Новые данные о происхождении традиционной системы отопления (кан) на Корейском полуострове
Автор: Нестеркина А.Л.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Археология эпохи палеометалла и средневековья
Статья в выпуске: XXII, 2016 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается проблема происхождения традиционной системы отопления корейского жилища - кана. Ранее считалось, что каны получают распространение на Корейском полуострове в эпоху раннего Средневековья: их появление связано с культурой государств Когурё и Пэкче. Находка кана в жил. 1 памятника Йульмунни I позволяет по-новому подойти к решению вопроса об истоках и развитии кана. Йульмунни I представляет собой типичное поселение культуры чундо раннего железного века. Оно расположено в городе Чхунчхон (провинция Канвондо Республики Корея). Конструкция кана и археологические находки из жил. 1 Йульмунни I находят аналогии в кроуновской культуре Российского Приморья. По собранному с пола жилища древесному углю получены 4 абсолютные даты. Они позволяют датировать жилище временным диапазоном I в. до н.э. -I в. н.э. Материалы археологических исследований поселения Йульмунни I свидетельствуют о кроуновском происхождении отопительной системы типа кан на Корейском полуострове.
Корейский полуостров, приморье, жилище, кан, ранний железный век, культура чундо, кроуновская культура
Короткий адрес: https://sciup.org/14522395
IDR: 14522395
Текст научной статьи Новые данные о происхождении традиционной системы отопления (кан) на Корейском полуострове
В эпоху Средневековья на территории российского и зарубежного Дальнего Востока получает распространение система отопления теплым воздухом – кан. Она представляет собой канавки, расположенные вдоль стенок жилища. С одного конца такой канавки находился очаг-топка, другой конец канавки выводился за пределы жилища. Поверх канавки укладывались плоские камни [Загорулько, 1992, с. 14; Артемьева, 2008, с. 38].
Жилища с каном характерны для многих культур и народов Дальнего Востока (ханьцев, когурё, мохэ, бохайцев, чжурчжэней). В Корее кан с течением времени даже становится неотъемлемой чертой местной домостроительной традиции [Джарылга- синова, 1979, с. 220]. Однако вопрос о происхождении и развитии отопительной системы типа кана в Восточной Азии пока не находит однозначного ответа. Существует мнение, что «кан возник в дальневосточной части своего ареала, в среде таких культур, как кроуновская, тхэсонри (Корея), верхняя сяцзядянь (Маньчжурия)» [Бродянский, 1985, с. 49; Артемьева, 2008, с. 40].
Данное утверждение, на наш взгляд, содержит немало спорных моментов. Сведения о находках жилищ с каном на памятнике Тхэсонни отсутствуют [Пукхан мунхваюджок.., 1999, с. 164, 173]. На севере Корейского полуострова остатки канов зафиксированы в жилищах памятника Тэпхённи, однако культурная атрибуция данного комплекса не однозначна. Жилища с каном приурочены к горизонту 2, содержащему когурёскую керамику, поэтому не исключена их принадлежность к культуре Когурё [Пукхан мунхваюджок.., 1999, с. 205, 207]. Есть также краткое упоминание о находке одноканального одноколенного кана в жил. 1 на стоянке Седжунни, но подробное описание объекта и иллюстрации отсутствуют, равно как и надежная датировка данного комплекса [Вострецов, Жущихов-ская, 1990, с. 78]. Культура верхнего слоя сяцзядянь известна, преимущественно, по погребальным комплексам со своеобразной керамикой и изделиям из бронзы. Достоверной информации о канах на памятниках этой культуры также нет [Баринова, 2013, с. 127-131]. Таким образом, на сегодняшний день наиболее вероятным представляется теория кроу-новского происхождения восточноазиатского кана.
Ближайшей аналогией кроуновским материалам на территории Корейского полуострова являются памятники типа чундо . Данные комплексы получили распространение на территории северо-восточной и центральной Кореи в раннем железном веке (вторая половина I тыс. до н.э. – первая половина I тыс. н.э.). Памятники культуры чундо исследованы, преимущественно, по материалам поселений. До недавнего времени в жилищах типа чундо каны не были известны. В свете данных обстоятельств большой интерес представляют результаты работ на памятнике Йульмунни 75-2 (Йульмунни I).
