Новая образовательная парадигма
Автор: Арабян Кнарик Карапетовна
Журнал: Высшее образование сегодня @hetoday
Рубрика: Миссия университета XXI века
Статья в выпуске: 12, 2013 года.
Бесплатный доступ
Рассматривается система образования, которая в ведущих мировых странах претерпевает существенные изменения, что обусловлено многочисленными причинами, среди которых можно выделить трансформацию социально-экономических процессов, глобальную интеграцию во всех сферах деятельности и др. Все это неизбежно приводит к формированию новых требований к системе образования.
Образование, студент, преподаватель, вуз, работодатель, бизнес- сообщество, наука, образовательный процесс, электронное обучение, инновации, парадигма, информационные технологии
Короткий адрес: https://sciup.org/148320680
IDR: 148320680
Текст научной статьи Новая образовательная парадигма
ки зрения полезно проанализировать проблемы, возникающие при организации е-learning, и экстраполировать этот опыт на традиционное обучение. Несмотря на то, что представить современное образование без e-learning практически невозможно, до сих пор существуют разные толкования этого понятия и подходы к организации обучения с использованием информационных технологий.
По мнению И. Морозова, электронное обучение исчерпало свои возможности и будущее образования смещается от технологий к контенту, который обеспечивается посредством создания массовых открытых онлайн-курсов – учебных курсов, размещенных в Интернете [6]. Формирование массовых открытых онлайн-курсов многие эксперты считают новым этапом развития онлайн-образования, поскольку все ресурсы создаются ведущими преподавателями мировых университетов, являются открытыми и предоставляются на бесплатной основе. Одним из ключевых их преимуществ является возможность получения обратной связи при изучении курса, и этот фактор, среди прочих, по мнению экспертов, будет предопределять ка- чество онлайн-образования. Но возникает вопрос, если это образование носит массовый характер, то каким образом может поддерживаться обратная связь ведущих преподавателей с миллионами обучающихся? Под обратной связью в данном контексте имеется в виду именно связь с преподавателем, а не со специалистами технической поддержки. Это с одной стороны. С другой стороны, как бы качественно не был организован электронный курс и как бы не развивались информационные технологии, они не смогут передать неформализованные (неявные) знания. По мнению И. Нонака, Х. Такеучи, под трансформацией знаний понимается социальный процесс, происходящий между индивидуумами, а не в индивидууме [7]. Основной ценностью традиционной формы обучения, на наш взгляд, является именно возможность получения обратной связи между всеми участниками образовательного процесса, оперативное реагирование преподавателя на ожидания студента. Контрольные мероприятия отчасти позволяют получить такую обратную связь, но она разрывается во времени и обобщает общие тенденции, в связи с чем яв- ляется недостаточной. В исследованиях М. Полани есть такая фраза: «мы знаем больше, чем можем сказать» [8]. Но это «большее» может проявиться только в активных дискуссиях, обсуждениях между всеми участниками образовательного процесса, что и в конечном итоге формирует дополнительную ценность обучения и конкурентные преимущества для студентов и слушателей. Это особенно важно при получении высшего образования, когда студенту необходимо передать не просто набор отдельных знаний, а сформировать у него определенные навыки, позволяющие диагностировать проблему, формулировать задачи, находить качественную информацию в бесконечном потоке данных, принимать решения в условиях ограниченности ресурсов.
Существует мнение, что преподавателю нет необходимости передавать свой личный опыт и знания обучающимся. Но разве не в этом заключалась ценность образования во все времена? Более того, согласно статье 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации», образование – это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовнонравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Таким образом, образование включает в себя элемент наставничества, поскольку призвано помимо знаний, умений и навыков передать обучающемуся систему ценностных установок и определенного опыта, что многократно повышает ответственность конкретного учителя или преподавателя и предъявляет к нему новые дополнительные требования.
Качественное образование в ХХI веке невозможно представить без e-learning. При этом использование информационных технологий не должно быть самоцелью для преподавателя или образовательного учреждения, их сочетание и сфера использования должны быть направлены исключительно на повышение эффективности и качества обучения. Применяя инновационные технологии в образовательном процессе, следует помнить, что инновации бывают двух категорий: поддерживающие и подрывные[2, 14]. Несмотря на то, что теория подрывных инноваций, разработанная Клей-

тоном Кристенсеном в книге «The Innovator’s Dilemma: When New Technologies Cause Great Firms to Fail», рассматривалась применительно к коммерческим организациям, многие ее положения уместно экстраполировать на образовательные учреждения. Согласно его теории, к поддерживающим относятся инновации, применяющиеся в случаях, когда конкуренция вынуждает компанию производить более качественные продукты для своих потребителей. Применение подрывных инноваций преследует совершенно иную цель: максимизировать прибыль за счет простых и недорогих решений в краткосрочной перспективе за счет привлечения новых потребителей. Применение подрывных инноваций в образовании является очень опасной стратегией, которая может повлечь за со- бой существенные негативные последствия.
