Новосибирский академгородок в условиях "застоя" (по материалам президиума СО АН СССР)

Бесплатный доступ

Опубликованные материалы Президиума Академии наук СССР отражают обсуждение некоторых важных вопросов научной жизни. Их информационная ценность определяется, прежде всего, высоким статусом данной инстанции и конфиденциальностью документов. На заседаниях рассмотрены основные направления деятельности НБ, актуальные и сложные вопросы. Приоритет был отдан реализации инновационных проектов. Документы показывают сложные взаимоотношения научного сообщества и власти. Они показывают, что в рассматриваемый период политика правящих кругов по отношению к Академии наук первой характеризовалась отсутствием внимания, а зачастую и пренебрежением и даже негативизмом. Документы описывают ряд противоречивых тенденций общественного развития Академгородка. Издание раскрывает планы и предложения академика Лаврентьева по реформированию научно-образовательного комплекса.

Еще

Короткий адрес: https://sciup.org/147220327

IDR: 147220327

Текст научной статьи Новосибирский академгородок в условиях "застоя" (по материалам президиума СО АН СССР)

Начавшаяся реализация правительственного проекта реформирования РАН активизировала интерес не только к современному состоянию Академии, но и к истории этого сообщества. В ходе развернувшихся острых дискуссий о ее перспективах высказываются различные, нередко полярно противоположные оценки. Сторонники радикальной трансформации РАН говорят о ее нерефор-мируемости, неэффективности, бюрократизме и консерватизме. Согласно данной интерпретации, такого рода явления имеют глубокие исторические корни, которые в той или иной мере были присущи этой структуре и в предшествующие годы. В свою очередь, противники проводимой реформы подчеркивают позитивные стороны Академии, отмечают ее заслуги в решении стоявших перед страной экономических и оборонных задач. В такой трактовке, современные острые проблемы отечественной науки объясняются, прежде всего, недостаточной государственной поддержкой, а не внутренним состоянием академического сообщества. Соответственно, в целом РАН оценивается в качестве эффективной структуры, заслуживающей, в сущности, лишь «косметического ремонта».

Объективная оценка современной ситуации требует соответствующей исторической характеристики предшествующих этапов развития АН СССР / РАН. При этом весьма продуктивно посмотреть на историю Академии наук через призму развития ее Сибирского отделения. Такой подход особенно актуален с учетом того, что в настоящее время СО РАН позиционирует себя как наиболее успешный кластер отечественной науки, а его руководство особенно активно критикует начавшуюся реформу.

На сегодняшний день истории Сибирского отделения Академии наук СССР / РАН и новосибирского Академгородка посвящено немалое количество трудов, из которых следует выделить, прежде всего, обобщающий исторический очерк [Российская академия наук…, 2007] и ряд монографий [Артемов, 1990; 2006; Водичев, 1994; 2012; Куперштох, 1999; 2011]. Эта литература проанализирована в соответствующих историографических обзорах [Водичев, Узбеко-ва, 2004; Кузнецов, 2014]. Тем не менее различные этапы истории СО АН СССР / РАН исследованы неравномерно, при этом наиболее конкретно изучен процесс его становления.

ISSN 1818-7919. Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2014. Том 13, выпуск 8: История © И. С. Кузнецов, 2014

В настоящей публикации вниманию читателя предлагаются материалы, относящиеся к середине 1970-х гг. К этому времени в развитии отечественной науки вообще и конкретно СО АН СССР все в большей мере давал о себе знать целый ряд противоречивых процессов. Их общеисторический контекст определялся нарастанием в стране консервативных, «застойных» тенденций. Применительно к Сибирскому отделению АН СССР это усугублялось тем, что в результате устранения от власти Н. С. Хрущева (октябрь 1964 г.) М. А. Лаврентьев лишился своего главного покровителя. В последующее десятилетие вплоть до отставки первого президента СО АН (1975 г.) политика правящих кругов по отношению к этому академическому центру характеризовалась, по меньшей мере, отсутствием прежнего внимания, а нередко пренебрежением и даже негативизмом.

В силу комплекса общих и специфических факторов, все большие препятствия встречала инновационная деятельность СО АН, или, согласно терминологии того времени, – «внедрение достижений науки в производство». Вместе с тем в самом научном сообществе также давали о себе знать деструктивные тенденции. С одной стороны, усиливается бюрократизация науки, с другой – все большее значение приобретает система неформальных отношений, своего рода «теневая экономика». При этом отмеченное изменение государственной политики в возрастающей степени сказывалось на социальном развитии «главного бастиона» СО АН – новосибирского Академгородка. В его НИИ прослеживается «окостенение» научных кадров, явно замедляется процесс их обновления, одной из главных причин чего был нараставший «жилищный кризис».

