Новые данные о хронологии и связях культуры чауху (Синьцзян, Китай)

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются материалы полностью исследованного могильника Мохучахань IX-VIII (VII) вв. до н.э., расположенного к юго-западу от Урумчи в уезде Хэцзин в Южном Притяньшанье. Погребальный обряд на могильнике в основном характерен для культуры чауху. По радиоуглеродным датам и наличию псалиев аржанского типа ранняя группа захоронений в Мохучахань может быть предварительно отнесена к IX в. до н.э. Соответственно это первый в Синьцзяне столь ранний представительный комплекс Кв. до н.э., существенно дополняющий материалы Аржана-1. Связи культуры чауху с Саяно-Алтаем хорошо прослеживались по могильникам в Чаухугоу для VII-VI вв. до н.э., но материалы Мохучахань демонстрируют их существование уже в IX в. до н. э. Они заметны в конском снаряжении и в погребальном обряде. Обнаруженные в Мохучахань псалии аржанского типа встречаются только в Туве (Аржан-1), Горном Алтае (Курту-2, Ак-Алаха-2) и Верхнем Приобье. В Горном Алтае (Курту-2) просматривается и сходство в погребальном обряде.

Еще

Синьцзян, саяно-алтай, культура чауху, могильник мохучахань, раннескифское время, погребальный обряд, инвентарь, наконечники стрел, псалии аржанского типа

Короткий адрес: https://sciup.org/145145002

IDR: 145145002   |   DOI: 10.17746/2658-6193.2018.24.376-379

Текст научной статьи Новые данные о хронологии и связях культуры чауху (Синьцзян, Китай)

Культура чауху выделена около 20 лет назад в ходе обобщения результатов масштабных раскопок в районе ущелья Чаухугоу на четырех могильниках, из которых один (Чаухугоу-4) был полностью раскопан (вскрыто 248 могил), а во втором (Чауху- гоу-1) вскрыты 234 могилы из 700 [Синьцзян…, 1999; Шульга, 2010; Комиссаров, 2011]. Подавляющее большинство исследованных до недавнего времени могильников и захоронений отно сится к раннескифскому времени (VIII–VII вв. до н.э.).

К V в. до н.э. культура чауху угасает, а потому погребений VI–V вв. до н.э. известно немного. За годы работ китайскими археологами получена богатая коллекция инвентаря, однако не меньшее значение имеют особенности зафиксированной планировки захоронений. Достоверно установлено, что могильники Чаухугоу в течение нескольких столетий формировались в ходе последовательных подхоро-нений, преимущественно в северном направлении. Порядок этот обычно не нарушался. Знание относительной хронологии могил позволило детально проследить эволюцию погребального обряда, а также инвентаря. Эту особенность культуры чауху трудно переоценить, поскольку на скифоидных могильниках в восточной части степного пояса подобная (но менее упорядоченная) последовательность захоронений зафиксирована только на могильнике Юйхуанмяо VII–VI вв. до н. э. в Северном Китае [Шульга, 2015]. Значительная часть полученного в Чаухугоу инвентаря (за исключением керамики) относится к типам, широко распространенным в Южной Сибири и Казахстане. Это детали конского снаряжения, поясная фурнитура, украшения, зеркала, некоторые формы ножей, оружие, оселки и пряслица. Очевидно, что в VIII–V вв. до н.э. культура чауху входила в круг скифоидных этнокультурных образований Казахстана и Саяно-Алтая. Влияние их на чауху к VI в. до н.э. постепенно усиливалось. Обратных импульсов из Южного Притяньшанья в западном и северном направлениях заметно не было [Шульга, 2010, 2015]*. Наличие особого погребального обряда, а также специфические формы и раскраска керамики в Чаухугоу однозначно указывали на местные корни культуры чауху. Заметных связей с культурами Северного Китая не фиксировалось.