Получается, что противопоставлять e-learning (массовый открытый онлайн-курс) и традиционное обучение бессмысленно. Образовательный процесс стал другим, смешанным, и это нужно принимать как факт. Но как бы не менялись тенденции в системе образования, неизменным остается только одно – ключевая роль преподавателя в образовательном процессе.
ОБРАЗОВАНИЕ – ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМОЕ БЛАГО ИЛИ УСЛУГА?
Безусловно, образование – это общественно значимое благо. Образование – это право. Согласно статье 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. При этом гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии [17]. Вместе с тем образование может обладать признаками услуги, например, когда речь идет о дополнительном обучении. В такой ситуации часто у слушателя имеются сформированные ожидания, которые во многом определяются выбором конкретного образовательного учреждения, образовательной программы или даже преподавателя. В этом случае образование – услуга, причем доверительного характера, когда оценить качество полученного образования слушатель может только по окончании своего обучения (в данном случае под качеством понимается соответствие полученного результата ожиданиям слушателя).
Таким образом, образование – это, с одной стороны, общественно значимое благо, право, гарантированное Конституцией Российской Федерации. Но, с другой стороны, образование всегда имеет прикладное значение и ориентированность на бизнес, поскольку именно бизнес-сообщество в конечном итоге может оценить качество образования. Вместе с тем при оценке качества образования трудно оперировать понятиями «общественное благо» или «право», поэтому в этом случае представляется уместным говорить о качестве услуг.
Прежняя парадигма Недостаток информации.
Лекция – основной источник знаний.
Лекция – монолог преподавателя. Большие затраты на поиск и переработку информации.
Студент принимает на веру информацию, полученную от преподавателя (мнение преподавателя – закон). Превалирует классический подход в преподавании.
Превалируют классические формы контроля и итоговой аттестации. Отрыв полученных теоретических знаний от их практической реализации
Новая парадигма
Избыток информации разного качества.
Лекция – диалог, инструмент, позволяющий сориентировать студента в потоке информации и определить качество информации.
Наличие у студента практического опыта (отельных навыков, понимание профессии и др.).
Студент критически воспринимает информацию (преподаватель – эксперт, его мнение не всегда может быть единственно верным).
Неявные знания в обучении – источник конкурентного преимущества.
Смещение граней между формами занятий (лекции, семинары и др.).
Изменение ролей участников образовательного процесса.
Поиск новых технологий преподавания и контроля
Рис. Отдельные отличительные особенности прежней и новой образовательных парадигм
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОБРАЗОВАНИЯ
В чем особенность образования ХХI века ? Особенности образовательного процесса нашего столетия проанализированы в различных исследованиях. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного по заказу аналитического отдела британского журнала «Economist», опубликованного газетой «Таймс», и материалы Единой образовательной сети России «Дневник.ру» [15, 18].
Мы обобщили ключевые изменения, оказывающие значительное влияние на систему образования, среди которых можно выделить следующие:
– к 2040 году 65% школьников будут заниматься профессиями, которых пока не существует;
– ключевая роль преподавателя заключается в организации творческой командной работы под реальные задачи;
– массовое образование с применением инновационных технологий;
– наука как практико-ориентированная деятельность и др.
В статье «SMART-города: не за горами» Н.В. Тихомирова проводит подробный анализ особенностей перехода информационного общества на качественно новый виток развития. По ее мне- нию, «необходимость изменения системы образования в том числе обусловлена тем, что ежедневно объем глобальной сети увеличивается на 7 млн страниц и, согласно результатам последних исследований, в 2010 году в мире было сгенерировано 4 эксгабайта информации – а это больше чем за последние 5 тысяч лет» [11].
Среди особенностей современной системы образования можно выделить развитие двух противоположных процессов: интеграции и индивидуализации. Так, в статье 15 Федерального закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрена сетевая форма реализации образовательных программ, которая обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. По мнению Себастьяна Труна и Питера Норвига, к 2050 году в мире останется несколько университетов, в которых будут учиться несколько миллионов человек. Мы не в полной мере согласны с таким утверждением. Процессы интеграции и глобали- зации очевидны, они охватывают все мировое образовательное сообщество, включают в себя копирование, тиражирование ресурсов и знаний, что может привести к синергетическому эффекту в краткосрочной перспективе. А далее единственным конкурентным преимуществом будет являться качество, которое возможно достичь только при условии индивидуализации процесса обучения. Полагаем, что именно те образовательные учреждения, которые в процессе интеграции мирового образования создадут уникальные образовательные программы, ориентированные на потребности экономического развития с учетом интересов всех участников образовательного процесса, будут востребованы в долгосрочной перспективе. Важно отметить, что меняется и сама образовательная парадигма. На рисунке приведен сравнительный анализ некоторых характерных черт прежней и новой образовательных парадигм.
Смена любой парадигмы неизбежно приводит к изменению ожиданий участников образовательного процесса. Попробуем сформировать потенциальные ожидания студента.
