Новеллы в законодательстве Российской Федерации в сфере адвокатской деятельности
Бесплатный доступ
В статье раскрывается изменения в уголовно-процессуальном законодательстве в части, качающиеся адвокатской деятельности.
Адвокатура, законопроект, новеллы, адвокат в уголовном процессе, уголовное законодательство
Короткий адрес: https://sciup.org/140278642
IDR: 140278642
Текст научной статьи Новеллы в законодательстве Российской Федерации в сфере адвокатской деятельности
Bogdanova, L. I. graduate student student 1 course, faculty of "Legal" Sterlitamak branch of Bashkir State University Russia, Sterlitamak
Supervisor: Sattarova N..
Sterlitamak branch of Bashkir State University Russia, Sterlitamak
IN LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE SPHERE OF THE BAR
The article reveals changes in the criminal procedure legislation, suspension of advocacy.
Государственная дума Федерального Собрания Российской Федерации приняла в первом чтении президентский законопроект, регламентирующий деятельность адвокатов по целому ряду вопросов в уголовном судопроизводстве, в также порядок проведения у них обысков.
Внести изменения предлагается в положения Уголовнопроцессуального кодекса РФ (далее - УПК РФ)1.
Так, согласно пояснительной записке к документу, в статье 450.1 УПК РФ "Особенности производства обыска, осмотра и выемки в отношении адвоката" сформулированы требования к соблюдению конфиденциальности в адвокатской деятельности при проведении в отношении него отдельных следственных действий. Так, в частности, обыск у адвоката может быть произведен только на основании судебного решения, в котором должны быть указаны конкретные отыскиваемые объекты и данные, служащие основанием для проведения обыска. Изъятие адвокатского досье целиком при обыске недопустимо, недопустимы также фотографирование, киносъемка, видеозапись и иная фиксация материалов адвокатского досье.
В целях устранения формальных препятствий для вступления адвоката в уголовное дело в статью 49 УПК РФ вносятся изменения, согласно которым адвокат вступает в уголовное дело, а не допускается к участию и обладает всеми процессуальными правами с момента вступления в уголовное дело, а не с момента его допуска. Этот подход, как говорится в пояснительной записке, согласуется с правовой позицией Конституционного
Суда РФ, указавшего, что закон не предполагает никакого разрешения следователя на этот счет, что одно только предъявление удостоверения адвоката и ордера, подтверждающего заключенное с ним соглашение о защите, является безусловно достаточным для реализации полномочий защитника. Выполнение адвокатом процессуальных обязанностей защитника не может быть поставлено в зависимость от усмотрения должностного лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело, основанного на не перечисленных в уголовно-процессуальном законе обстоятельствах.
Статья 50 УПК дополняется положениями, обязывающими органы предварительного расследования и суд учитывать принятый адвокатской палатой порядок участия адвоката в уголовных делах в качестве защитника по назначению. Это, как отмечается в документе, позволит избежать ситуаций, когда органами предварительного расследования игнорируются решения органов адвокатского самоуправления и назначаются адвокаты для участия в уголовных делах вопреки интересам подозреваемых и обвиняемых2.
В статью 56 УПК РФ вносится изменение, исключающее возможность привлечения в качестве свидетелей по делу лиц, в том числе адвокатов, которые обладают свидетельским иммунитетом и не подлежат допросу согласно части 3 данной статьи.
Статья 58 УПК РФ дополняется положением о том, что стороне защиты не может быть отказано в удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в производстве по уголовному делу специалиста для разъяснения вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию.
Предлагается также расширить перечень недопустимых доказательств, закрепленный в части второй статьи 75 УПК РФ, дополнив его указанием на доказательства, которые получены в ходе оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий путем изъятия из производства адвоката по делам его доверителей.
В целях обеспечения гарантий равноправия сторон обвинения и защиты в доказывании предлагается дополнить статью 159 УПК РФ положением, согласно которому участникам уголовного судопроизводства не может быть отказано в удовлетворении ходатайства не только о производстве следственных действий, но и о приобщении к материалам уголовного дела доказательств, если обстоятельства, об установлении которых ходатайствуют указанные лица, имеют значение для данного уголовного дела и подтверждаются этими доказательствами3.
Кроме того, предусматривается дополнить эту статью положением об обязанности органов предварительного расследования гарантировать защитнику участие в следственных действиях, производимых по его ходатайству, ходатайству подозреваемого или обвиняемого.
Во избежание произвольного применения положений кодекса о недопустимости разглашения данных предварительного расследования и использования этих положений в целях воспрепятствования деятельности адвокатов по защите интересов их доверителей предлагается новая редакция статьи 161 УПК РФ, конкретизирующая правила сохранения тайны следствия4.
В соответствии с проектом федерального закона в статью 401.17 УПК РФ вносятся изменения, которые позволят обеспечить возможность обжалования в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных актов лицам, ранее не обращавшимся с жалобой на вступивший в силу судебный приговор либо обращавшимся в кассационную инстанцию, но по другим правовым основаниям.
Список литературы Новеллы в законодательстве Российской Федерации в сфере адвокатской деятельности
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Российская газета, N 249, 22.12.2001
- Суровова К.Ю. Адвокатская деятельность: содержание, виды (теоретико-правовой анализ), - 2016 г. - 30 с.
- Суровова, К.Ю. Гарантии адвокатской деятельности / К.Ю. Суровова // Адвокатская практика. - 2014. - № 4.