Новеллы УК РФ о противодействии деятельности, направленной на побуждение несовершеннолетних к суицидальному поведению
Автор: Артюшина Ольга Викторовна
Журнал: Вестник Казанского юридического института МВД России @vestnik-kui-mvd
Рубрика: Уголовное право и криминология
Статья в выпуске: 3 (29), 2017 года.
Бесплатный доступ
Введение: в статье исследуются изменения и дополнения, внесенные в УК РФ Федеральным законом от 7 июня 2017 года № 120-ФЗ «О противодействии деятельности, направленной на побуждение несовершеннолетних к суицидальному поведению», анализируется обоснованность дополнения УК РФ новыми статьями. Материалы и методы: автором используются диалектико-материалистический, логико-семантический, системно-структурный, а также сравнительно-правовой методы. Результаты исследования: подчеркивается актуальность и оправданность криминализации деяний. При этом обосновывается избыточность ст. 110.1 УК РФ, обусловленная объективной возможностью установления ответственности за склонение к самоубийству и содействие его совершению в ст. 110 УК РФ. Анализируются способы совершения доведения до самоубийства, а также склонения к совершению самоубийства и содействия совершению самоубийства. Дополняется перечень общих для этих деяний квалифицирующих признаков. Пересматриваются категории новых преступлений. Обсуждение и заключения: внесены предложения по регламентации и дифференциации уголовной ответственности за доведение до самоубийства и содействие его совершению, разработаны новые редакции статьи 110 УК РФ и санкций ч.1 и ч. 2 ст. 151.2 УК РФ.
Криминализация деяний, изменения ук рф, доведение до самоубийства, склонение к совершению самоубийства, содействие совершению самоубийства, преступления против жизни, интересы несовершеннолетних
Короткий адрес: https://sciup.org/142198011
IDR: 142198011 | DOI: 10.24420/KUI.2017.3(29).7374
Текст научной статьи Новеллы УК РФ о противодействии деятельности, направленной на побуждение несовершеннолетних к суицидальному поведению
Меняется мир – меняется преступность [1, С. 35]. Одним из проявлений этого выступает всеобщая компьютеризация, в результате чего возрастает количество преступлений (против личности, в сфере экономики и др.), совершенных с использованием компьютера [2, С. 50; 3, С. 2].
В условиях глобализации все более востребованными в криминальном мире становятся способы совершения преступлений, приводящие к массовым жертвам. Даже насильственные преступления, традиционно совершаемые путем прямого воздействия виновными на потерпевших, приобретают новые формы. Так, получило широкое распространение склонение несовершеннолетних к самоубийству в сети Интернет [4; 3, С. 2]. Не менее неожиданной стала выявленная в Краснодарском и Ставропольском краях, Смоленской, Тульской, Псковской и Астраханской областях продажа жевательной резинки, на вкладышах которой в качестве квест-игры потребителям предлагалось выполнить задания, в том числе опасные для жизни и (или) здоровья [5].
До принятия Федерального закона от 7 июня 2017 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части установления дополнительных механизмов противодействия деятельности, направленной на побуждение детей к суицидальному поведению»1 уголовная ответственность за такие действия не предусматривалась [2, С. 50; 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12].
Обзор литературы
За рубежом в настоящее время актуализируются исследования биологических, психиатрических аспектов подросткового суицида [13, 14, 15, 16] в отличие от работ, посвященных правовому анализу данной проблемы [17].
В отечественной литературе уголовно-правовое направление в исследованиях суицида получает все большее развитие [18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12]. Специалистами единогласно поддерживается криминализация деяний, побуждающих несовершеннолетних к суицидальному поведению. Большинством исследователей обосновывается необходимость дополнения УК РФ новыми статьями, предусматривающими ответственность за склонение к самоубийству и содействие его совершению. Предлагается также кри- минализировать «принуждение к самоубийству», «рекламирование средств и способов совершения самоубийства…», «пропаганду» и(или) «популяризацию» суицида среди несовершеннолетних [6, С. 47 – 48; 10; 11; 25, С. 122 – 123; 26, С. 97; 27; 28].
Отдельными авторами рассматривается возможность установления ответственности за данные деяния в уже имеющейся ст. 110 УК РФ [29, С. 8, 30, С. 28] и вносятся предложения по дополнению способов совершения этого преступления [31, С. 8; 32, С. 41].
В Федеральном законе от 7 июня 2017 года № 120-ФЗ, на наш взгляд, представлено концептуальное решение вопроса об уголовно-правовой охране личности от новых посягательств на жизнь, вовлечения несовершеннолетних в опасное, суицидальное поведение, а также от организованных форм такой деятельности путем использования сети Интернет и иным образом. Нормы об ответственности за организацию деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства (ст. 110.2 УК РФ), и вовлечение несовершеннолетнего в совершение действий, представляющих опасность для жизни несовершеннолетнего (ст. 151.2 УК РФ), способны восполнить пробельность уголовного закона в этой сфере.