Очевидно, что в эпоху непрерывного образования ключевой

задачей для образовательного учреждения является предоставление возможности студенту выстроить систему личных знаний, научить его использовать полученные знания, а также генерировать новые знания. И в этом важнейшую роль играют информационные технологии. В такой ситуации необходимо перестраиваться именно образовательным учреждениям от системы «передачи и ретрансляции информации» к системе «создания и генерирования знаний». Образование должно опережать развитие технологий. Но в ХХI веке технологии опережают образование, в связи с чем образовательные учреждения должны быть мобильными, быстро приспосабливаться к изменениям, предвосхищать тенденции и непрерывно совершенствоваться.
К ЧЕМУ ПРИВОДЯТ НЕОПРАВДАВШИЕСЯ НАДЕЖДЫ?
Очень важно, чтобы студент в начале своего обучения понимал значение выбранной профессии, чтобы у него постепенно формировались практические навыки, приближенные к реальной жизни. И ключевая роль в этом процессе отводится преподавателю, в связи с чем подготовка нового поколения преподавателей является стратегически важной задачей для государства.
Если ожидания студента не оправдываются, то он, как правило, испытывает разочарование и далее работает не по специальности. Недавно Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации опубликовала данные, которые вызвали большой резонанс в обществе, когда по результатам исследования стало понятно, что более 60% россиян работают не по специальности [19]. Целесообразным представляется продолжить данное исследование и выявить основные причины, которые привели к таким последствиям. При таком стечении обстоятельств, конечно, не оправдываются ожидания и потенциального работодателя. Причем, если обобщить опросы работодателей, среди причин, по которым они часто недовольны уровнем подготовки молодых специалистов, можно отметить как недостаточную практическую, так и теоретическую подготовку. В сложившейся ситуации некорректно перекладывать всю ответственность на образовательные учреждения, поскольку это проблема комплексная и решаться она должна системно с участием государства в части оценки востребованности тех или иных специальностей на рынке труда, мониторинга изменений в экономике и формирования соответствующей государственной политики.
Необходимо работать с ребенком еще в школьном возрасте как родителям, так и учителям, психологам для определения его талантов и сферы интересов. Например, в статье «Минобрнауки кардинально изменит систему дополнительного образования школьников» говорится о необходимости модернизации существующей системы дополнительного образования, которая устарела и требует существенной модификации. Предложенная программа дополнительного образования школьников, по словам В. Каганова, потребует существенных инвестиций, в связи с чем будет разработан механизм привлечения средств частного бизнеса. К данной программе к 2020 году планируется привлечь около 75% детей в возрасте от 7 до 18 лет [20]. Такие мероприятия будут способствовать решению многих проблем в системе образования и позволят школьникам более осознанно подойти к выбору будущей специальности, помогут талантливым детям реализовать свои способности.
О ПРОБЛЕМАХ И ПЕРСПЕКТИВАХ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Существующие проблемы в системе образования, на наш взгляд, необходимо решать системно и комплексно. При реформировании любой отрасли или сферы деятельности эксперты и специалисты часто занимают две противоположные позиции: либо слепое копирование мирового опыта, либо выбор особого пути. В условиях глобальной интеграции обособление приведет к изоляции, поэтому, конечно, необходимо анализировать и изучать различные модели образования, адаптировать лучшие мировые практики с учетом специфики социально-экономического развития. При этом не стоит отказываться и от трансформации под современные рыночные реалии накопленного опыта отечественной системы образования, в частности советской научной школы.
Университет ХХI века включает в себя три основных направления: учебный процесс, научные школы, предпринимательские центры. Все эти направления должны быть взаимосвязаны между собой и ориентированы на интересы общества. Сегодня недооценивается роль преподавателя в учебном процессе, практически отсутствуют центры подготовки преподавателей, преемственность научных школ, исследования носят не системный характер, а научные результаты часто не применимы на практике.
По мнению экономистов, современная мировая экономика является противоречивой и не может в полной мере восстановиться после глобального финансового кризиса 2008–2009 годов [16]. В решении этих проблем роль образования как ключевого фактора, влияющего на развитие человеческого потенциала государства, очень велика. Несмотря на то, что университеты сегодня начинают рассматривать как формальные рудименты современной системы образования, а альтернативные формы обучения воспринимаются как панацея, открытые образовательные ресурсы (иные альтернативны смешанному обучению) не смогут, на наш взгляд, заменить университеты по целому ряду причин, среди которых можно отметить следующие:
– качество образования заключается в системности и уникальности;
– обратная связь в онлайн-обу-чении ограничена;
– какие бы не были созданы уникальные ресурсы (курсы), так или иначе они будут иметь массовый характер, что может привести к формированию «шаблонного мышления», кроме того, прикладное применение полученных знаний может быть ограничено особенностями национальной экономики конкретного государства и практикой ведения бизнеса;
– образование может развиваться только на базе научных исследований.
В условиях неопределенности и противоречий меняется роль и значение образования. Но именно университеты нового поколения могут стать центрами воспроизводства интеллектуального потенциала и трансфера знаний, необходимыми для формирования конкурентоспособной экономики на мировом рынке.