Отмеченные проблемы, как и многие другие аспекты жизни регионального научного сообщества, в той или иной мере нашли отражение в стенограммах заседаний Президиума СО АН СССР. Этот источнико-вый массив сконцентрирован в соответствующем фонде Научного архива СО РАН (НАСО). Следует подчеркнуть, что до сих пор названные материалы недостаточно введены в научный оборот. Даже в наиболее содержательных исследованиях по истории Сибирского отделения АН СССР / РАН при обращении к информационным ресурсам НАСО в большей мере используется дирек- тивно-распорядительная и отчетная документация.

В необъятном массиве протокольной документации советской эпохи, одной из разновидностей которой и являются стенограммы, особый интерес представляют материалы различных руководящих инстанций. Из их числа в настоящее время наиболее фундаментальную источниковедческую характеристику получила протокольная документация СНК РСФСР и в особенности Политбюро ЦК РКП(б) / ВКП(б), Президиума ЦК КПСС [Генкина, 1982; Покровский, 1996, Адибе-ков и др., 2000; Афиани, 2000; 2002]. Однако нам не известно ни одной работы, посвященной аналогичным материалам руководящих научно-организационных инстанций – Президиума АН СССР и СО АН СССР. Поэтому для археографической характеристики публикуемых источников правомерно использовать некоторые положения и выводы, сформулированные в указанных работах о протокольной документации высших властных инстанций.

Основная ценность такого рода источников заключается в том, что они, как подчеркивает главный редактор издания материалов заседаний Президиума ЦК КПСС акад. А. А. Фурсенко, «раскрывают механизм власти», вводят в ее «святая святых» [Президиум ЦК КПСС…, 2003. С. 6]. В какой-то мере приведенную характеристику можно экстраполировать и на интересующие нас материалы. Участники заседаний Президиума СО АН СССР имели высокий статус, – это были его руководители, академики, директора крупнейших НИИ. При этом заседания носили сугубо конфиденциальный характер – о них, как правило, не сообщалось в СМИ, а стенограммы, разумеется, не публиковались. Все это способствовало относительной откровенности суждений лидеров регионального научного сообщества. С этой точки зрения, рассматриваемые стенограммы существенно отличаются как от различных публичных речей и статей руководителей СО АН, так и официальных отчетов, адресованных вышестоящим органам.

При характеристике методики работы со стенограммами в качестве важнейшей задачи отмечается необходимость сопоставления правленых и неправленых стенограмм. Значимость такого рода процедуры, помимо прочего, мотивируется следующим образом: «Нередко оратор, по тем или иным соображе- ниям, осуществляет конъюнктурную правку текста. На выступавшего может оказывать давление недовольное выступлением начальство или сам оратор осознает, что по горячности наговорил лишнего» [Источниковедение…, 1998. С. 579].

Применительно к публикуемым материалам обозначенная задача не имеет такого принципиального значения. Это обусловлено и отмечавшимся составом участников заседаний («свои люди»), и археографическими особенностями стенограмм Президиума СО АН. Поскольку в этом отношении они весьма схожи со стенограммами заседаний Президиума ЦК КПСС, приведем соответствующие характеристики, которые дает ответственный составитель названного документального издания В. Ю. Афиани: «Стенографические записи представляют собой машинописные расшифровки, отложившиеся в делах фонда в одном экземпляре. Исходные, нерасшифрованные записи стенографисток отсутствуют. Судя по характеру записей, они уже прошли некоторую редактуру при расшифровке и только в отдельных случаях в них сохраняется несогласованность, бессвязность, характерные особенности устной речи. Нет каких-либо данных, позволяющих считать эти тексты окончательной редакцией записи» [Президиум ЦК КПСС…, 2003. С. 14].

К этому можно добавить, что первичная редактура при расшифровке публикуемых текстов носила еще более минимальный характер и «несогласованность, бессвязность, характерные особенности устной речи» прослеживаются довольно часто. Разумеется, это является стилистическим минусом, зато свидетельствует о максимальной близости отпечатанных текстов к реальным выступлениям.

В целом же публикуемые фрагменты стенограмм имеют значительный информационный потенциал, позволяют реконструировать взгляды, мнения и настроения руководителей и ведущих ученых Сибирского отделения АН СССР.

