговаривается, что право не регулирует не укладывающиеся в правовые стандарты варианты поведения (поведение обусловленное факторами сверхъестественного либо случайного характера). Однако, усиление тенденций различения права и закона обусловливает ситуацию когда в качестве правовых начинают рассматриваться варианты поведения не получившие своего формально-юридического закрепления в издаваемом от имени государства законодательстве. Более того, в рамках естественно-правовой концепции обосновывается положение в соответствие с которым законодательно закрепленный поведенческий стереотип в случае его противоречия основополагающим принципам естественного права (и, прежде всего принципу неотъемлемости прав и свобод личности, рассматриваемых в качестве первичных и потому приоритетных по отношению к публичным интересам государства и общества ценностей), утрачивает свою правовую сущность. Подобная ситуация позволяет отдельным авторам утверждать, что в последнее время нормативность как признак права во многом утрачивает свое значение.
Вместе с тем, на наш взгляд противопоставление юридико-позитивистского и естественно-правового подходов к правопониманию и, как следствие дифференциация права как социально-культурной ценности и права как исходящего от государства и, как правило, облеченного в документальную (писаную) форму императивного предписания (права-закона) не следует воспринимать как свидетельство утраты правом нормативного характера. В данном случае речь идет скорее об изменении подходов к пониманию формы (источника) права как содержащего правовую информацию текста (А.В. Поляков), нежели к отказу от нормативной природы права как регулятивноохранительной системы.
Представляется, что сама по себе нормативность права обусловлена его характеристикой в качестве системы норм. В контексте пред лагаемого подхода право целесообразно рассматривать в качестве нормативной общности включающей совокупность типовых правил поведения (материальных норм) и типовых процедур определяющих правил применения норм материального права (процессуальных норм). Таким образом, понятия нормативность права и норма права выступают в качестве взаимосвязанных и взаимообусловливающих категорий.
Принимая во внимание то, что социальноправовое регулирование поведения в обществе осуществляется на трех уровнях, которые могут быть определены в соответствии с общефилософским критерием как «общее - особенное - единичное». Автор предлагает соответственно этим уровням проводить и градацию правовых норм составляющих правовую систему. Следует дифференцировать общие исходные нормы (цели, принципы, дефиниции), нормы правила, локальные нормы.
Правовые нормы - начала носят исходный характер и представляют собой юридическую форму закрепления наиболее основополагающих принципов правотворчества и правореа-лизации. Данные нормы получают логическое развитие и конкретизацию в нормах - правилах, что не исключает их прямого действия. На содержащиеся в нормах-началах положения можно ссылаться при решении конкретного юридического дела, если надо обосновать правоприменительный акт тем или иным принципом права, либо подтвердить незыблемость какого-либо законодательного положения, либо усилить авторитетность принимаемого решения.
Нормы-правила составляют большую часть правовых норм и выступают в качестве инструментального основания системы права. Посредством данных норм закрепляются типовые стандарты нормального, с точки зрения официальной юридической оценки, поведения человека (группы людей) в обществе. С помощью норм-правил фиксируются как типовые стандарты правомерного (допустимого), так и противоправного (недопустимого) поведения. При этом норма излагается в соответствующем формально-юридическом источнике права (юридическом обычае, прецеденте, норматив-
Чернышов С.В.
но-правовом акте, нормативно-правовом договоре). Такое закрепление позволяет избежать двусмысленности, подмены правового предписания субъективными интерпретациями.
Локальные нормы содержат предписания, действующие в пределах так называемой ведомственной юрисдикции. Данные нормы не имеют уровня общности, свойственного исходным нормам или нормам правилам и отличаются более конкретным содержанием.
Выступая в качестве первичного элемента системы права, норма права в свою очередь
Нормативность права и правовая норма: проблема соотношения понятий представляет собой структурированное образование, включающее три элемента: гипотезу (условие), диспозицию (вариант поведения), санкцию (юридически значимые последствия) объединяемые логической взаимообусловленностью. При этом лишь триединство перечисленных элементов образует норму права. Отсутствие хотя бы одного из них означает, что выдаваемая за норму права логическая или словесная конструкция утрачивает юридическое значение, и, следовательно, перестает быть правовой нормой.