Памятник Йульмунни I расположен в центральной части Корейского полуострова. Он занимает территорию на севере г. Чхунчхон (пров. Канвондо Республики Корея). Это поселение, приуроченное к долине, сформировавшейся на месте слияния рек Пукханган и Соянган. Здесь в ходе разведочных работ, проводившихся Институтом культурного наследия емэк в 2005 г., выявлены контуры котлованов 21 жилища. В 2006 г. полностью исследовано археологическими раскопками одно из них (жил. 1) (см. рисунок, 1 ).
Жилище 1 имеет котлован подпрямоугольной в плане формы, размерами 5,6 × 4,3 м, глубиной 0,53 м, ориентированный продольной осью по линии север – юг. В южной, короткой, стенке котлована расположен четырехугольный в плане тамбур-вход (2,15 × 1,2 м), частично разрушенный результате строительства перекрывающего его жил. 2. Не исключена возможность того, что постройка имела дополнительный котлован, но по имеющимся данным установить его наличие не представляется возможным. Судя по большому количеству древесного угля на полу постройки, она разрушена в результате пожара. На полу сделана подсыпка из утрамбованного грунта. Столбовые ямки на полу жилища не прослежены. Вероятно, основание столбов каркаса жилища не было заглублено в грунт.
В жил. 1 зафиксирована система отопления типа двухколенного (Г-образного) глиняного кана. Сохранность кана удовлетворительная. Он состоит из печи с топкой, дымохода и выходного отверстия дымохода с трубой. Печь расположена в северо-восточной части котлована жилища, вдоль его стенки. Ее размеры 2,00 × 0,72 м, высота в пределах 0,5 м. На южном конце западной стенки печи имеется топка (0,28 × 0,19 м), оформленная поставленными на ребро каменными плитками. Верхняя часть печи, по-видимому, использовалась также для приготовления пищи: она выложена обмазанными глиной каменными плитками, на которые устанавливались керамические сосуды. Дымоход расположен вдоль северной стенки котлована жилища. Он одноканальный, стенки сложены из глины, длиной 4,3 м, шириной 0,2 м. Выходное отверстие дымохода находится в северо-западном углу котлована жилища. Изначально здесь располагалась дымовая труба. О ее наличии свидетельствуют остатки карбонизированной древесины в заполнении выходного отверстия. Судя по форме древесных остатков, функцию дымовой трубы выполняло бревно с полой сердцевиной. Основание трубы сложено размещеными под разными углами керамическими сосудами и обмазано глиной [Чхунчхон Йульмунни…, 2008, с. 13–15, 26–34].
Система отопления типа кана зафиксирована в жилищах кроуновской культуры Приморья на поселениях Киевка, Сопка Булочка и др. На пос. Киев-ка в 3 из 6 раскопанных жилищ (жил. 1, 3 и 4) найдены одноканальные двухколенные (Г-образные) каны, сложенные из каменных плиток [Вострецов, Жущиховская, 1990, с. 75, 76]. Аналогичный по форме С-образный глиняный кан выявлен в жил. 15б на Сопке Булочке [Древние памятники..., 2006, с. 45].
Находки на полу жил. 1 пос. Йульмунни I включают керамику типа чундо , керамический сосуд ханьского (лоланского) типа, каменные и железные изделия. Большая часть найденных здесь керами-

Жилище 1 поселения Йульмунни I.
1 – план и стратиграфия; 2, 3 – керамические сосуды (по: [Чхунчхон Йульмунни…, 2008]).
ческих сосудов относится к керамике типа чундо . Из собранных фрагментов реконструировано 6 сосудов . Два из них относятся к категории горшковидных сосудов с ручками-«пеньками» [Чхунчхон Йульмунни…, 2008, с. 64–66] (см. рисунок, 2, 3 ). Подобные сосуды типичны для культуры туаньцзе и кроуновской культуры.
Комплекс железных изделий включает чугунный литой кельт, нож без рукояти, подтреугольный плоский наконечник стрелы с выемкой в основании и 3 аморфных фрагмента железных предметов [Чхунчхон Йульмунни…, 2008, с. 78–81]. Металлические артефакты также демонстрируют тесную связь с памятниками кроуновской культуры Приморья (Кроуновка-1, Киевка и др.).