Список литературы Новосибирский академгородок в условиях "застоя" (по материалам президиума СО АН СССР)

  • Адибеков Г. М., Роговая Л. А., Кошелева Л. П. Протоколы Политбюро ЦК РКП(б) / ВКП(б) как исторический источник // Политбюро ЦК РКП(б) / ВКП(б). Повестки дня заседаний. 1919-1952. Каталог. М., 2000. Т. 1. С. 5-29.
  • Артемов Е. Т. Формирование и развитие сети научных учреждений АН СССР в Сибири. 1944-1980 гг. Новосибирск: Наука, 1990. 188 с.
  • Артемов Е. Т. Научно-техническая политика в советской модели позднеиндустриальной модернизации. М.: РОССПЭН, 2006. 254 с.
  • Афиани В. Ю. Протоколы Бюро Президиума и Президиума ЦК КПСС 1950-1960-х гг.: проблемы источниковедения и археографии советского периода // Проблемы истории, русской книжности, культуры и общественного сознания. Новосибирск, 2000. С. 275-288.
  • Афиани В. Ю. Источниковедческое изучение и публикация документов Президиума ЦК КПСС 1950-1960-х гг. // Россия в XX в.: реформы и революции. М., 2002. Т. 2. С. 302-313.
  • Водичев Е. Г. Путь на Восток: формирование и развитие научного потенциала Сибири. Середина 50-х - 60-е гг. Новосибирск: Экор, 1994. 202 с.
  • Водичев Е. Г. Наука на востоке СССР в условиях индустриализационной парадигмы. Новосибирск: Изд-во «Гео», 2012. 346 с.
  • Водичев Е. Г., Узбекова Ю. И. Развитие академической науки в Сибири: историографический очерк // Советская региональная культурная политика: проблемы изучения. Сб. науч. тр. Новосибирск, 2004. С. 116-169.
  • Генкина Э. Б. Протоколы Совнаркома РСФСР как исторический источник для изучения государственной деятельности В. И. Ленина. М.: Наука, 1982. 191 с.
  • Евреинов Э. В., Косарев Ю. Г., Устинов В. А. Применение электронных вычислительных машин в исследовании письменности древних майя. Новосибирск, 1961. Т. 1: Мадридская рукопись. 372 с.
  • Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: Учеб. пособие / И. Н. Данилевский, В. В. Кабанов, О. М. Медушевская, М. Ф. Румянцева. М., 1998. 702 с.
  • Кузнецов И. С. Новосибирский Академгородок в 1973 г.: «Дело» СКБ ГИТ // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2005. Т. 4, вып. 2: История. С. 127-136.
  • Кузнецов И. С. Современная историография новосибирского Академгородка // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2014. Т. 13, вып. 1: История. С. 130-140.
  • Куперштох Н. А. Кадры академической науки Сибири (середина 1950-х - 1960-е гг.). Новосибирск: Изд-во СО РАН, 1999. 150 с.
  • Куперштох Н. А. Очерки о лидерах академической науки Сибири. Новосибирск: Изд-во «Гео», 2011. Вып. 1. 154 с.
  • Покровский Н. Н. Источниковедение советского периода: документы Политбюро ЦК РКП(б) / ВКП(б) первой половины 1920-х гг. // Археографический ежегодник за 1994 г. М., 1996. С. 18-46.
  • Покровский Н. Н. Формирование академических СКБ в Новосибирском научном центре (конец 1970-х - начало 1980-х гг.) // Духовная культура народов Сибири: традиции и новации. Сб. науч. тр. Новосибирск, 2001. С. 125-143.
  • Президиум ЦК КПСС. 1954-1963. М.: РОССПЭН, 2003. Т. 1: Черновые протокольные записи заседаний. Стенограммы. 1344 с.
  • Российская академия наук. Сибирское отделение: Исторический очерк. Новосибирск: Наука, 2007. 510 с.
  • След на земле: солдат, ученый, учитель. Посвящается памяти академика Анатолия Васильевича Ржанова. 1920-2000. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2002. 441 с.
  • Советский район мог стать научным центром в освоении космического пространства: из воспоминаний Юрия Куратченко, научного сотрудника СО РАН с 1963 по 1989 г., заслуженного ветерана СО РАН, офицера в отставке, ученого, публициста, члена Союза журналистов России // Наука в Сибири. 2008. № 17 (24 апр.).
Еще
Статья научная