Ситуация существенно изменилась после публикации материалов полностью исследованного могильника Мохучахань (236 погребений культуры чауху), расположенного в Южном Притяньшанье примерно в 50 км от могильников в Чаухугоу [Чжан Тенань, Алифуцзян Нияз, Тань Нинчжи, 2016]. Погребальный обряд в Мохучахань имеет некоторые отличия, но по основным параметрам могильник, без сомнения, относится к культуре чауху. В погребениях его наиболее ранней юго-восточной части (сектор 1) были обнаружены архаичные бронзовые втульчатые двухлопастные наконечники стрел, а также уздечные наборы с псалиями аржанского типа (см. рисунок , 3 6 ). Эти находки в совокупности с радиоуглеродными датами в интервале

X–IX вв. до н.э. [Там же, с. 317, 352–353] позволяют отнести раннюю часть могильника по меньшей мере к IX в. до н.э. По мнению К.В. Чугунова, могильник, возможно, начал формироваться даже раньше Аржана-1 [2018, с. 274]. Китайские исследователи полагают, что захоронения в юговосточном секторе 1 Мохучахань датируются X–IX вв. до н.э. и являются наиболее ранними в культуре чауху. Совершенные позже захоронения в северо-западном секторе 2 синхронизируются ими с ранними погребениями VIII в. до н.э. из могильников в Чаухугоу [Чжан Тенань, Алифуцзян Нияз, Тань Нинчжи, 2016, с. 318, 321]. Соответственно с этих позиций культура чауху может рассматриваться как одно из наиболее ранних хорошо документированных раннескифских образований, где уже появилась уздечка нового типа с трехдырчатыми псалиями, у которых отверстия располагались в одной плоскости.

Могильник Мохучахань интересен также ранее не встречавшимися категориями инвентаря и особенностями погребальной обрядности, позволяющими вновь обратиться к вопросу о происхождении культуры чауху и ее связях с сопредельными культурами. Так, К.В. Чугунов предполагает сходство наборов бронзовых изделий из женских погребений с инвентарем II тыс. до н.э. за пределами Синьцзяна, в том числе из среднеазиатских земледельческих оазисов [Чугунов, 2017, с. 492]*. Следует также отметить некоторые параллели с Древним Китаем, которые могут возникнуть при рассмотрении двух зеркал с изображениями свернувшегося фантастического существа из могильника Чаухугоу-4 и черешковых двухлопастных стрел из могильника Мохучахань (см. рисунок , 9 16 ). Указанным зеркалам приводилась параллель с зеркалом из Шанцуньлинского некрополя [Комиссаров, 2011, с. 123–124]. Определенное сходство, конечно, имеется, но чем оно обусловлено, пока не ясно, поскольку никаких дополнительных данных нет. В отношении бронзовых и костяных (роговых ?) двухлопастных наконечников, «по форме близких китайским» [Чугунов, 2017, с. 492] следует сказать, что характерные черешковые двухлопастные китайские наконечники второй половины II тыс. до н.э. – VI в. до н.э. имели округлый в сечении черешок с упором и нервюру на головке (см. рисунок , 17 25 ). Таких наконечников в могильнике Мохучахань нет, хотя на одном бронзовом имеется нервюра (см. рисунок , 10 ), а на черешке ко-

*Обстоятельства появления в могильниках Чауху-гоу-1 и Янхай-1 роговых (костяных) псалиев с головками баранов на окончаниях пока не находят объяснения, что косвенно отмечено и А.А. Ковалевым [2014, с. 132].

Планы погребений и псалии аржанского типа из могильников Мохучахань ( 1 - 6 ) и Курту-2 ( 7 - ). Наконечники стрел из могильников Мохучахань ( 9-16 ), Шаолинюань ( 17-19 ) и Юйхуанмяо ( 20-25 ).

4 , 5 , 9 - 13 , 17 - 25 - бронза; 3 , 6 , , 14 - 16 - кость (рог).

1 - 6 , 9 - 16 - по: [Чжан Тенань, Алифуцзян Нияз, Тань Нинчжи, 2016]; 7 - - по: [Сорокин, 1966, рис. 3, 5]; 17 - 19 - по: [Шаолин юань..., 2008]; 20 - 25 - по: [Шульга, 2015].

стяного наконечника намечен уступ (см. рисунок , 14 ), как бы имитирующий упор под головкой китайской стрелы (см. рисунок , 17 , 18 , 20 - 25 ). Связано ли появление этих двухлопастных черешковых 378

наконечников с опосредованным влиянием Китая эпохи Западная Чжоу, пока не ясно.