При этом, на наш взгляд, остаются не изученными в достаточной степени возможности регламентации ответственности за склонение к самоубийству и содействие его совершению в уже имеющейся ст. 110 УК РФ за счет расширения объема понятия «доведение до самоубийства» путем его дополнения новыми, не закрепленными в УК РФ способами.
Материалы и методы
Уголовное право представляет собой одну из наиболее консервативных наук гуманитарного цикла. Достоверность результатов работы по специальности 12.00.08 – уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право, академизм изложения обеспечиваются традиционными, классическими приемами, основанными на общенаучном, философском подходе. Это обусловило выбор диалектико-материалистического, логико-семантического, системно-структурного, а также сравнительно-правового методов исследования.
Результаты исследования
Глагол «довести» в русском языке имеет значение «привести в какое-нибудь состояние, вызвать, породить в ком-чём-нибудь какие-нибудь послед- ствия»1 . Это означает, что лексическое значение слова «довести» не ограничено никакими способами совершения этого деяния. То есть, согласно семантическому анализу данного слова, довести до самоубийства можно иначе, чем это закреплено в ч. 1 ст. 110 УК РФ, например, путем уговора, подкупа, обмана или иным способом.
Из этого следует, что содержание уголовно-правового понятия «доведение до самоубийства» может быть расширено за счет дополнения его новыми способами совершения преступления, перечисленными законодателем в ч. 1 ст. 110.1 УК РФ. Несмотря на то что их перечень является открытым, представляется, что в него следовало бы включить шантаж как общеизвестный способ устранения конкурентов в политической, экономической сфере.
Анализ способов содействия совершению самоубийства, регламентированных в ч. 2 ст. 110.1 УК РФ, показывает, что совершение этого преступления «указаниями» установлено законодателем ошибочно. Думается, что указание совершить самоубийство характеризует не содействие, а склонение. По смыслу закона при содействии виновный действует при уже готовом желании потерпевшего покончить с собой, а при склонении – сам «формирует» такое решение. Указание сделать что-либо, безусловно, является вариантом управления поведением другого человека. Оно должно влечь большую ответственность, чем содействие (помощь). Поэтому следовало бы отнести данный способ совершения преступления к склонению к совершению самоубийства.
Нельзя не заметить, что в ч. 2 ст. 110 УК РФ и ч. 3 ст. 110.1 УК РФ законодателем выделены одни и те же квалифицирующие признаки. Вероятно, это свидетельствует в пользу того, что уголовно-правовой запрет на совершение данных деяний может быть установлен в одной статье в соответствии с принципом экономии текста УК РФ при правотворчестве. Поэтому, на наш взгляд, нет необходимости в дополнении УК РФ новой ст. 110.1.
Кроме этого, представляется, что квалифицирующие признаки данных преступлений следовало бы дополнить новым признаком – «с целью совершить преступление или облегчить его совершение», как это предлагается в научной литературе [25, С. 97].
Дифференциация законодателем ответственности за исследуемые преступления в ч. 4 ст. 110.1 УК РФ показывает, что основные составы склонения и содействия по конструкции объективной стороны отличаются от состава доведения до самоубийства, так как для признания их оконченными не требуется установления факта самоубийства или покушения на самоубийство (ч. 1 и 2 ст. 110.1 УК РФ). Такой подход вызывает сомнения. На наш взгляд, следовало бы пойти другим, более традиционным путем и момент окончания преступлений определить так же, как и в ст. 110 УК РФ. Нам представляется, что неоконченная преступная деятельность в этом случае должна влечь ответственность по правилам ст. 30 УК РФ.
Вызывает возражения также определение законодателем категории преступления, предусмотренного ст. 151.2 УК РФ: в ч. 1 статьи максимальное наказание за него установлено до одного года лишения свободы, а в ч. 2 – до трех лет. Думается, что по своей общественной опасности вовлечение несовершеннолетнего в совершение действий, представляющих опасность для жизни несовершеннолетнего, не уступает вовлечению несовершеннолетнего в совершение преступления (ст. 150 УК РФ) и превосходит опасность вовлечения несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий (ст. 151.1 УК РФ). В связи с этим следовало бы отнести преступление, предусмотренное ст. 151.2 УК РФ, к категории преступлений средней тяжести, а санкцию ст. 151.2 УК РФ изложить по примеру ч. 1 и ч. 2 ст. 150 УК РФ.
