Новелла И.С. Тургенева «Первая любовь» как палимпсест «Божественной комедии» Данте Алигьери

Автор: Липке Ш.

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Русская литература

Статья в выпуске: 4 (67), 2023 года.

Бесплатный доступ

В статье изучается новелла «Первая любовь» И.С. Тургенева как палимпсест творчества Данте Алигьери, в частности, его «Ада». При этом мы исходим из теории риторики Г. Хендерсона, который, опираясь на концепцию К. Берка, подчеркивает важность риторики для установления идентификации, особенно через выражение внутренних переживаний, в том числе несознательных, и через создание эмоциональной связи между адресантом и адресатом. Связи здесь возникают благодаря описанию диегетического пространства, в частности: попадания в него и выхода из него (встреча с дикими животными и с «Вергилием» в начале, выход через самые глубины отчаяния в финале). Это указывает на риторическую стратегию Тургенева, состоящую в установлении идентификации посредством параллелизма с «Адом» Данте. Ведь как в «Аде», так и в «Первой любви» подчеркивается трудность ведения повествования о пережитом опыте. Новеллу Тургенева с «Божественной комедией» связывает не в последнюю очередь средний возраст не только повествователя, но и самого автора на момент написания им произведения. Повествователь в обоих случаях обращается к тематике первой, болезненно пережитой и рано закончившейся любви. В этом ключе присутствует связь, но, прежде всего, не между Зинаидой и Беатриче, а между ней и Франческой да Римини, тем более что Зинаиде не хватает чистоты образа Беатриче. Множество параллелей возникает в связи с использованием приема «чтения внутри чтения». Эффект сильной идентификации достигается за счет того, что как у Данте, так и у Тургенева сострадание повествователя связывает его со страданием героини. Таким образом, связь новеллы «Первая любовь» с «Адом» способствует выражению чувств повествователя и возникновению идентификации между героями, повествователем, автором и читателем в традициях европейской литературы, начиная с Библии и рыцарских романов.

Еще

В.и. тюпа, к. берк, г. хендерсон, данте алигьери, и.с. тургенев, «божественная комедия», «первая любовь», палимпсест, риторика, образ автора и повествователь

Короткий адрес: https://sciup.org/149144347

IDR: 149144347   |   DOI: 10.54770/20729316-2023-4-118

Список литературы Новелла И.С. Тургенева «Первая любовь» как палимпсест «Божественной комедии» Данте Алигьери

  • Аюпов И.С. Дантовские параллели в романе И.С. Тургенева «Дым» // Вестник Ставропольского государственного университета: Филологические науки. 2009. № 60. С. 137-142.
  • Беляева И.А. Данте как скрытая причина спора: к вопросу о конфликте И.А. Гончарова с И.С. Тургеневым // Филологический класс. 2021. № 1. С. 190-205.
  • Беляева И.А. Тургенев и Гончаров: Дантовские мотивы // Поэзия филологии. Филология поэзии: сборник конференции, посвященной памяти А.А. Илюшина, которому 12 февраля 2017 года исполнилось бы 77 лет. М.: А.Н. Кондратьев, 2018. С. 190-196.
  • Боева Г.Н. Предвкушение фрейдизма: опыт интерпретации И.С. Тургенева «Первая любовь» // IV Фрейдовские чтения: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. СПб.: Восточноевропейский институт психоанализа, 2019. С. 80-92.
  • Вдовин А.В. Дантовский пласт в «Поездке в Полесье» И.С. Тургенева // Intermezzo festoso. Liber amicorum in honorem Lea Pild: историко-филологический сборник в честь доцента кафедры русской литературы Тартуского университета Леа Пильд. Тарту: Ülikooli Kirjastus, 2019. С. 90-100.
  • Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. М.: Intrada, 1999. 416 с.
  • Данте Алигьери. Божественная комедия / пер. с итал. М. Лозинского. Пермь: Пермская книга, 1994. 479 с.
  • Исрапова Ф.Х. Событие как «общее место» в прозаическом тексте // Семантические игры. Риторика художественного текста: сборник научных статей. Быд-гощ: Widawnictwo Uniwersytetu Kazimierza Wielkiego, 2016. С. 224-234.
  • Маркович В.М. Человек в романах И.С. Тургенева. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1975. 152 с.
  • Трофимова Т.Б. Тургенев и Данте (к постановке проблемы) // Русская литература. 2004. № 2. С. 169-182.
  • Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. 2-е изд., испр. и доп. Т. 6: Дворянское гнездо; Накануне; Первая любовь: [Романы, повесть], 18581860. М.: Наука, 1981. 495 с.
  • Тюпа В.И. Аналитика художественного (Введение в литературоведческий анализ). М.: Лабиринт, 2001. 226 с.
  • Тюпа В.И. Палимпсест нарративный // Тезаурус исторической наррато-логии (на материале русской литературы): коллективная монография / под ред. В.И. Тюпы. Москва: Эдитус, 2022. С. 274-277.
  • Dante Alighieri. La Divina commedia; con note tratte dai migliori commenti per cura di Eugenio Camerini. Milano: Sonzogno, 1898. 430 p.
  • Genette G. Palimpsestes: la littérature au second degré. Paris: Seuil, 1982. 467 p.
  • Henderson G. Reading the Signs with Kenneth Burke (1897-1993) // Литература двух Америк. 2020. № 9. С. 60-80.
  • Jackson R.L. Взаимосвязь «Фауста» Гете и «Комедии» Данте в замысле рассказа Тургенева «Фауст» // American Contributions to the Ninth International Congress of Slavists. Kiev, 1983. Vol. II: Literature, Poetics, History. Columbus, Ohio: Slavica, 1983. P. 240-249.
Еще
Статья научная