Вместе с тем были получены новые данные о связях культуры чауху с Саяно-Алтаем. Они за- метны в конском снаряжении и в погребальном обряде. Обнаруженные в Мохучахань псалии ар-жанского типа (см. рисунок, 3–6) не встречаются в Казахстане и на территории «восточной» историко-культурной общности (Северный Китай, Монголия, Забайкалье и Минусинская котловина), но известны в Туве (Аржан-1), на юге Горного Алтая (Курту-2, Ак-Алаха-2) и в прилегающем к нему с запада Верхнем Приобье (Ближние Елбаны-7, 14, Елбаны). Необходимо также обратить внимание на уже отмечавшееся [Там же, с. 494] сходство погребального обряда ранних погребений в Мохуча-хань с обрядом в пяти кольцах могильника Курту-2 в Горном Алтае (Восточный Казахстан) [Сорокин, 1966, с. 43–45]. В кольце 3 имелось обложенное гальками подхоронение лошади, примыкавшее к могиле человека с юго-востока (см. рисунок, 7, 8), а сам человек был погребен на левом боку с подогнутыми ногами, головой на северо-запад. У морды лошади находились характерные аржанские псалии (см. рисунок, 8а). В последние десятилетия захоронение в кольце 3 вполне обоснованно считается самым ранним погребением бийкенской культуры Горного Алтая. В таком случае к данной культуре следует относить и остальные четыре исследованные в Курту-2 оградки без конских подхоронений. Таким образом, материалы из наиболее ранних погребений пока не дают оснований предполагать наличие прямых связей с Китаем эпохи Западная Чжоу, но демонстрируют вовлеченность Притянь-шанья в культурную общность Южной Сибири на этапе формирования культур раннескифского облика в IX в. до н.э.

Список литературы Новые данные о хронологии и связях культуры чауху (Синьцзян, Китай)

  • Ковалев А.А. Происхождение скифов из Джунгарии: основания гипотезы и ее современное состояние // Арии степей Евразии: эпоха бронзы и раннего железа в степях Евразии и на сопредельных территориях: сб. памяти Е.Е. Кузьминой. - Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2014. - С. 124-136.
  • Комиссаров С. А. Культура чауху - центральная культура скифской эпохи на территории Синьцзяна (КНР) // «Terra Scythica»: Мат-лы междунар. симп. - Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2011. - С. 121-129.
  • Синьцзян Чауху: дасин шизцу муди фацзюэ баогао (Чауху в Синьцзяне - отчет о раскопках больших родовых могильников) / Синьцзянский институт археологии и культурного наследия. - Пекин: Дунфан чубаньшэ, 1999. - 416 с. (на кит. яз.).
  • Сорокин С.С. Памятники ранних кочевников в верховьях Бухтармы // АСГЭ. - 1966. - Вып. 8. - С. 39-60.
  • Чжан Тенань, Алифуцзян Нияз, Тань Нинчжи. Синьцзян Мохучахань муди (Могильник Мохучахань в Синьцзяне). - Пекин: Кэсюэ чубаньшэ, 2016. -410 с. (на кит. яз.).
  • Чугунов К.В. Проблемы датирования азиатских материалов эпохи ранних кочевников и вопросы их синхронизации с древностями Восточной Европы // Старожитностi раннього залiзного вiку (Археологiя i давня iсторiя України). - Київ, 2017. - Вип. 2 (23). - С. 484-499.
  • Чугунов К.В. Трансконтинентальные связи Европы и Азии в предскифское время: старые проблемы и новые данные // Кавказ в системе культурных связей Евразии в древности и средневековье. XXX «Крупновские чтения» по археологии Северного Кавказа: мат-лы Междунар. науч. конф. - Карачаевск, 2018. - С. 272-275.
  • Шаолин юань сичжоу муди (Могильник Шаолинюань эпохи Западного Чжоу): в 2 тт. // Тр. Института археологии провинции Шэньси. - Пекин: Кэсюэ чубаньшэ, 2008. - 807 с. (на кит. яз.)
  • Шульга П.И. Синьцзян в VIII-III вв. до н.э. (Погребальные комплексы. Хронология и периодизация). - Барнаул: Изд-во Алт. гос. тех. ун-та, 2010. - 238 с
  • Шульга П.И. Могильник Юйхуанмяо в Северном Китае (VII-VI века до н.э.). - Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2015. - 304 с
Еще
Статья научная