Новая драма для новых тинейджеров: к вопросу о типологических чертах современной драматургии

Автор: Черняк Мария Александровна

Журнал: Ученые записки Петрозаводского государственного университета @uchzap-petrsu

Рубрика: Литературоведение

Статья в выпуске: 7 т.42, 2020 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена выявлению основных типологических черт современной драматургии для подростков. Если «новая драма» XXI века является объектом серьезного осмысления отечественным литературоведением, то современная драма для подростков представляет собой абсолютно новое поле для научного осмысления. Выявление специфики этого феномена представляется очень актуальным. Современная драма для подростков, с одной стороны, обладает характерной для «новой драмы» дискурсивностью (деконструкция реальности, новый тип героя, эстетика травмы и др.), а с другой -отражает основные мотивы современной детской литературы (конфликты в школе, первая любовь, сиротство, неполные семьи, подростковый суицид, буллинг, насилие в семье и т. д.). Если новая драма для взрослых может быть понята и как антитеза, и как синтез исторических тенденций в репрезентации насилия, то новая драма для подростков в каком-то смысле продолжает традиции «чернушного» масскульта нулевых. Новое поколение молодых драматургов (И. Васьковская, А. Букреева, Ю. Тупикина, С. Орлова и др.) в своих зачастую эпатажных пьесах воплощают бесконечный абсурд нашей реальности. Жанровый и тематический репертуар современной драматургии для подростков достаточно репрезентативно отражает эстетические и социокультурные координаты времени.

Еще

Короткий адрес: https://sciup.org/147227305

IDR: 147227305   |   DOI: 10.15393/uchz.art.2020.529

Список литературы Новая драма для новых тинейджеров: к вопросу о типологических чертах современной драматургии

  • Букреева А. «Это тот случай, когда история воспитывает автора» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vtinform.com/interview/143171/?sphrase_id=13658272 (дата обращения 19.06.2019).
  • Всем, кого касается: современная подростковая драма. М.: Самокат, 2019. 144 с.
  • Гайнуллина С. Всем кого касается [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.b17.ru/article/ vsem_kogo_kasaetsa/ (дата обращения 29.02.2020).
  • Карась А. Формы новые нужны, драмы всякие важны [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.vremya.ru/2003/182/10/81296.html (дата обращения 22.03.2019).
  • Коротыч П., Маша Всё-Таки. «Мы в эпицентре русской драматургии» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lubimovka.ru/blog/736-my-v-epitsentre-russkoj-dramaturgii (дата обращения 12.02.2019).
  • Леман Х .-Т. Постдраматический театр. М.: ABCdesion, 2013. 312 с.
  • Липовецкий М. Театр насилия в обществе спектакля: философские фарсы Владимира и Олега Пресняковых // НЛО. 2005. № 3 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://magazines.gorky.media/nlo/2005/3/ teatr-nasiliya-v-obshhestve-spektaklya-filosofskie-farsy-vladimira-i-olega-presnyakovyh.html (дата обращения 10.04.2020).
  • «Новая социальность» в театре и кино. Круглый стол // Знамя. 2019. № 11 [ Электронный ресурс]. Режим доступа: https://magazines-gorky-media.turbopages.org/s/magazines.gorky.media/znamia/2019/11 (дата обращения 20.01.2020).
  • Руднев П. Драма памяти. Очерки истории российской драматургии. 1950-2010-е. М.: НЛО, 2018. 492 с.
  • Руднев П. Театральные впечатления // Новый Мир. 2005. № 11 [ Электронный ресурс]. Режим доступа: https://magazines.gorky.media/novyi_mi/2005/11/teatralnye-vpechatleniya-pavla-rudneva-12.html (дата обращения 11.11.2018).
  • Серебренников К. «Новая драма»: анкета ИК // Искусство кино. 2004. № 3 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://old.kinoart.ru/archive/2004/02/n2-article2 (дата обращения 11.11.2018).
  • Современная драма: путь к зрителю или пауза ожидания [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// literratura.org/non-fiction/2215-sovremennaya-drama-put-k-zritelyu-ili-pauza-ozhidaniya.html (дата обращения 10.04.2020).
  • Тупикина Ю. «Сначала мы были просто ртутными градусниками» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://screenstage.ru/?p=7320 (дата обращения 22.03.2019).
Еще
Статья научная