Обсуждение и заключение
Таким образом, мы полагаем, что следовало бы в п. «а» части 1 ст. 110 УК РФ изложить способы, имеющиеся в действующей редакции, а в п. «б» закрепить новые – путем уговоров, предложений, указаний, шантажа, подкупа, обмана или иным способом. Во второй части этой статьи установить ответственность за содействие совершению самоубийства советами, предоставлением информации, средств или орудий совершения самоубийства либо устранением препятствий к его совершению или обещанием скрыть средства или орудия совершения самоубийства. В третьей части предусмотреть сформулированные в законопроекте квалифицирующие признаки деяний, дополненные новым – «с целью совершить преступление или облегчить его совершение». Последовательность изложения квалифицирующих признаков определить согласно общим правилам по примеру конструирования ч. 2 ст. 105 УК РФ.
Полагаем, что санкцию предлагаемой нами ст. 110 УК РФ в ч. 1 можно оставить прежней; в ч. 2 – определить по примеру ч. 3 ст. 110.1 УК РФ; в ч.3 – как в ч. 2 ст. 110 УК РФ.
На основании этого предлагается:
-
1) изложить статью 110 УК РФ в новой редакции:
«Статья 110. Доведение до самоубийства и содействие его совершению
-
1. Доведение лица до самоубийства или до покушения на самоубийство:
-
а) путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего;
-
б) путем уговоров, указаний, шантажа, предложений, подкупа, обмана или иным способом –
-
2. Содействие совершению самоубийства советами, предоставлением информации, средств или орудий совершения самоубийства либо устранением препятствий его совершению –
-
3. Деяния, предусмотренные частями первой
наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового либо лишением свободы на срок от двух до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового.
наказываются принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.
или второй настоящей статьи, если они совершены:
-
а) в отношении двух или более лиц;
-
б) в отношении несовершеннолетнего или лица, заведомо находящегося в беспомощном состоянии либо в материальной или иной зависимости от виновного;
-
в) в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности;
-
г) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
-
д) с целью скрыть преступление или облегчить его совершение;
-
е) в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении, средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть Интернет) –
наказывается лишением свободы на срок от пяти до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового»;
-
2) признать статью 110.1 УК РФ утратившей силу;
-
3) изложить санкцию в части 1 статьи 151.2 УК РФ в следующей редакции: «наказывается лишением свободы на срок до пяти лет», а в части 2 – «наказывается лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового».
Список литературы Новеллы УК РФ о противодействии деятельности, направленной на побуждение несовершеннолетних к суицидальному поведению
- Голик Ю.В. Меняется мир -меняется преступность//Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2015. № 3 (38). С. 33 -37.
- Голик Ю.В. Переформатирование мира как криминологическая проблема//Современные проблемы уголовной политики: материалы VI Международной научно-практической конференции (г. Краснодар, 25 сентября 2015 г.). В 2-х томах. Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2015. Том 1. С. 48 -51.
- Путин В.В. Позитивные результаты и приоритетные задачи//Профессионал. 2017. № 2 (136). С. 2 -3.
- Мурсалиева Г. Группы смерти (18+)//Новая газета. 2016. 16 мая.
- Мелихова Е. В нескольких регионах РФ нашли жвачки с опасными заданиями//Российская газета. 2017. 20 марта.
- Крылова Н.Е. «Группы смерти» и подростковый суицид: уголовно-правовые аспекты//Уголовное право. 2016. № 4. С. 46 -48.
- Сараева Ю.В., Кленова Т.В. Подростковый суицид: возможности уголовно-правового регулирования//Современные проблемы социально-гуманитарных и юридических наук: теория, методология, практика: материалы международной научно-практической конференции (г. Тихорецк, 7 мая 2017 г.). Краснодар, 2017. С. 234 -240.
- Ментюкова М.А., Дубровина М.М. Эволюция уголовной ответственности за доведение до самоубийства с использованием сети «Интернет»//Вопросы современной науки и практики. 2013. № 44. С. 81 -86.
- Перов В.А., Сунцова Е.А. Современные проблемы уголовной ответственности лиц, подстрекающих к подростковому суициду (о борьбе с промоутерами смерти)//Вопросы ювенальной юстиции. 2016. № 3. С. 12 -14.
- Булычев Е.Н., Ситдикова А.Ф. О необходимости установления уголовной ответственности за пропаганду и популяризацию суицида среди несовершеннолетних//Экономика. Право. Менеджмент: современные проблемы и тенденции развития. 2016. № 11. С. 4.
- Полиди А.А., Куликова А.А. Проблема законодательной регламентации ответственности за доведение до самоубийства и склонение к самоубийству//Концепт. 2017. № 7. С. 44 -47. URL: http://e-koncept.ru/2017/470094.htm, свободный (дата обращения: 15.06.2017).
- Малетина М.А. «Группы смерти» и подростковый суицид: уголовно-правовой аспект//Евразийский юридический журнал. 2017. № 4 (107). С. 209 -211.