По образцам древесного угля, собранным с пола жил. 1, методом AMS-датирования получены 4 определения абсолютного возраста жилища: 1955 ± 20 л.н.
(40 лет до н.э. – 90 лет н.э.) (PLD-7617); 1870 ± 25 л.н. (70–220 лет н.э.) (PLD-7618); 2010 ± 40 л.н. (120– 80 лет до н.э.) (KR06-081); 1950 ± 40 л.н. (50 лет до н.э. – 130 лет н.э.) (KR06-082) [Чхунчхон Йульмунни…, 2008, с. 159–164]. Все полученные даты укладываются в период I в. до н.э. – I в. н.э. Таким образом, археологические материалы и абсолютные даты жил. 1 поселения Йульмунни I однозначно свидетельствуют о принадлежности данного объекта ко времени распространения культуры чун-до в бассейне р. Пукханган.
Находка жилища с каменно-земляным двухколенным (Г-образным) каном на поселении культуры чундо Йульмунни I в центральной части Корейского полуострова позволяет по-новому рассмотреть вопрос о происхождении корейских канов. Ранее считалось, что каны распространяются на Корейском полуострове в эпоху Средневековья: в Северной Корее их появление связано с Когурё, в Южной Корее – с культурой раннего Пэкче. Однако материалы жил. 1 пос. Йульмунни I имеют более раннюю датировку: они относятся к раннему железному веку. Кроме того, эти материалы находят многочисленные аналогии в кроуновской культуре Российского Приморья. Все сказанное выше дает возможность сделать предварительный вывод о кроуновском происхождении традиционной отопительной системы типа кан на Корейском полуострове.
Список литературы Новые данные о происхождении традиционной системы отопления (кан) на Корейском полуострове
- Артемьева Н.Г. Происхождение и эволюция традиционной системы отопления (кан и ондоль) народов Дальнего Востока//Ойкумена. Регионоведческие исследования. -2008. -Вып. 1 (5). -С. 38-45.
- Баринова Е.Б. Этнокультурные контакты Китая с народами Центральной Азии в древности и средневековье. -М.: ИЭА РАН, 2013. -420 с.
- Бродянский Д. Л. Кроуновско-хуннские параллели//Древнее Забайкалье и его культурные связи. -Новосибирск: Наука, 1985. -С. 46-50.
- Вострецов Ю.Е., Жущиховская И.С. К вопросу о канах на памятниках кроуновской культуры Приморья//КСИА. -1990. -Вып. 199. -С. 74-79.
- Джарылгасинова Р.Ш. Жилище корейцев//Типы традиционного сельского жилища народов Юго-Восточной, Восточной и Центральной Азии. -М.: Глав. ред. вост. лит., 1979. -С. 216-227.
- Древние памятники Южного Приморья. Отчет о раскопках на Сопке Булочке в 2005 г./А. П. Деревянко, Ким Бонгон, В.Е. Медведев, Ким Ёнмин, Хон Хёну, И. В. Филатова, В. А. Краминцев, О. С. Медведева, Хам Сантхэк, А.Л. Субботина. -Сеул: ИАЭТ СО РАН, Гос. Ин-т культур. наследия Республики Корея, 2006. -361 с.
- Загорулько А.В. Традиционное жилище корейцев: автореф. дис.... канд. ист. наук. -Москва, 1992. -25 с.
- Пукхан мунхваюджок пальгуль кэбо (Сообщения о раскопках памятников культуры Северной Кореи). -Сеул: Гос. ин-т культур. наследия Республики Корея, 1999. -643 с. (на кор. яз.).
- Чхунчхон Йульмунни юджок I. Чхунчхон Йульмунни 75-2-понджи чханго синчхук пуджи-нэ юджок сигульчоса погосо (Памятник Йульмунни I в г. Чхунчхон. Отчет об археологических разведках на в зоне новостроек в квартале Йульмунни 75-2 в г Чхунчхон)/Чон Ёну, Сим Джэён, Хон Сонъик, Ли Суджин, Ли Сангиль, Кан Хёнджон, Ким Соён. -Чхунчхон: Ин-т культурного наследия емэк, 2008. -196 с. (на кор. яз.).