- Lincoln S.H., Norkett Е., Graber K.,. Tembulkar S.,. Morelli N., Gonzalez-Heydrich J., D'Angelo E. Suicidal behaviors in children and adolescents with psychotic disorders//Schizophrenia Research. 2017. No. 179. Pp. 13 -16 DOI: 10.1016/j.schres.2016.09.020
- Martin M.S., Dykxhoorn J., Colman I., Afifi T.O. Child abuse and the prevalence of suicide attempts among those reporting suicide ideation//Social Psychiatry and Psychiatric Epidemiology. 2016. Т. 51. No. 11. Pp. 1477-1484 DOI: 10.1007/s00127-016-1250-3
- Teevale T., Lee A.C.-L., Peiris-John R.J., Tiatia-Seath J., Clark T.C., Denny S., Bullen P., Fleming T. Risk and protective factors for suicidal behaviors among pacific youth in New Zealand Crisis//The Journal of Crisis Intervention and Suicide Prevention. 2016. T. 37. No. 5. Pp. 335 -346 DOI: 10.1027/0227-5910/a000396
- Liu M., Ming Q., Yi J., Wang X., Yao S. Screen time on school days and risks for psychiatric symptoms and self-harm in mainland Chinese adolescents//Frontiers in Psychology. 2016. T. 7. No. APR. P. 574 DOI: 10.3389/fpsyg.2016.00574
- Walsh E., Eggert L.L. Preventing youth suicide: issues for law enforcement personnel//International Journal of Law and Psychiatry. 2008. Т. 31. No. 4. Pp. 347 -358 DOI: 10.1016/j.ijlp.2008.06.003
- Степнова Л.А. Психологическая экспертиза информации, пропагандирующей подростковый суицид//Развитие профессионализма. 2016. № 1. С. 222 -223.
- Грахова Л.В., Зыкова А.О. Подростковые суициды в подростковую эпоху: что делать государству и обществу?//Современные проблемы гуманитарных и естественных наук: материалы ХХХI международной научно-практической конференции. Институт стратегических исследований. М., 2016. С. 254 -257.
- Зорина Е.А., Агеева Л.Г. Роль социальных сетей в детских и подростковых суицидах нашего времени//Новая наука: теоретический и практический взгляд. 2017. Том 2. № 3. С. 17 -21.
- Мелешко Д.А. Уголовно-правовая оценка доведения до самоубийства лица, находящегося в беспомощном состоянии//Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2016. № 4 (54). С. 126 -129.
- Щетинина Н.В. Некоторые вопросы применения ст. 110 УК РФ, предусматривающую ответственность за доведение до самоубийства//Вестник Уральского юридического института МВД России. 2016. № 1. С. 2 -4.
- Стрункина А.В. Способ доведения до самоубийства как обязательный признак при квалификации преступления//Научный альманах. 2015. № 10-4(12). С. 163 -166 DOI: 10.17117/na.2015.10.04.163
- Глазкова Л.В., Шамбилова А.М. Становление и развитие уголовной ответственности за доведение до самоубийства по российскому законодательству//Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 10-2. С. 53 -57.
- Волконская Е.К. Предупреждение доведения до самоубийства: уголовно-правовой и криминологический аспекты: монография. М.: Юрлитинформ, 2014. 184 с.
- Сидоров Б.В., Михопаркин Б.В. Доведение до самоубийства: социально-правовая оценка, место в системе смежных институтов и уголовно-правовых норм и вопросы совершенствования уголовного законодательства//Вестник экономики, права и социологии. 2010. № 1. С. 94 -98.
- Стасенок С.В., Шищенко Е.А. Уголовно-правовой и криминологический анализ пропаганды самоубийства//Научное обеспечение агропромышленного комплекса: сборник статей по материалам 71-й научно-практической конференции студентов/Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина. Краснодар, 2016. С. 807 -810.
- Агамиров К.В. Пропаганда самоубийства как новый состав преступления в российском уголовном законодательстве//Знание. 2017. № 1-2 (41). С. 107 -109.
- Эльмурзаев Д.И. Уголовная ответственность за доведение до самоубийства: автореф. дис. …канд. юрид. наук: 12.00.08. М., 2004. 28 с.
- Галимов Р.Р. К вопросу об уголовной ответственности за доведение до самоубийства//Вестник ВЭГУ. 2014. № 2 (70). С. 24 -29.
- Чукаева Н.Г. Уголовная ответственность за доведение до самоубийства или покушения на самоубийство (проблемы законодательного регулирования): автореф. дис. …канд. юрид. наук: 12.00.08. Тюмень, 2011. 19 с.
- Ильин Н.Н. Доведение до самоубийства: история и современность//Российский следователь. 2016. № 23. С. 38 -41.